Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР в средней группе на апрель и май

Наталья Панкова
Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР в средней группе на апрель и май

Планирование групповой коррекционно – педагогической работы

воспитателя специального (коррекционного) образовательного учреждения

с воспитанниками дошкольного возраста, имеющими интеллектуальную

недостаточность

Выполнила:

Панкова Наталья Анатольевна

2014 г.

Группа: средняя.

Ведущая проблема: плохо развита мелкая моторика.

Симптомы:

- плохо держат карандаш (ручку, не могут обвести предметы по контуру;

- не могут взять в руки мелкие предметы;

- с трудом могут удержать в руках мелкие и крупные предметы при выполнении заданий;

- при изготовлении поделок не получается вылепить или вырезать предметы нужной формы и размера;

- не могут открыть бутылочки, сматывать нитки;

- плохо владеют куклами при театрализации;

- при выкладывании узоров из мозаики не могут брать детали, а помогают себе ртом.

Параметры диагностики Упражнения для диагностики

1 Синхронность движения обеих рук, пальцев

Пальчиковая гимнастика

2 Согласованность движения обеих рук Симметричное Скатывание клубков

3 Несимметричное Открыть и закрыть бутылку

4 Удерживание в руке ножниц Произвольно резать бумагу

5 Обведение по контуру По внешнему Пользование шаблоном

6 По внутреннему С помощью трафарета

7 Захват тремя пальцами Выкладывание узора из мозаики

8 Захват двумя пальцами

Игры с прищепками

9 Захват тремя пальцами (большого, указательного и среднего) ведущей руки Кукольный театр

Чтобы определить, по каким параметрам испытывает затруднения каждый ребёнок из группы, была проведена индивидуальная диагностика, в ходе которой было продиагностировано 10 детей.

Результаты проведения диагностики развития мелкой моторики в средней группе представим в виде таблицы, где с помощью знака «+» покажем положительный результат, а знаком «-» - отрицательный результат.

Упражнения

Имя ребёнка Пальчиковая гимнастика

Скатывание клубков

Открывание и закрывание бутылки

Резание бумаги

Пользование шаблоном

Пользование трафаретом

Выкладывание из мозаики

Игры с прищепками

Кукольный театр

1 Настя И. + + + - - + + + +

2 Настя М. + + + + - + + + -

3 Настя Ф. + - + - - + + + -

4 Наташа Ч. + + + + - + + + +

5 Лада И. - - + + - - + + -

6 Света К. - - + - - + + + -

7 Саша К. - - + - - - + + -

8 Дима Ф. - - + - - - + - -

9 Илья Н. + - + + - - - - -

10 Кирилл. С - - - + - - + - -

Анализ выполнения детьми средней группы диагностических упражнений.

Выполнение детьми предложенных упражнений показало, что Настя М, Настя И. и Наташа Ч. справились с ними неплохо, хотя очень медленно.

Такие дети как Лада И., Настя Ф., Света К. и Саша К. испытывали затруднения при пользовании шаблоном, трафаретом, ножницами, не могли выполнить инсценировки в кукольном театре, пальчиковую гимнастику выполняли одной рукой.

Дима Ф. и Илья Н. не смогли выполнить большинство заданий. Иногда даже не пытались начать их выполнение или не понимали инструкцию.

Ожидаемые результаты:

1) выполнение пальчиковой гимнастики обеими руками;

2) умение скатывания клубочков, мотков ниток;

3) формирование умения закрывать и открывать бутылочки;

4) умение правильно держать в руке ножницы и резать в произвольном порядке;

5) изображение силуэта предметов с помощью шаблона;

6) понимание правил работы с трафаретом;

7) умение правильно держать карандаш и пользоваться им;

8) умение работать с мелкими предметами;

9) владение куклами при театрализации.

Содержание коррекционно- педагогической работы:

- разные виды пальчиковой гимнастики: в стихах, с применением мелких (горошинки, косточки, бусинки) и крупных (карандаши, мелкие игрушки, резиновые груши, поролон) предметов;

- ловля мешочка с крупой;

- определение на ощупь предметов (расчёска, мячик, кубик) и сыпучих наполнителей (крупы, фасоль);

- игры-шнуровки, игры с песком;

- рамки М. Монтессори;

- дидактические игры с бутылочками, резиновыми грушами и игрушками, эспандерами, поролоном, детским конструктором;

- работа с природными и бросовыми материалами, с разными материалами для лепки: пластилин, солёное и песочное тесто, глина;

- игры с клубками, шнурками, плетение из них;

- настольные игры с фишками;

- сборка пирамид, матрёшек, нанизывание бус;

- сюжетно – ролевые игры «Парикмахерской», «Больничка», «Автосервис», «Дочки-матери», «В школе»;

- театрализованная деятельность: пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, пособие «Волшебные гонзики».

