Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности

Наталья Зинец
Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, была создана рабочая программа для старшего дошкольного возраста. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, проявлению творчества. Формируется у детей целостная картина окружающего мира. Развивается интерес к предметам и явлениям окружающей действительности, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух). Формируется первоначальные представления о явлениях природы, сезонных и пространственных изменениях в природе. Формируются экологические представления, ценностных основ отношения к окружающему миру. Мотивировать детей к новым познаниям, поощрять активность и любознательность.

Данная программа является результатом работы по развитию поисково- познавательной деятельности. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского образования и требованиям государственного стандарта по двум направлениям: развитие экологической компетенции детей дошкольного возраста и взаимодействие педагога с детьми.

Программа ориентирована на организацию особого рода взаимодействия педагога и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности.

Продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

1.1 Цель рабочей программы

Цель программы: способствовать развитию у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности.

1.2 Задачи рабочей программы

1. Сформировать представления детей о живой и не живой природе.

2. Способствовать активному участию детей в самостоятельной деятельности.

3. Способствовать развитию эмоционально-положительному, бережному, отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Календарно - тематический план

Сентябрь. "Что такое природа?"

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Игра «Живая и неживая природа».

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Опыт. Гром и молния.

Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослому и сверстнику.

Октябрь. "Экскурсия в осенний лес (парк)"

цель: Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Экологическая игра «Кто больше запомнит».

Наблюдение за деревьями.

Выставка рисунков «Осень пришла»

Развлечение «Мы друзья природы»

Игра «Что нам осень принесла?»

Слайд – шоу «Осень в парке»

Ребёнок интересуется причинно – следственными связями.

Ноябрь. "Заповедники Алтая. "

цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Алтайского края, пробуждать желание побывать в этих местах.

Презентация «Заповедники Алтая»

Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Поход в зоопарк индустриального района г. Барнаула

Экологическая тропа.

Ребёнок склонен наблюдать и экспериментировать. Проявляет интерес к окружающему миру.

Декабрь. "Ленточный бор. "

цель: Познакомить детей с образованием ленточного бора. Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причём – разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки деревьев и лесов в целом.

Рассматривание репродукции И. Броцкой «Лес зимой в снегу».

Экологические игры: лото «Кто где живёт», «Живое домино».

Наблюдение за деревьями (после сильных морозов рассмотреть кору деревьев, рассмотреть почки на деревьях).

Опытная деятельность. Поместить кору разных деревьев, ёмкость с водой и разную по составу почву. Поместить коробочки с семенами цветов и овощей и разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружки из пенопласта).

Ребёнок проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде.

Январь. "Кто главный в лесу?"

цель: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.

Рассказать о многообразии животных, живущих в нашем лесу.

Игра «Как вести себя в лесу».

Проблемная ситуация «Я– человек».

«Растения и животные Красной книги».

Письмо волку и лисе.

Дидактические игры: «Где чей хвост?», «Найди хозяина», «Где чьё гнездо?».

Презентация «Лесные жители»

Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Поместить раскраски животных, трафареты для обводки и раскрашивания. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослому и сверстнику.

Февраль. "Горы Алтая. "

цель: Дать детям представление о том, что на Алтае много возвышенностей - горы, хребты. НОД «Кладовая Земли»

Слайд – шоу «Горный Алтай»

Выставка фотографий «Как я отдыхал в горах»

Выставка рисунков

Посещение музея камня совместно с родителями.

Ребёнок интересуется причинно – следственными связями.

Март. "Водный мир Алтая. "

цель:Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Рассказать детям о многообразии водного мира Алтая.

Презентация «Реки и озёра моего края».

Опыт - «Какой бывает вода?»

НОД «Ходит капелька по кругу»

Ситуативная беседа «Если не станет воды?»

Опыт. Выявление механизма образования облаков. Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадают на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким же образом собираются на небе облака.

Игра «Кто живёт в воде?»

Ребёнок склонен наблюдать и экспериментировать. Проявляет интерес к окружающему миру.

Апрель. "Птицы вокруг нас".

цель: Познакомить детей с птицами, обитающими в Алтайском крае. Художественная литература: Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», М. Горький «Воробьишка».

Фольклор. Загадки о солнце и перелётных птицах, песенки - потешки о перелётных птицах, считалки, народный календарь на апрель.

«Птичий календарь».

Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов гнёзд.

Ребёнок проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде.

Май. "Лекарственные растения Алтая. "

цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Фито – бар

НОД «Что есть у растения?»

«Огород на окне»

Ситуативная беседа «Как вести себя на природе

Посещение «Горной аптеки» совместно с родителями. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослому и сверстнику.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Статья «Развитие познавательного интереса у детей средствами декоративно-прикладного искусства» Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что отношение к.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности
Опубликовано: 20 июня 2015 в 10:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

Консультация для родителей «Как изготавливают и используют спички!»
Спички Машут Зайчикам Лисички: - Не берите, Зайки, спички. Спички деткам не игра. Может быть от них беда. В спичках пламя, сильный жар. Может быть от...
Детские работы к Дню Российского флага
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ К ДНЮ РОССИЙСКОГО ФЛАГА Флаг родной В синем небе над Москвою Реет флаг наш дорогой. В каждой русской деревеньке Ты увидишь...
Мастер-класс по изготовлению стенгазеты «Российский флаг с медвежонком»
Уважаемые коллеги! Однажды с детками старшей группы мы изготовили стенгазету с флагом России. Для изготовления такой стенгазеты вам необходим ватман,...