Получи документы

Планирование. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Бочанская
Планирование. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Планирование. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6

ПЛАН работы с детьми, педагогами и родителями

Публикация «Планирование, „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Проблема Этап изучения Содержание работы Результаты, форма работы

«Гражданское воспитание дошкольников» 1 этап Работа с детьми

- Беседы о Родине, малой родине, о защитниках, о природе, о быте станичников в прошлом и настоящем и т. д.

- Занятия «Наша Родина…», «Мы – россияне»

- Выставка рисунков «Наша станица».

- Заучивание стихов о Родине, Кубани, чтение произведений о Родине, пословиц, поговорок.

- Диагностика детей (карты) .

Работа с педагогами

- Консультации «Этапы и формы патриотического воспитания дошкольников», «Особенности патриотического воспитания»,

«Концепция патриотического воспитания граждан РФ».

- Педагогический час

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

- Разработка тематического планирования по нравственно – патриотическому воспитанию для дошкольников старшего возраста.

С родителями

- Консультации «Патриотическое воспитание дошкольников».

- Оформление стенда «Мы – патриоты», «Растим будущего гражданина».

- Беседы на родительских собраниях о воспитании гражданственности у дошкольников.

- Анкетирование «Как Вы относитесь к патриотическому воспитанию своего ребенка?».

- Посещение открытых мероприятий: занятия, праздники, выставки, Дни открытых дверей, собраний.

- Посещение совместно с детьми станичного праздника «День станицы». -Дети называют свою страну, малую родину, знают названия своей станицы. - Знают и называют объекты природы местности. -Познакомила с бытом людей в прошлом и настоящем, изготовлен макет кубанской хаты, подворья, создан мини – музей «Кубанская хата», собраны старинные предметы быта, изготовлены атрибуты к народным играм.

-Разработаны конспекты занятий для детей старшей и подготовительной группы. -Подобран демонстрационный и методический материал для занятий.

-Проведена выставка рисунков «Наша станица», работы собраны в папке.

-С детьми в течение года разучены стихи о Родине, защитниках. -Проведен конкурс частушек «Станичные посиделки».

- Проведена диагностика знаний детей по нравственно -патриотическому воспитанию. Результаты диагностики.

- Проведены консультации для педагогов по плану.

- Предоставлен тематический план работы на год с дошкольниками в старшей – подготовительной группе. - Воспитатели группы изучили материал, планируют применять его в своей работе.

- Разработано планирование работы по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности.

-Проведен с педагогами ДОУ Педагогический час, где обсуждался вопрос по патриотическому воспитанию дошкольников, вопросы планирования работы с детьми на эту тему.

Результаты: дети усвоили предложенный материал, собран методический материал, пополнена предметно - развивающая среда в группе дидактическими играми «Животный и растительный мир», «Пройди по лабиринту», «Кому что надо?», «Разрезные картинки», разучены правила подвижных игр «Мы – моряки», «Пограничники». -Пополнена детская библиотека рекомендуемыми произведениями по патриотическому воспитанию.

-Проведены целевые прогулки к памятным местам, в парки.

- Оформлен информационный материал для родителей по патриотическому воспитанию.

- Выступление на родительском собрании с консультацией «Растим патриотов своей Родины».

Проведено анкетирование родителей.

- Проведены праздники «День защитника Отечества», «День Победы», на которые приглашались родители.

- Проведена выставка рисунков «Наша станица».

Тематический план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6

Дата Тема месяца Работа с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию

сентябрь «Моя семья» Работа над понятием «семья».

Составление рассказа «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».

Беседы об обязанностях детей дома.

Рисование «Дом для моей мамы»

Лепка «Посуда».

Составление генеологического древа.

октябрь «Я люблю свой детский сад и свою станицу» Ознакомление с профессиями в детском саду.

Рассказ о знаменитых людях станицы, о тружениках станицы.

Составление схемы пути от дома до детского сада.

Рисование «Мой детский сад», «Моя станица».

ноябрь

«Права ребенка»

Беседа о справедливости, о правах ребенка, о детях с ограниченными возможностями.

Акция «Поздравим детей инвалидов».

декабрь «Новогодние праздники» Беседа о новогодних праздниках, как отмечались они в прошлом и настоящем.

Празднование новогодних праздников, Рождества.

январь «Наша Россия» Беседа о символах России: герб, гимн.

Заучивание стихов о Родине.

Беседы о столице России - Москве

Рисование «Моя Россия».

Русские народные игры.

февраль «Наши защитники» Беседа об армии.

Разучивание стихов, пословиц об армии, мужестве, дружбе. Рассматривание иллюстраций о военной технике.

Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш»

Изготовление подарков для пап.

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Соревнование – эстафета «Самый ловкий»

март «Моя мама» Рассказы детей о мамах.

Разучивание стихов о мамах, бабушках.

Беседа «Мамины помощники»

Рассматривание семейных фотографий «Наши мамы»

Изготовление подарков для мам.

Аппликация «Букет для любимой мамы»

Праздник, посвященный Международному женскому дню.

Фотовыставка «Моя мама лучше всех»

апрель «Наши космонавты»

Беседа о космонавтике.

Заучивание стихов о космосе.

Рассматривание энциклопедий о космосе.

Развлечение «День космонавтики»;

Конструирование «Космический корабль»;

Рисование пузырьковое «Планеты».

май «День Победы» Беседа о подвигах воинов в годы войны.

Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.

Чтение произведений о войне, подвигах.

Заучивание стихов, пословиц, песен.

Целевая прогулка к памятным местам.

Возложение цветов к Вечному огню.

Праздник «Этот день Победы».

Встреча с ветераном ВОВ.

Изготовление подарка для ветерана.

Тематический план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе

Дата Тема Работа с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию

сентябрь «Моя семья» Дать понятие слову «семья»;

Беседы о семье;

Чтение рассказа Драгунского «Сестра моя Ксения»;

Стихотворение Акима «Моя родня».

Рисование «Моя семья»

Оформление фотоальбома «Моя семья»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

октябрь «Мой детский сад» Беседа о профессиях в детском саду, о дружбе в группе.

Стихи о детском саде.

Создание фильма «Наш детский сад».

Интервью «С кем я хочу дружить?».

Изготовление подарков для малышей.

