Пластилинография как средство коррекции познавательных процессов

Юлия Железнова
Пластилинография как средство коррекции познавательных процессов

Пластилинография как средство коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений и развития мелкой моторики рук у слабовидящих детей.

Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Слабовидящие дети имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение.

Многие слабовидящие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук слабовидящих детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

У слабовидящих детей недостаточно развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми пространственного расположения предметов.

Поэтому возникает необходимость в углубленной работе по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук со слабовидящими детьми, на основе техники «пластилинография».

За основу деятельности предлагаем взять методику Г. Н. Давыдовой -«пластилинография». Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, что позволяет приблизить изображение к реальному образу.

Пластилин - мягкий, пластический материал, способный принимать заданную ему форму, имеет определённый цвет и возможно его смешивание для получения нового цвета и оттенков.

Выполнять пластилинографию можно на чистой основе, или предварительно педагог выполняет рисунок фломастером (маркером). Основа для изображения должна быть твёрдой (картон).

При необходимости можно использовать стеку или печатки для оформления поверхности изображений.

Для слабовидящих детей:

занятия проводятся индивидуально;

сокращена длительность занятий на 5 минут;

в структуру занятия включено большое количество игр и упражнений

коррекционной направленности (самомассаж лица, рук, релаксация, пальминг, игры на развитие мелкой и общей моторики).

Методическую основу занятий, направленных на освоение детьми художественной техники - пластилинографии, - составляют существующие методики обучения изобразительной деятельности (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. К. Казакова, методика Г. Н. Давыдовой «Пластилинография».

Цель коррекционной работы: сформировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности и развивать мелкую моторику рук.

Задачи:

1) развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;

2) развивать оптико-моторную координацию;

3) развивать цветовой гнозис;

4) развивать формовосприятие.

При освоении техники «пластилинография», кроме коррекционных задач, решаются и задачи познавательного содержания, задачи, связанные с формированием у детей технических приёмов лепки: скатывание, расплющивание, прищипывание и т. д.

Учитывая психофизические особенности слабовидящих детей, структура занятия включает:

1. Организационный момент.

2. Поэтапное зрительно-осязательное обследование игрушки.

3. Зрительную гимнастику.

4. Показ и объяснение этапов выполнения работы.

5. Пальчиковую гимнастику (самомассаж рук).

6. Практическую часть (изготовление картины детьми).

7. Физкультминутку.

8. Релаксацию (пальминг).

9. Анализ работы.

Таким образом, творческое использование техники «пластилинография» приводит к положительному результату в работе по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук слабовидящих дошкольников.

Публикации по теме:

«Игра как средство коррекции детей с нарушениями речи» Введение «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Лэпбук — как средство развития познавательных способностей детей В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста Я представляю вам свою работу «Лепбук- как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста». Данный термин.

Характеристика познавательных процессов Характеристика познавательных процессов включает в себя пункты: Познавательный процесс - определение Свойства Виды Актуальность для педагогической.

Лэпбук как средство познавательных способностей дошкольниковЛэпбук как средство познавательных способностей дошкольников Современные требования к дошкольному воспитанию, предъявляемые государством, говорят о том, что педагог должен постоянно саморазвиваться,.

Статья для на тему: «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Статья на тему: «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Проблема формирования познавательной.

Использование различных психотехник как средство коррекции З. А. О. Методический Центр. СТАТЬЯ по психологии. Тема: «Использование различных психотехник- как средство коррекции». Выполнила:.

Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных.

Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Домашние птицы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Пластилинография как средство коррекции познавательных процессов
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 12:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...