Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой «Волшебные капельки» в средней группе

Галина Беспалова
Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой «Волшебные капельки» в средней группе

Цель:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способами очистки воды.

Дать представление о значении воды в жизни человека.

Совершенствовать навыки проведения элементарных опытов и экспериментов.

Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.

Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.

Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.

Методы и приёмы:

Наглядные: наблюдение, использование иллюстраций, демонстрация (показ глобуса, водяная мельница, термос с кипятком).

Словесные: художественное слово, вопросы к детям, рассказ, объяснение, напоминание.

Практические: элементарные опыты, дидактическая игра, физкультминутка, гимнастика для глаз, рисование раскраски.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.

Глобус.

Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.

Ведро. Кувшин.

Ножницы.

Термос с кипятком. Зеркальца.

Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.

Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».

Водяная мельница.

Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.

Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.

Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».

Чтение сказки «Два ручья».

Рисование в технике «по-мокрому».

Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).

Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход непосредственно образовательной деятельности

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в «Лабораторию Любознаек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки поработают,

Ножки потопают.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

- Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашей лаборатории. (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без …

(воды)

- Сегодня волшебные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.

Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой кувшин.

1. Капелька бережливая

- Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?

Ответы детей: это глобус, наша земля

-Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

-Что обозначает синий цвет на глобусе?

Ответ детей: Воду.

-Как по-вашему, много ли воды на нашей планете?

Ответы детей: Много.

- Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах. И на вкус она солёная. Такая вода не годится для питья.

- Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно беречь.

Предлагаю провести эксперимент с водой. Приглашаю вас в умывальную комнату.

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

- Много ли воды льется сейчас из крана напрасно?

Ответы детей: Мало.

- Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре, пока мы проводим другие эксперименты.

2. Капелька ученая

Капелька вторая — ученая капелька. Она расскажет о том, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

- Ребята, как вы думаете, откуда поступает вода в наши дома?

Ответы детей: по трубам, из крана.

-А в краны она как попадает?

Ответы детей: из рек и озер.

-Для чего мы используем воду?

Ответы детей: Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения.

-Много воды нужно для этого?

Ответы детей: Много.

- Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.

Вот в этот термос я налила горячую воду. Откроем крышку и посмотрим, что происходит с водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

- Во что превращается вода при нагревании?

Ответы детей: В пар.

- Куда движется пар?

Ответы детей: Вверх.

Термос закрывается.

- Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

- Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл?

Ответы детей: В воду.

Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Повторите и постарайтесь запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

В разных углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

Водопад

С высоты большой срываясь,

Грозно водопад ревёт

И, о камни разбиваясь,

Белой пеною встаёт.

Море

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь

О берег бьётся.

Ручей

Ручей бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой.

Дождь

Мочит рощу, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч — он вождь!

Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

- Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.

Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).

Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки)

- А вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.

(Показ картинки).

- Понаблюдаем за водяной мельницей. Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

5. Капелька любопытная

- А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.

- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?».

Ответы детей: (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).

- В каком виде бывает вода?

Ответы детей: Жидкая, твердая (снег, лед, град, газообразная (пар).

- Какой вкус у воды?

Ответы детей: У воды нет вкуса.

- Какой у воды запах?

Ответы детей: У воды нет запаха.

- Какого цвета вода?

Ответы детей: Бесцветная, прозрачная.

- Какой формы вода?

Ответы детей: Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,

А вы мои – капельки-детки,

Пусть облако вас подружит,

А ветер веселый закружит.

В хоровод скорей вставайте,

И со мною повторяйте:

Мы будем весело шагать и улыбаться!

Руками солнышку махать и наклоняться,

Чтоб растения полить и животных напоить!

Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

- Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.

Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?

Ответы детей: Завянут и погибнут.

- А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол?

Ответы детей: Комната станет грязной.

-А если мы перестанем мыть руки?

Ответы детей: Можем заболеть от грязных рук.

-А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем везде нужна вода!

Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

- К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду?

Ответы детей: С помощью больших фильтров.

-Сколько фильтров вы видели на кухне?

