Эмма Позднякова
Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по развитию
поисково-познавательной деятельности
деятельности детей
дошкольного возраста.
Детский сад №77
Петроградского района
г. Санкт. Петербург
Использованная литература:
• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» - занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
• Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
• М. Гомболи «Окошко в твой мир: Земля».
• А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
• Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
Публикация «Планирование по развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Задачи по развитию
Поисково-познавательной деятельности
детей дошкольного возраста.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объект с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Поисково-познавательная деятельность детей 3-7 лет направлена на решение следующих задач
• Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития Поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т. к. представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года).
месяц
Совместная деятельность
Оснащение эксперимента.
I Х Тема: «Узнаем. Какая вода».
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой по крышку, т. е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизаторов (ванильный сахар); стаканчики для детей.
Х Тема: «Что в пакете?»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Полиэтиленовые пакеты.
ХI Тема: «Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
ХII Тема: «Легкий – тяжелый».
Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа (тяжелый, легкий). Разнообразные предметы и игрушки.
I Тема: «Горячо – холодно».
Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. Ёмкости с водой разной температуры, ванночка.
II Тема: «Бумага, её качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). Свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала.
III Тема: «Что необходимо для роста растений».
Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений).
Тема: «Древесина, её качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Вычленять её качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина). Свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). 2 горшка с комнатными растениями
на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.
Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.
IV Посадки лука в сухой банке и в банке с водой. Наблюдение за луком.
Тема: Ткань, её качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость). свойства: мнется, режется, рвется, намокает, горит. 2 банки для посадки лука
Образцы хлопчатобумажной ткани двух – трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материла.
V Тема: «Глина, её качества и свойства».
Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности). Свойства: мнется, бьется, размокает. Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.
дополнительно Тема: «Игры с соломинкой».
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Тема: «Чудесный мешочек».
Цель: Научить определять температуру веществ и предметов. Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, ёмкость с водой.
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5лет).
месяц
Совместная деятельность
Оснащение эксперимента.
I Х Тема: «Где вода?»
Цель: Определить впитываемость воды (песок и глина по-разному впитывают воду). Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
Х Тема: «растения живые».
Цель: (подвести детей к выводу о необходимости влаги и света для роста растений).
Тема: «Загадочные пузырьки».
Цель: Помочь детям обнаружить воздух в предметах. 2 горшка с комнатными растениями
на одном нарисовать глазки и отвернуть от света – посмотреть на него через 3-4 дня; одно растение поливать регулярно, а 2-нет.
Ёмкости с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
ХI Тема: «Свет вокруг нас».
Цель: Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Картинки с изображением источников света: (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер); фонарик, лампа, свеча и несколько предметов, которые не дают света.
ХII Тема: «Волшебная рукавичка».
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
I Тема: «Почему тает снег?».
Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона. Ёмкости для снега.
II Тема: «Как согреть руки?».
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
III Тема: «Стекло, его качества и свойства».
Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла. Определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводимость). Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
IV Тема: «Пластмасса, её качества и свойства».
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет). Свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводимость). Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
V Тема: «Почему птицы могут летать?»
Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птицы из бумаги, контур крыла из проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц и животных.
дополнительно Тема: «Поиск воздуха».
Цель: Обнаружить воздух.
Тема: «Волшебный материал:
Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
Тема: «Резина, её качества и свойства».
Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Тема: «Волшебные лучи».
Цель: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Тема: «Мы – фокусники».
Цель: Выделять предметы, взаимодействующие с магнитом. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Ёмкость с песком, глиной дощечки, изделия из керамики.
Резиновые предметы: ленты, игрушки. Трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет).
месяц
Совместная деятельность
Оснащение эксперимента.
I Х Тема: «Умная галка».
Цель: Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Мерная ёмкость с водой, камешки, предметы в ёмкости.
Х Тема: «Ветер в комнате».
Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
ХI Тема: «Могут ли животные жить в земле?».
Цель: Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой.
ХII Тема: «Как увидеть магнитные силы?».
Цель: Показать магнитное поле вокруг магнитов. Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон или тонкая фанера, скрепки.
I Тема: «Волшебный шарик».
Цель: Установить причину возникновения статического электричества. Воздушные шары, шерстяная ткань.
II Тема: «Где живет эхо?».
Цель: Подвести к пониманию возникновения эха. Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
III Тема: «Вкусный опыт».
Цель: Выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ. Свеча или спиртовка, баночка для тушения свечи, чайная ложка, металлическая тарелочка, кисточка, растительное масло, сахар, леденцы.
IV Тема: «Вращающаяся Земля».
Цель: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси. Пластилин, тонкая заостренная палочка.
V Тема: «Изготовление солнечных часов» (занятие на улице).
Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг солнца. Стержень (палочка) с заостренным концом.
дополнительно
Тема: «Куда делась вода?».
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Тема: «Самодельный термометр».
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда.
Тема: «Солнечные зайчики».
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).
Тема: «Чудо-прическа».
Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. Три мерные одинаковые ёмкости с окрашенной водой.
Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки, бутылочка 50-100мл, немного подкрашенной воды.
Зеркала.
Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет).
месяц
Совместная деятельность
Оснащение эксперимента.
I Х Тема: «Заплесневелый хлеб».
Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибов) нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
Х Тема: «Замерзание жидкостей».
Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Ёмкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.
I Х Тема: «Вертушка».
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила (движение). Вертушка.
ХII Тема: «Радуга на стене».
Цель: Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Граненое стеклышко (деталь от хрустальной люстры).
I Тема: «Волшебные превращения».
Цель: Выявить изменения агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые – жидкие – газообразные). Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешивания свечи.
II Тема: «Полярное сияние».
Цель: Дать понятие, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
III Тема: «Спичечный телефон».
Цель: Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.
IV Тема: «Далеко – близко».
Цель: Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца на температуру воздуха. Два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).
V
Тема: «Чем нюхает червяк?».
Цель: Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям. Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.
дополнительно
Тема: «Круговорот воды».
Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе.
Тема: «Почему лампочка светит?».
Цель: Понимать принцип работы электроприбора.
Тема: «Растущие малютки».
Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.
Прозрачная мерная ёмкость с прозрачной крышкой.
Батарейка для фонарика (4,5вт., тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка, «сова» из бумаги.
Ёмкости с крышкой, молоко.