Экскурсия по территории детского сада.

Труд на участке.

Рисование «Мой детский сад».

ноябрь «Моя станица» Рассказ о родной станице, о достопримечательностях станицы.

Рассматривание фотоальбома «Моя станица».

Заучивание стихов местных поэтов о станице, крае.

Оформление фотоальбома о станице (достопримечательности, природа, люди, профессии) .

Рисование «Моя станица».

Сюжетно – ролевая игра «Почта».

декабрь «Я и моё имя»

«Новогодние посиделки» Беседа «Для чего человеку имя?».

Словесная игра «Назови по имени».

Заучивание новогодних стихов.

Загадки о зиме.

Чтение новогодних сказок.

Составление письма Деду морозу.

Составление древа семьи.

Аппликация «Ёлка».

Конкурс «Мастерская Деда мороза»;

Праздник «Новогодняя сказка».

январь «Наша Родина Россия» Ознакомление с природой станицы, края, страны.

Чтение стихотворения Матусовского «С чего начинается Родина?».

Разучивание пословиц о Родине.

Рассказ воспитателя о российском флаге.

Разучивание народных песен, частушек.

Рисование «Родная природа»;

Викторина «Что мы знаем о Родине?»;

Народные игры.

февраль «Наши защитники» Рассказ о защитниках Отечества.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

Рассматривание иллюстраций о родах войск.

Игры – состязания.

Изготовление подарков для пап.

Праздник «День защитника Отечества».

Рассказ пап «Как я служил в армии».

март «Очень я люблю маму милую свою» Беседа о мамах.

Составление рассказа «За что я люблю свою маму».

Заучивание стихов о маме, о бабушке.

Изготовление подарков для мам и сотрудников ДОУ.

Рисование «Подарок для мамы».

апрель «Наши космонавты» Рассказ о космонавтах, о космосе.

Словесная игра «Назови и покажи».

Рисование «Космос».

Конструирование «Космический корабль».

май «День Победы» Беседа о ВОВ.

Чтение рассказов, стихов о войне, пословиц.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Беседа с детьми «Парад».

Целевая прогулка к памятным местам.

Возложение цветов к мемориалу «Скорбящий солдат».

Игры – соревнования.

Посещение совместно с родителями парада.

Тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию «День Победы»

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6

Вторая младшая группа

Дата Ознакомление с окружающим Лепка

Рисование Аппликация

Апрель

2-я неделя Воины – защитники Родины

Беседа «Солдаты» «Лети наша ракета»

«Красивые флажки на ниточке» «Ракета»

3-я неделя

Рассказ воспитателя «Летчики»

«Летят самолеты»

«Летят самолеты»

«Поздравительная открытка»

4-я неделя

Рассматривание иллюстраций «Моряки»

«Салют» барельеф

«Шарики воздушные ветерку послушные»

«Корабль» конструктор

Май

1-я неделя

Беседа «Танкисты»

«Салют»

«Праздничный букет»

Игры: «Самолеты», «Полоса препятствий», «Собери салют»

Художественная литература: З. Александрова «Много звезд …». Г. Бойко «Мы собираемся в полет». С. Михалков «Дядя Степа», С. Михалков «Дядя Степа – ветеран». А. Барто «Флажок», «Самолет», «Наши солдаты».

Средняя группа

Дата Ознакомление с окружающим Лепка Рисование Конструирование \ аппликация

Апрель

2-я неделя «Наша Армия»

«Солдаты – пограничники» «Звезда» «Салют» «Застава»

конструирование

3-я неделя «Летчики» «Самолет» «Самолеты» «Мы – пилоты»

аппликация

4-я неделя «Моряки» «Лодочка» «Кораблик» «Бескозырка»

аппликация

Май

1-я неделя «Наша армия сильна» «Пушка» «Солдат» «Самолет» «Корабль»

Подвижные игры: «Мы – моряки», «Пограничники», «Наша армия»- разрезные картинки, «На суше, в воздухе, на море» - лото.

Досуг «Вот, какой у ребят замечательный парад».

Художественная литература: З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Летчики», А. Барто «Кораблик».

Слушание музыки: Д. Кабалевский «Марш», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Д. Шостокович «Марш», Г. Свиридов «Военный марш».

Старшая группа

Дата Ознакомление с окружающим Аппликация Рисование Ручной труд

Апрель

2-я неделя «Покорение космоса»

Беседа и рассказ воспитателя «Космические корабли летят к звездам» «Космический коллаж» «Космический корабль будущего» работа с бумагой

3-я неделя «Улицы нашей станицы, названные в честь героев ВОВ»

Целевая прогулка по ул. Гусько «Улицы станицы» «Дом украсим к празднику» «Улицы станицы» природный материал

4-я неделя «Памятники защитникам Отечества»

рассматривание «Вечный огонь» «Солдат на посту» «Самолеты»

Бросовый материал

Май

1-я неделя «День Победы»

Тематическое занятие «Корабли на рейде» «Салют Победы» «Цветы в подарок ветеранам»

Работа с тканью

Подвижные игры: «Космонавты», «Моряки», «Летчики», «На параде».

Художественная литература: Я. Аким «Земля», Е. Караль «Город – герой», «Я корабли смастерил»

Музыка: А. Филлипенко «Вечный огонь», В. Агашкин «Прощание славянки», Д. Тухманов «День Победы», разучивание песен военных лет.

Подготовительная группа

Дата Ознакомление с окружающим Аппликация Рисование Ручной труд

Апрель

2-я неделя Беседа «Покорение космоса» «Звездное небо»

«Все дальше к звездам» «Ракеты летят к звездам» «Космонавты и ракеты»

оригами

3-4 недели

Составление творческого рассказа о российской армии.

Рассматривание фотоальбома «Улицы нашей станицы». «Наша армия родная» (боевая техника)

«Корабли на рейде»

«Наша армия родная» (боевая техника)

«Человек в космосе» «Парашютисты» оригами

«Лампочки на кораблях» бисероплетение

Май

2-я неделя Целевая экскурсия «Памятные места нашей станицы»

«Неизвестный солдат» «Мы за мир» «Танк»

Конструирование из коробок

3-я неделя Посещение памятных мест «Герои – защитники Отечества «Пограничник с собакой» «Солдат на посту» «Солдат и моряк»

Конструирование из баночек, коробочек.