Планирование мероприятий

Апрель

№ недели Лексическая

тема Содержание

1 Весна Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»; игры с прищепками «Цветы на поляне», «Кораблики»; перебирание семян, крупы «Помоги Золушке», «Сварим кашу»; лепка из солёного теста «Ландыши»; рисование пальчиками «Веточка вербы», «Серёжки у берёзки»; сюжетно-ролевые игры

2 Животные

весной Пальчиковые игры «Котик», «Весёлые лошадки»; игры с прищепками «Иголки у ёжика», «Ножки, рожки ушки, хвост»; работа с разными материалами «У овечки шерсть густая»; настольный театр; игры с резиновыми игрушками «Спрячь зверушку»; лепка из солёного теста «Колокольчики для бурёнушки».

3 Перелётные

птицы Пальчиковая игра «Птичка»; работа с природными материалами «Гнёздышко для воробышка», «Перышки»; лепка с использование крупы «Покормим птиц»; складывание из бумаги «Полечим крылышки»; игры с резиновыми игрушками «Птичьи разговоры»; лепка из песочного теста «Жаворонки».

4 Насекомые Пальчиковые игры «Мушка», «Божья коровка»; игры с прищепками «Сороконожка», «Жучок»; рисование пальчиками «Пятнышки у божьей коровки»; работа с природным материалом «Жучки»; пальчиковый театр; работа с солёным тестом «Спрячь жучка»

Май

недели Лексическая

тема Содержание

1 День Победы Пальчиковая игра «Заиграю я в дуду»; работа с бросовым материалам (спичечными коробками) «Танки»; вырезание ножницами полосок бумаги и свёртывание их в рулон «Праздничный салют»; складывание из бумаги путём оригами «Тюльпаны»;

2 Цветы Пальчиковые игры «Росточек», «Красивые цветы»; работа с природными материалами (крылатки, тыквенные семена) «Первоцветы», «Цветы в вазе»; игры с резиновыми игрушками «Сдуй игрушку»; игры-шнуровки «Собери букет»; плетение из шнурков «Веночек»

3 Времена года игры с прищепками «Солнышко», «Разные облака», «Красивые снежинки»; использование резиновой груши «Ветерок», Брызгалки»; с нитками «Помоги бабушке», «Довези игрушку»; настольная игра «Найди клад»; выкладывание из мозаики «Дождик», «Волны»; сминание бумаги двумя руками «Снежки»;

4 Ах, лето Пальчиковая игра «Пузыри»; игры с прищепками «Цветик-семицветик»; работа с природными материалами (крупой, семенами) «Цветная полянка»; выкладывание узора из мозаики; работа с пластилином «На лугу»; игры с песком «Где ладошка», «Найди игрушку»; игры с поролоном «В какой руке?», «Где шарик?»

Для эффективности коррекционной работы занятия проводились с группой детей в утреннее и в вечернее время в режиме организованной образовательной деятельности и в индивидуальной форме в свободное время и в совместной деятельности.

При реализации коррекционных мероприятий соблюдались такие принципы как:

- принцип преемственности;

- учёта индивидуальных и возрастных особенностей;

- систематичности;

Мониторинг по выявлению проблемы с целью наметить направления коррекционно-педагогической деятельности проводится в начале года, а в конце года - мониторинг с целью проверки эффективности проведённой работы.

Так как работа с детьми должна вестись непрерывно и целенаправленно, необходимо дать родителям следующие рекомендации:

- хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.

- пальчиковая гимнастика в стихах, с использованием предметов;

- перебирание различных круп;

- нанизывание бус (практика показывает, что это занятие очень нравится и мальчикам);

- игры с прищепками, фишками, песком;

- привлечение детей к хозяйственно-бытовому труду, самообслуживанию: мытье посуды, лепка печений, развешивание белья на просушку, застёгивание пуговиц, сматывание клубочков и т. д;

- игра на музыкальных инструментах;

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Планирование коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР в средней группе на апрель и май
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 10:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий конкурс по ПДД для воспитанников ДОО «Вежливые пешеходы»
конспект "Вежливые пешеходы" Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в...
Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе УМК Школа России
Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие среди других...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Весна пришла — весне дорогу»
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Сценарий спортивного массового досугового мероприятия «Зимние забавы» для среднего и...
Сценарий разработан в форме командной игры «open-air» и рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста с возможным участием родителей....
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: Подснежник. Цели: - Расширять представление детей о весне, об изменениях происходящих...