Ответы детей: Три фильтра — сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.

Много в нашем детском саду детей и взрослых?

Дети: Много.

- А сколько воды нужно для всех?

Дети: Нужно много воды.

-Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.

А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

- Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

- В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода?

Дети: Вода стала мутной.

-Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан?

Дети: Чистая, не мутная, прозрачная.

-Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

- Вы уже рисовали акварелью — водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски — обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

- А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке?

Дети: Целое ведерко.

-Да, посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

- Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте.

Ответы детей: Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки- волшебницы в реки собираются,

Напоить всю Землю-Матушку стараются.

Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

Ходят к водопою звери по тропинкам.

А детишкам малым водичка всех нужнее –

С нею мы растем, с нею здоровеем.

Знаем мы теперь, как воду поберечь –

Просто так из крана она не будет течь!

Есть у нас сантехник, он следит всегда,

Чтоб нигде не капала чудесная вода.

Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, кувшин с капельками меняют на кувшин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в «Лабораторию Любознаек». Что вам запомнилось больше всего? Что бы вы рассказали своим друзьям и родителям о воде? Ответы детей. Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу.

Литература:

1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. /Авторы-составители: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. - С. Пб: Детство-пресс, 2010г.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. / Под редакцией Л. Н. Прохоровой — М.: АРКТИ, 2003г.

Публикации по теме:

«Весна». Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе. Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с природой родного края «Красив и богат мой край» Интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Конспект НООД по ознакомлению с родной природой Мордовии в средней возрастной группе «В гостях у Вирявы»Конспект НООД по ознакомлению с родной природой Мордовии в средней возрастной группе «В гостях у Вирявы» Конспект НООД по ознакомлению с родной природой Тема: «В гостях у Вирявы»Средняя группа Воспитатель: Меркулова Валерия Алексеевна Цель:.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему «Наша родина-Крым». Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему"Наша родина- Крым". Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в средней группе «Посев семян редиса» Программные задачи: познакомить детей с внешним видом семян редиса. Учить детей сеять семена в землю, закрепить с детьми какая земля. Уточнить.

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Ежевика». .

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Снеговик у нас в гостях» Цель: • Расширять представления детей о воде, снеге и льде. • Учить устанавливать элементарные связи в природе: снег в тепле тает и превращается.

Конспект занятия в средней группе «Волшебные капельки» Составитель: Кригер Елена Степановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №5 с. Объячево» Цель: Формировать представления детей о свойствах воды.

НОД по ознакомлению с живой и неживой природой: «Домик для рыбки». Программные задачи: — дать первоначальное представление о строение рыбы (вытянутое тело, голова, хвост, спинка, брюшко). — познакомите.

Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой-огонь «Спасаем кошкин дом» «СПАСАЕМ КОШКИН ДОМ» СЛАЙД 1 – ДОМ 2. Вед. А сейчас про кошкин дом Разговор мы поведём. В нём богатая хозяйка Припеваючи жила Но беда пришла.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению детей с неживой природой «Волшебные капельки» в средней группе
Опубликовано: 19 октября 2016 в 11:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия «Распознавание базовых эмоций и способов их выражения детьми...
Задачи: • Установление эмоционального контакта и развитие у детей чувства единства, сплоченности и принадлежности к группе; • Развитие умения понимать,...
Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития...
В рамках реализации проекта «Кормушка для пичужки» детям и родителям наших воспитанников было предложено сделать книжки – малышки о зимующих птицах. Было...
Фотоотчёт участия в 8-ом городском фольклорном фестивале-конкурсе «Собирайся, народ,...
Фотоотчёт участия в 8-ом городском фольклорном фестивале-конкурсе "Собирайся, народ, в наш весёлый хоровод! " детей старшей группы в номинации...
Тематический классный час «Мораль и право» в 10 классе
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у старшеклассников. Задачи: • Способствовать развитию критического осмысления...
Фотоотчет «Как дети средней группы собирают пазлы»
В начале двадцатого века увлечение пазлами распространилось по всему миру. По сравнению со многими современными игрушками они действительно развивают и...