Подвижные игры: «Пройди по лабиринту», «Кому что надо», «Разрезные картинки».

Художественная литература: А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л. Кассиль «Твои защитники», М. Чернявский «Огненная баллада», А. Жариков «Юнбат Иванов», С. Баруздин «Шел по улице солдат».

Музыка: В. Агапкин «Прощание славянки», М. Старокадомский «Марш Победы», Г. Свиридов «Военный марш», В. Рунов «Праздничный марш», Д. Тухманов «День Победы», песни военных лет.

Работа с воспитателями по проекту «День Победы»

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6 ст. Новоминская Краснодарский край

Задачи: формирование знаний педагогов о патриотизме, знакомить с боевыми традициями нашего народа, памятниками боевой славы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС

1. Составление плана мероприятий, посвященных Дню Победы.

2. Подбор материала в помощь педагогам: «Этих дней не смолкнет слава» (подбор военных фото, «Герои ВОВ» (книги, рассказы о героях войны, «Герои – станичники» (материалы местного музея, «Памятные места нашей станицы» (фото памятников, мемориалов) .

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Растить гражданина», «Воспитание нравственно – этических понятий у дошкольников».

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

«Боевая слава нашего народа», «Что такое героизм?».

РАБОТА С ДЕТЬМИ ВНЕ ЗАНЯТИЙ

1. Целевые прогулки по улицам, носящие имена героев ВОВ.

2. К памятным местам.

3. Встречи с участниками ВОВ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Организация выставки информационного материала

2. Оформление книжных уголков в группах для детей, выставки детских работ.

3. Составление плана мероприятий для педагогов с детьми и родителями.

4. Подбор материала для детей и педагогов.

5. Проведение конкурса «Наши солдаты – удальцы» совместно с родителями.

Планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию в разновозрастной группе (старшая – подготовительная)

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6 Каневской район

Цель: Донести до подрастающего поколения значение Победы советского народа в ВОВ, вызвать интерес к военной истории нашей страны, армии, народа. Помочь сохранить в памяти этот праздник. Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства.

Задачи:

1. Создать условия для восприятия.

2. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине, воспитывать защитников своей страны, быть сильными, смелыми и отважными.

3. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

4. Прививать любовь к песням военных лет.

5. Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.

Итоговый результат: опрос детей, выявление знаний, участие в выставках, праздниках, в различных видах деятельности.

Планирование рассчитано на весь учебный год.

Дата Тема, цель Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь - октябрь «Нам нужен мир»

Цель: патриотическое воспитание дошкольников 1. Диагностика знаний о ВОВ.

2. Рассматривание картин о ВОВ.

3. Беседы о войне.

4. Чтение «Баллада о добром свете» Благинина.

5. Заучивание стихов о ВОВ.

6. Рисование «Нет войне»

7. Игры – состязания.

8. Занятие «Так начиналась война».

9. Выставка рисунков «Мирное время». 1. Рекомендации по формированию патриотических чувств у детей.

2. Оформление стенда для родителей по патриотическому воспитанию.

3. Рассматривание семейных фото.

Ноябрь – декабрь «Фронтовые дороги»

Цель: дать понятие «война – это трагедия». Рассказать о мужестве, героизме нашего народа. 1. Занятие «Город – герой»

2. Слушание песни «Хотят ли русские войны?»

3. Игры – состязания.

4. Рассматривание картин о ВОВ.

5. Чтение произведений о войне.

6. Выставка военных фотографий. 1. Рекомендации «Что прочитать детям о ВОВ».

2. Участие в мероприятиях детского сада.

3. Совместная работа с детьми к выставке, в рисунках о войне.

Январь - февраль «Партизаны»

Цель: дать представление о партизанах, их подвигах в годы войны. 1. Слушание песен «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Смуглянка».

2. Чтение рассказов о детях войны.

3. Занятие «О чём мечтают дети?»

4. Ручной труд «Подарок папе»

5. Праздник «Как Баба-яга внука в армию провожала»

6. Заучивание стихов, загадок, пословиц. 1. Посещение занятия, праздника.

2. Чтение рассказов совместно с детьми.

Март - апрель «Труженики тыла»

Цель: дать представление о героических делах простого народа. 1. Разучивание песен «Бравые солдаты»

2. Чтение рассказов о людях, которые работали в тылу.

3. Встреча с ветеранами, рассказы ветеранов тыла. 1. Участие в встрече с ветеранами.

2. Рассматривание семейных фотографий.

Май «Всегда будем помнить»

Цель: помочь сохранить в памяти подвиги героев, праздник Победы, учить чтить память людей – участников ВОВ. 1. Тематическое занятие «День мирной игрушки»

2. Чтение стихов о Победе.

3. Слушание песен «День Победы»

4. Экскурсия к памятникам «Скорбящий солдат», «Вечный огонь».

5. Возложение цветов. 1. Посещение тематического занятия.

2. Чтение рассказов о войне.

3. Совместное посещение парада Победы.

ПЛАН РАБОТЫ с детьми, педагогами и родителями

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Проблема Этап Содержание работы

Форма отчета, результат

«Патриотическое воспитание дошкольников» 2 этап РАБОТА С ДЕТЬМИ:

- Беседы о Родине, о семье, о защитниках Отечества и т. д.

- Рассматривание картин, иллюстраций, фото о семье, природе, городов нашей Родины.

- Знакомство с историческим прошлым нашей станицы.

-Беседы о правах детей

- знакомство с символикой края и страны

- Выставка открыток для пап ко Дню защитника Отечества

- Конкурс стихов о Родине.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:

-Проведение педагогического часа «России верные сыны»;

- Деловая игр «Защитники Отечества»;

- Консультация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»;

«Воспитание нравственно – этических понятий у дошкольников»,

«Создание условия в группе для формирования мужественности».

-Рекомендации для педагогов по организации краеведческой комнаты.

- Изучение раздела в программе «Маленькие россияне» Т. И. Оверчук, «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова.

С РОДИТЕЛЯМИ:

- Оформление информационного материала по нравственно - патриотическому воспитанию

- Участие в мероприятиях ДОУ.

- Обсуждение темы на родительских собраниях. Дети называют свою страну, знают своих родителей Ф. И. О., место работы. Узнают и называют членов своей семьи, столицу – Москву, достопримечательности станицы. Называют и различают символику края и страны. Знают права ребенка.

Знают, чему посвящен тот или иной праздник, как его отмечают люди нашей страны.

Изготовление дидактических игр, пополнение развивающей среды по патриотическому воспитанию : картинки, книги, фото и т. д.

Оформление материала для педагогов. Организация выставки методической литературы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Планирование работы с детьми по ознакомлению с православными праздниками русского народа.

Разработано планирование работы с детьми подготовительной группы.

Разработка конспектов занятий, экскурсий, праздников.

Оформлен информационный материал по данной теме.

Проведены индивидуальные беседы.

Участие родителей совместно с детьми в мероприятиях детского сада.

Посещение Дней открытых дверей в ДОУ.

Посещение родительских собраний.

Планирование работы с дошкольниками

«Нравственно - патриотическое воспитание в детском саду»

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6 Краснодарский край Каневской район

Подготовительная группа

ЗАДАЧИ:

1. Сформировать представление о расположении на карте нашей станицы, края, страны.

2. Развивать нравственно – патриотические качества6 гордость за свою страну, станицу, семью, детский сад.

3. Расширять представления о быте народа, Кубани, казаков в прошлом и настоящем.

Образовательная область Тема Цель

«Коммуникация», «Социализация» сентябрь «Родные просторы» Знакомить с местоположением на карте нашей станицы, края, страны.

ноябрь «Моя станица» Знакомство с достопримечательностями нашей станицы: архитектурой, памятниками, парками и т. д.

январь «Люди земли кубанской» Знакомство с укладом жизни казаков в прошлом и настоящем

март «Хлеб – всему голова» Знакомство с профессиями на Кубани, народными традициями.

апрель «Моя кубанская столица – Краснодар» Знакомство с городом, его достопримечательности

май «Символы России» Знакомство с символикой России, Кубани (флаг, герб)

«Художественное творчество» Рисование.

октябрь «Как оденусь, так и приглянусь» Знакомство с казачьим костюмом

апрель «Укрась костюм» Закрепить знание элементов одежды кубанского костюма

«Физическая культура»

февраль «Богатыри – наша сила» Изучение правил народных спортивных игр

май «Твои защитники, Отчизна!» Вызвать желание участвовать в спортивных играх - состязаниях

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:

1. Посещение храма станицы;

2. Посещение краеведческого музея;

3. Целевое посещение музея костюма (знакомство с казачьими костюмами) ;

4. Подбор иллюстраций костюма, утвари, предметов быта и т. д. ;

5. Подбор литературы;

6. Посещение станичных мероприятий.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Предложить информационный материал о станице, крае, стране;

2. Оформление папки – передвижки «Наша родная станица»;

3. Участие в изготовлении макета кубанского подворья, казачьих костюмов;

4. Пополнение предметами старины «Кубанской хаты»;

5. Участие в организации народных праздников и развлечений

Тематическое планирование по нравственно - патриотическому воспитанию

«России верные сыны»

Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна МБДОУ детский сад № 6 Краснодарский край Каневской район

старшая - подготовительная группа

Цель: формирование основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста.

Осенний период «Славные сыны России»

ЗАДАЧИ: формировать у детей представление о роли мужчин в истории России, обогатить представление о мужских качествах: сила, воля, настойчивость, героизм, выдержка. Развивать чувство гордости за свой пол.

Занятия: «Наши имена», «Суворов – великий полководец», «Дети – герои», «Покорители космоса», «Герои современной России».

Зимний период «Мальчишки – будущие защитники»

ЗАДАЧИ: познакомить с правилами поведения мужчин в обществе и в семье. Воспитывать уважительное отношение к женщинам, девочкам, вызвать желание оказывать им помощь. Развивать чувство социальной значимости, индивидуальности.

Занятия: «Самый меткий», «Русские богатыри», «Правила настоящих мужчин», «Мальчишки – будущие мужчины»

Весенний период «Труд настоящих мужчин»

ЗАДАЧИ: развивать трудовые навыки, формировать положительное отношение к труду, учить пользоваться несложными инструментами. Воспитывать желание сделать что то своими руками, развивать чувство взаимопомощи.

Занятия: «Кто строит дом», «Спасатели», «Военные», «Труженики на селе», «Кто работает на заводе?», «Хочу стать врачом». Игра с макетами «Построй свой дом». Чтение произведений о ремеслах.

Летний период «Мальчишки и девчонки»

ЗАДАЧИ: сформировать первые идеалы семейных отношений, взаимодействий людей разного пола, развивать умение понимать и уважать интересы противоположного пола.

Праздник «Я приглашу на танец вас». Рассматривание иллюстраций, картин о семье, отношениях между людьми. Просмотры художественных фильмов. Совместные трудовые действия на участке.

ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Тема «Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях»

воспитатель Бочанская Н. В. МБДОУ детский сад № 6 Краснодарский край Каневской район

Месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Оснащение образовательного процесса

сентябрь 1. Разучивание потешек, чтение сказок.

2. Развлечение «В гостях у бабушки»

3. Разучивание народных игр

4. Слушание народных песенок. Продолжать изучение программы «Маленькие россияне» Т. И. Оверчук, «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова Обсуждение вопроса на родительском собрании «Что мы знаем о народных традициях?» Разработка сценария развлечения, составление конспекта тематических занятий, устное изучение программ. Оформление информационного материала для педагогов и родителей.

октябрь 1. Театрализация народной сказки «Репка» старшими детьми для малышей.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением профессий, действий людей. Консультация

«Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста» Индивидуальные беседы.

Оформление рекомендаций в уголке для родителей. Подбор материала, потешек, песенок, игр.

ноябрь 1. Дидактическая игра «Из какой сказки?»

2. Беседы о семье.

3. Народная игра «Петушок – золотой гребешок» Семинар – практикум

«Теоретические основы патриотического воспитания детей» Привлечь к разучиванию потешек, песенок вместе с детьми. Подбор материала к семинару – практикуму.

Подбор фотографий о семье.

декабрь 1. Новогодний праздник

2. Чтение закличек, заучивание народных песенок Оформление материала для работы с детьми. Рекомендации «Что прочитать детям?» Подбор народных закличек, стихов, песенок.

Материал о народных приметах

январь 1Беседа «Дом, в котором я живу» 2. Игра со строительным материалом, конструкторами.

Консультация

«Об обрядах и обычаях» Консультация «Традиции на Кубани» Подбор картинок с изображениями различных построек.

Подбор литературы для консультаций

февраль 1. Тематическое занятие «Мы играем в солдатиков»

2. Изготовление подарков для пап.

3. Игра «Флажок» Разработка плана работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством (2-3 лет) Участие в организации фотовыставки «Наши папы – солдаты» Разработка конспекта занятия.

Подбор материала для планирования.

Организация выставки.

март 1. Занятие «Поиграем с ложками»

2. Показ сказки «Теремок» (театр ложек) Продолжение разработки планирования работы с детьми Привлечение к изготовлению театра ложек Разработка конспекта занятия.

Изготовление театра ложек.

Подбор материала для планирования.

апрель 1. Рассматривание иллюстраций детских художников.

2. Чтение народных сказок.

3. Игра «Коровушки и пастушок» Предложить конспекты занятий, досугов воспитателям старших групп. Рекомендации «Читаем народные сказки» Подбор иллюстраций к сказкам.

Оформление материала для родителей и педагогов.

май 1. Целевая прогулка к Кубанской хате, подворью.

2. Развлечение «Сорока – белобока»

3. Народная игра «Сорока – белобока» Предложен материал о народном фольклоре. Посещение мини – музея «Кубанская хата», развлечения «Сорока – белобока» Разработка сценария развлечения.

Оформление материала «Народный фольклор»

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

с детьми раннего возраста

«Воспитание ребенка раннего возраста в народных традициях»

Первый квартал «Моя семья»

Цель: Учить называть имена членов семьи, воспитывать чувство гордости, уважение к старшему поколению.

ЗАНЯТИЯ: «Мой дом», «Петушок и его семья»;

БЕСЕДЫ: «Моя мама, папа», «Мой дом (детский сад)», «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

ФОТОВЫСТАВКА: «Наша дружная семья»;

РАССКАЗЫ О СЕМЬЕ.

Второй квартал «Наши мамы и папы»

Цель: Прививать уважение к родителям, их труду.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: «Семья», «Больница», «Водители»;

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Кому что нужно?», «Семья»;

БЕСЕДЫ: «Чем занимается моя мама, папа?», «Как я помогаю маме»;

РАССМАТРИВАНИЕ: альбомов о профессиях, семейных фотографий.

Третий квартал «Родной мой дом»

Цель: Прививать любовь к своему дому, воспитывать желание оказывать помощь своим родным.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «Дочки – матери», «Мамины помощники»;

БЕСЕДЫ: «Мой дом», «Кто живет в доме?»;

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ «Построим дом»;

Третий квартал «Интересное в нашем доме»

Цель: Учить называть семейные праздники, интересоваться семейными традициями.

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ: «День рождение», «Поздравляем маму, папу», «Концерт для бабушки и дедушки»;

БЕСЕДЫ: «Что можно подарить на день рождения?», «Кто пришел в гости?», «Кого мы поздравляли?».

Четвертый квартал «Моя станица»

Цель: Познакомить с названием родной станицы, с растительным и животным миром, воспитывать бережное отношение к природе.

БЕСЕДЫ: «Наша Новоминская», «Животные и растения»;

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О СТАНИЦЕ;

РАССМАТРИВАНИЕ: фотоальбома о достопримечательностях, природе.

ЧТЕНИЕ: стихи, рассказы;

ПРОГУЛКИ ПО ТЕРРИТОРИИ Д/САДА;

ЗАНЯТИЯ: «Что растет на огороде?», «Сделаем кормушку для птиц»;

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ, ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.

«Ознакомление детей раннего возраста с устным народным творчеством»

Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Как коза избушку строила», «Кот, петух и лиса».

Загадки: о домашних животных.

Пословицы и поговорки: «Сентябрь лето кончает, а осень начинает», «Декабрь год кончает, а зиму начинает», «Вода с гор потекла – весну принесла», «Что летом уродиться – зимой пригодиться».

Потешки и песенки: «Наша Маша маленькая», «Петушок». «Сорока – белобока», «Божья коровка».

Народная поэзия: игра «Ладушки», «Каравай», «Идет коза рогатая», «Еду, еду к бабе, к деду»

ИГРЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА

(ранний возраст)

1. «Дай ладошку» (на мотив русской народной сказки «Я на горку шла»)

Цель: развивать тактильное восприятие и коммуникативные отношения ребенка и воспитателя.

Дай ладошку, моя крошечка, (воспитатель гладит ладошку ребенка игрушкой)

Я поглажу тебя по ладошке.

На ладошку, моя крошечка,

Ты погладь же меня по ладошке (предлагает ребенку погладить игрушку) .

2. «Мальчик с пальчик» пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие речи ребенка.

Мальчик с пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел, песни пел да плясал,

Родных братьев потешал.

3. «Золотые ворота»

Цель: развивать координацию, ориентировку в пространстве.

Дети проползают друг за другом через обруч, который держит воспитатель.

Золотые ворота. Проходите, ребятня, Первый Ваня пойдет, Всех детей проведет. Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз Не пропустим вас.

4. «Большие ноги»

Цель: развивать воображение, музыкальный слух.

Дети выполняют различные по динамике шаги.

Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, шли по дороге. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, бежали по дорожке. У зайца ноги скакали по дороге: Прыг – скок, прыг – скок, скакали по дороге. У мишки ноги топтали дорогу: Топ, топ, топ, топ, топтали дорогу.

Игры для детей младшей группы

1. «Мышки водят хоровод» подвижная игра

Цель: развивать воображение.

Ребенок в роли кота сидит на стульчике. Остальные – мышки с платочками пляшут вокруг кота.

Мышки водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька – кот, Разобьет весь хоровод.

После слов кот догоняет детей.

2. «Бычок пестренький» подвижная игра.

Цель: развивать внимание.

Бычок пестренький, Долгохвостенький, Рожки востренькие, Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На лужок водили. Ты нас не бодай, С ними поиграй, Скорей догоняй!

Бычок отвечает: «Му –у – у! догоню!» - бежит за детьми. Бычком становиться тот, кого догнали.

Игры для детей средней группы

1. «Дедушка сапожник» подвижная игра.

Цель: развивать внимание.

Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.

Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.

2. «Дедушка Мазай» подвижная игра.

Цель: развивать воображение, смекалку.

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.

3. «И шел козел дорогою»

Цель: закрепить навыки партнерских отношений в игре.

Шел козел дорогою, дорогою широкою, Нашел козу безрогую, безрогую козу. Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Тоску – печаль размыкаем, размыкаем печаль.

Один ребенок приглашает другого попрыгать, похлопать, потопать. Играют парами.

4. «Летели две птички»

Цель: закрепление навыка вождения хоровода, общение в парах.

Летели две птички, Как они вставали,

Ростом невелички. Крыльями махали.

Ой, сад – виноград, Ой, сад – виноград,

Зеленая роща. Зеленая роща.

Ой, сад – виноград, зеленая роща. Ой, сад – виноград,

Как они летели, Зеленая роща.

Все люди глядели. Как они прощались,

Ой, сад – виноград, Крепко целовались.

Зеленая роща. Ой, сад – виноград,

Ой, сад – виноград, Зеленая роща.

Зеленая роща. Ой, сад – виноград,

Зеленая роща.

Игры для детей старшей – подготовительной групп

1. «Анюта»

Цель: развивать внимание, слух. Закрепить навык партнерских отношений.

Игроки стоят в кругу, мальчик с девочкой в центре. Мальчик с закрытыми глазами догоняет девочку по голосу.

Мальчик: Анюта?

Девочка: Я тута!

Зовет до тех пор пока не поймает. Когда поймает дети все говорят: «Ура!»

2. «Никанориха» музыкальная игра

Дети парами танцуют по кругу, между парами ходят козлик и Никонориха. С окончанием слов пары меняются, козлик должен успеть встать в пару, кто не успел, ему говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!»

Никонориха гусей пасла, Запустила в огород козла. Никонориха ругается, А козел – то улыбается.

3. «Растяпа»

Цель: развивать внимание, быстроту движений.

Дети стоят парами друг за другом. Один ребенок – водящий – лишний. Под музыку впереди стоящий выходят и танцуют в центре круга, а вторые хлопают в ладоши. С окончанием музыки танцующие становятся за детьми, которые хлопали, водящий старается занять свободное место. Кто остался без пары, ему говорят: «Растяпа. Раз, два, три, растяпа, ты!» и т. д.

4. «Воевода»

Цель: развивать смекалку, быстроту.

Водящий – воевода идет с мячом по кругу.

Воевода:

Катилось яблоко вдоль огорода, Кто его поднял, то воевода. Между какими игроками закончились слова, там ложится мяч.

Дети:

Воевода, воевода, Выходи из огорода. Раз, два, три – не воронь, Беги как огонь.

Разворачиваются в разные стороны и бегут вдоль хоровода. Кто быстрей – то воевода.

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ

Нравственно – патриотическое воспитание.

ТЕМА: «Организация работы с семьёй в сфере нравственно - патриотического воспитания»

месяц Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Оснащение образовательного процесса

сентябрь -Рассматривание фото и картинок о семье

-Разучивание потешек.

-Слушание колыбельных песенок

Изучение раздела программы о нравственно - патриотическом воспитании.

Оверчук «Мы живем в России»

Анкетирование педагогов

Ознакомление с народным праздником «Осенины», Рождество Пресвятой Богородицы. Беседа с родителями на родительском собрании о духовном воспитании малышей. «Что такое духовно – нравственное воспитание

Информация в родительском уголке о народных праздниках в сентябре.

Подбор материала о духовно – нравственном воспитании для педагогов и родителей.

Устное изучение раздела программы по сезонам.

Оформление материалов.

Подбор фото.

октябрь Беседы с детьми о членах семьи.

Рассматривание иллюстраций о семье, детском саде.

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Игра «С чего начинается Родина?» Привлечение к оформлению фотоальбома о семье. Изучение и подбор литературы.

Оформление сюжетно – ролевой игры «Семья»

Подбор материала к игре для педагогов.

ноябрь Беседы о маме.

Рассказ о маме.

Разучивание стихов, песен. Консультация «Культура и традиции русского народа» Фотовыставка «Ах! Какая мама!»

Беседы о семейных традициях. Разработка конспекта занятия о матери.

Организация фотовыставки.

Оформление консультации.

декабрь Игры в уголках.

Индивидуальные беседы о семье.

Подготовка к празднику.

Информация «Народные праздники на Руси» Участие в организации праздника.

Консультация по духовно – нравственному воспитанию. Разработка сценария.

Подбор темы для консультации.

Оформление рекомендаций для педагогов.

январь Дидактическая игра «Семья».

Игры с куклами.

Ознакомление с профессиями. Консультация «Создание развивающей среды по духовно – нравственному воспитанию» Информация «Историческое и настоящее название улиц нашей станицы» Подбор необходимого материала для работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

Изготовление дидактической игры «Семья».

Оформление консультации.

февраль Разучивание стихов о папе.

Совместное изготовление подарков.

Рассматривание иллюстраций об армии.

Развлечение «Мы – солдатики»

Выставка работ «Моя семья» Выставка совместных работ «Подарок папе»

Рекомендации «Читаем детям» Изготовление наглядного материала об армии.

Оформление выставки.

Разработка сценария развлечения.

март Рассматривание фото.

Чтение литературы о маме.

Изготовление подарка маме.

Праздник «Моя мама лучше всех» Сценарий «Моя мама» Участие в празднике.

Памятка «10 советов маме, которые помогут папе» Подбор информации для педагогов и родителей.

Разработка сценария праздника.

апрель Рисование «Солнышко для всех»

Чтение рассказов о семье.

Выставка к Пасхе Создание уголка духовно – нравственного воспитания в ДОУ Досуг «Поиграйте со мной, родители!» Оформление накопительной папки.

Разработка сценария досуга.

Организация выставки.

май Беседы о семье, д\саде, об улице, на которой живем.

Рассматривание альбома «Наша станица»

Лепка «Дорожка в детский сад» Консультация «Работа с семьей по духовно – нравственному воспитанию» Анкетирование «Ваши семейные традиции»

Консультация «Эффективное общение с ребенком» Составление отчета по теме.

Оформление фотоальбома.

Оформление консультаций.

Консультация для воспитателей

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЁЙ»

Воспитатель Бочанская Н. В. МБДОУ детский сад № 6 Краснодарский край Каневской район ст. Новоминская

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Использование методов и форм работы, которые позволяют учесть потребности родителей. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и формирование доверительных отношений, и стремление к взаимопониманию. Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия. Перед коллективом ставятся следующие задачи:

1. Выявить социально – психолого – педагогические проблемы современной семьи;

2. Организовать систематическую работу с родителями.

Работа с родителями проходит в несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: выявление социально – психолого - педагогической проблемы в семье. Положительное взаимодействие с родителями достигается индивидуальным подходом с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Необходимо изучение семейной среды, условий воспитания ребенка. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование. Беседы, тестирование, изучение продуктов детской деятельности. Опрос часто выявляет некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, сложности во взаимоотношениях.

ВТОРОЙ ЭТАП: составление плана работы с родителями, информирование в уголках для родителей, что происходит в детском саду, какие мероприятия, советы – подсказки, связанные с воспитанием детей. Темы выбираются по запросам родителей. В целом общение в непринужденной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Совместная деятельность сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Планируемые результаты этой работы:

1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей;

2. Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;

3. Активное участие родителей в процессе воспитания;

4. Установление партнерских отношений между детьми, родителями и воспитателями;

5. Становление семьи активной социальной системой.

План работы с родителями

Мероприятия Участники Результат Продукт деятельности

Анкетирование с целью выявления запросов родителей. родители Выявление запросов родителей по организации работы ДОУ и успешного опыта семейного воспитания. анкеты

Совместные мероприятия родители, дети, педагоги Улучшение микроклимата в группе сценарий

Семинар – практикум родители, педагоги Повышение уровня осведомленности разработка темы

Открытые занятия педагоги, дети, родители Улучшение детско-родительских отношений конспект

Практические занятия педагоги, родители Эмоциональное благополучие детей и детско-родительских отношений разработка занятия, игр.

Тренинговые игры и упражнения, направленные на улучшение детско-родительские взаимоотношений

Упражнение «КТО ЗДЕСЬ СОБРАЛСЯ?»

Каждый родитель должен придумать свой вариант ответа на вопрос «Кто здесь собрался?»

«СДЕЛАЙ КОМЛИМЕНТ»

Сделать комплимент сидящему рядом участнику, при этом нельзя повторять слова.

«УГАДАЙТЕ, КАКУЮ ИГРУШКУ ВЫБРАЛ БЫ ВАШ РЕБЕНОК»

Выбрать из набора игрушек ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Пояснить свой выбор.

«ВОЙДИ В КРУГ»

Родители становятся в круг и представляют, что они дети, один остается за кругом. Его задача – убедить детей впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

«УГАДАЙ, ЧЬИ ЭТО РУКИ»

Один находится в кругу с закрытыми глазами, остальные подходят к нему и кладут руки на его ладони. Нужно угадать, чьи это руки.

«КАКОЙ ОН МОЙ РЕБЕНОК»

Определить каким видят своего ребенка родители. Обводят контур своей руки, на изображении которого пишут по букве имени своего ребенка. Предлагается расшифровать буквы, назвать качества своего ребенка, начинающиеся на эту букву. В центре написать кем ребенок является в своей семье. Например: СТАС- старательный, талантливый, активный, артистичный. Любимчик. «ПОВОДЫРЬ»

Родители разбиваются на пары. Один – слепец, второй – поводырь, вести по группе, обходя препятствия. «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Вспомнить свою любимую игрушку из детства: как называлась и где она сейчас. «СЕМЕЙНЫЕ ЗАПОВЕДИ»

Составить список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка

Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Не повторили вы ошибок своих родителей?

Как решить проблему:

- действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своей тревоги.

- обдумайте, какие черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – в каких ситуациях они проявляются, может вы провоцировали своими действиями их проявление.

- некоторые черты характера могут компенсируются другими особенностями ребенка.

- постарайтесь увидеть лучшее в своем ребенке, осознайте значимость и ценность личности ребенка. Дайте возможность малышу видеть и чувствовать это. Развивайте сильные стороны характера, это придаст уверенности, желание измениться в лучшую сторону.

Если вы не уверены в возможностях ребенка:

Иногда родителям кажется, что дети знакомых более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнения успешности ребенка в занятиях, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе.

Как предотвратить эту проблему:

- определите, чем вызваны ваши сомнения, спросите у членов семьи, воспитателей.

- понаблюдайте за действиями ребенка, обязательно за его деятельностью в целом, что вы видите?

- дайте ответ – это настоящая проблема ребенка или результат воспитания.

- чаще разговаривайте с воспитателем о текущей ситуации в развитии, особенностях, потребностях вашего ребенка. Это поможет раньше выявить проблему, если она действительно есть.

- помните, ваше состояние передается вашему ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.

- избавьтесь от высказываний «У тебя все равно не получится», «Ты не сумеешь».

- никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.

- если вы видите, что ребенок чем-то от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить.

- не пугайтесь визита к специалисту, если это необходимо.

РОДИТЕЛЯМ О КАЗАЧЬИХ ТРАДИЦИЯХ

«КАЗАЧЬЯ КУХНЯ- ДОЛГОЛЕТИЕ И ЗДОРОВЬЕ»

МБДОУ детский сад № 6 ст. Новоминская

воспитатель Бочанская Н. В.

Правильное питание – залог здоровья. Но какой малыш добровольно откажется от шоколада или чипсов в пользу какой -то каши? Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить любить овощи, молочные блюда? Донести до понимания значимость здоровой пищи, её пользе? Как приготовить полезные напитки и блюда, которые готовили наши предки – казаки?

Казачья кухня благодаря своему разнообразию давно стала популярной. Еда стала составной частью культуры донских казаков. Во все времена рацион отражал состояние окружающей среды и технические возможности общества, историю и традиции народа. За семейным столом передавались от одного поколения другому кулинарные ценности, знания, жизненный опыт. Совместная трапеза помогла формировать добрые отношения, сближала и знакомила людей.

Еда входит в самые почитаемые традиции и обряды. Приобщая детей к культуре казаков, можно использовать игры, познакомить с культурным наследием казачества. Играя, ребенок впитывает образцы национальной культуры, знакомятся с историей, бытом и традициями казачества, учатся называть, понимать и объяснять слова, характерные для нашего региона, узнает о разнообразных блюдах казачьей кухни.

Сегодня мало кто называет уху «щербой», компот из сухофруктов «взваром», ватрушки «канышами», оладьи «паблинками».

Казачья кухня – это простая здоровая пища на каждый день. Неповторимый растительный и животный мир, богатство рыбных запасов оказали влияние на особенности разнообразных блюд, которым отдают предпочтение казаки.

Правильно питаться, разумно используя опыт наших предков, помогут рецепты казачьей кухни, которые в игровой форме познакомят дошкольников с правильной, здоровой кухней казаков. Продукты, обладая великолепным качеством, легко усваиваются и дарят человеку долголетие. Наша задача – активно создавать и сохранять культурные традиции казаков, а также объединять усилия в воспитании у детей привычки к здоровому образу жизни.

Рецепты блюд казачьей кухни

Кулеш рыбачий. Отварить пшено, заправить поджаренным луком на растительном масле. Соленую рыбу (щуку) отварить отдельно, разделить на мелкие кусочки, смешать с кашей и зеленью. Просто объедение!

Лещ, запеченный с кашей. Леща очистить, распотрошить. Начинить кашей, смешанной с икрой. Запечь.

Тушеная рыба. Отрезать голову и хвост, распотрошить, хорошо промыть водой, посолить. Уложить в чугунную посуду спинками вверх, залить водой, смешанной с уксусом и растительным маслом, добавить специи. Поставить в духовку на 3-4 часа, пока не испарится вода.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИИ?»

ТРАДИЦИЯ – сущность народной культуры и её связь с социальными условиями. В настоящее время она выполняет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы назад, развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социальную значимость.

Семейные традиции – большая редкость в наши дни. Между тем ничего так не сплачивает семью. Как традиции. Благодаря им, в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей.

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, обычаи и традиции. К числу важных условий в воспитании детей относятся семейные традиции. Однако современная семья утратила многие добрые традиции, выполняющие воспитательную функцию. Люди в наше время живут достаточно изолированно от родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого фактора не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.

Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно связаны, эти связи один из важнейших каркасов в построении культуры. Они функционируют в качестве механизма передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовность прийти на помощь близким людям. Именно через них передается опыт, традиции и обычаи от старшего поколения младшим. В основе традиций лежит идея, норма, опыт семьи. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания, помогает усовершенствовать процесс домашнего воспитания.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Приобщение детей к семейной традиционной культуре»

1. Какие семейные праздники проводятся у Вас дома? ___

2. Какие семейные традиции есть у вас дома? ___

3. Знают ли ваши дети, где они родились? ___

4. Знают ли ваши дети, где родились их родители? ___

5. Знают ли ваши дети имена и отчества своих родителей? ___

6. Имеются ли у вас фотографии с историей вашей семьи? ___

7. Имеется ли в вашей семье семейная реликвия? ___

8. Чем ваша семья отличается от других? ___

Благодарим за сотрудничество!

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕД С ДЕТЬМИ (нравственно – патриотическое воспитание)

1. Как ты понимаешь, что такое семья? 2. У тебя большая семья? 3. С кем ты живешь? 4. Есть ли у тебя бабушки, дедушки? 5. Как зовут твоих родителей? 6. Кто ты в семье? 7. Вы собираетесь вместе семьей? 8. Чем вы занимаетесь все вместе? 9. Куда ты любишь ходить вместе с мамой? 10. Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете? 11. Какие праздники бывают у вас дома? 12. Какой праздник ты любишь больше всего? 13. Почему он тебе нравится? 14. Есть ли в вашей семье традиции?

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ»

1. Создание обогащенной предметно – развивающей среды.

2. Обеспечение воспитанникам возможности реализовать свои интересы в насыщенной по содержанию деятельности, организованной в различных формах.

3. Участие родителей и других членов семьи в совместной деятельности, выполнение «домашних заданий».

Анализ работы воспитателя Бочанской Натальи Васильевны

МБДОУ детский сад № 6 ст. Новоминская

Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Тема была выбрана в соответствии с годовой задачей в ДОУ «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». На первом этапе работы был составлен план для работы с дошкольниками, педагогами, родителями. В течение года для педагогов ДОУ были рекомендованы консультации «Современные подходы к патриотическому воспитанию», «Воспитание нравственно – этических понятий у дошкольников», «Психолого – педагогические условия для формирования мужественности». Проведен Педагогический час «России верные сыны», на котором педагогам предложено планирование, знакомились с героями – защитниками нашей Родины, военной историей России. Проведена Деловая игра «Защитники Отечества», даны рекомендации в работе по ознакомлению детей с героями – защитниками. В течение года пополнялся материал по патриотическому воспитанию. Предложен материал для празднования 55 - летия Великой Победы. На протяжение всего года планировались и проводились мероприятия по воспитанию патриотических чувств у детей : занятия, праздники, экскурсии, встречи, рассказы и т. п. Пополнили уголок патриотического воспитания информационным материалом, уголок государственной символики страны и края, библиотечка книг о станице, профессиях края, достопримечательностях станицы, о знаменитых людях станицы. Проведены праздники «День матери», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День защиты детей». Вместе с детьми изготавливали подарки для пап и мам к праздникам. Организована выставка открыток совместно с родителями «День защитника Отечества», в которой приняли участие все группы. В уголок для родителей помещался материал по патриотическому воспитанию детей, оформлялись папки – передвижки с информацией о том или ином событии, фотовыставки. Родители участвовали в организации праздников: шили костюмы, разучивали с детьми стихи, предоставляли материал из семейных альбомов, готовили атрибуты для сюжетных игр. Организованы экскурсии к памятным местам, в парк, к Дворцу спорта, на стадион. Дети с большим интересом посещали мероприятия вместе с родителями, которые проходили в ДОУ и станице. В конце года по результатам диагностики можно сделать вывод, что дети больше получили знаний о станице, о народных праздниках, знают герое ВОВ.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 марта 2013 в 21:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бочанская (УИ 82787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД