Aлёна Вячеславна Чичканова
Побуждаем детей к исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Побуждаем детей к исследовательской деятельности
Детская любознательность, если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию способностей.
Н. С. Лейтес
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, следует иметь в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Побуждаем детей к исследовательской деятельности» размещена в разделах
Введение ФГТ и ФГОС направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности.
В нашем дошкольном учреждении работа над решением проблемы формирования исследовательского поведения детей была начата 2006 году. В рамках работы педагогический коллектив овладел методикой организации детских исследований, с последующим внедрением в практику педагогического процесса. Чёткое понимание теоретических положений технологии, значимости формирования у детей умений исследовательской деятельности для их психического развития, практическое использование технологии, тем не мене, поставило педагогов перед определёнными трудностями. Работа по развитию у детей умений самостоятельно добывать знания в процессе исследовательского поиска предъявляет к педагогам ряд специфических требований. Основными из них являются:
1. Быть способным, видеть «удивительно» в обыденном, уметь находить и ставить перед детьми реальные задачи в понятной форме.
2. Уметь увлечь детей проблемой, сделать её проблемой самих детей.
3. Уметь выполнять функцию координатора и партнёра в исследовательском поиске.
4. Уметь стимулировать выдвижения детьми собственных направлений исследований, и многое другое. Самым сложным для педагогов оказалось отойти от традиционных, преимущественно репродуктивных, методов обучения. Не сразу научились избегать директивных указаний, административного давления. Не всегда удавалось быть терпимым к ошибкам детей в их стремлении найти собственное решение. Так и тянуло поправить ребёнка, сделать что- то за него. Много сложностей возникало в процессе развития критического отношения к исследовательским процедурам, в процессе удержания у детей интереса к проблеме. Однако последовательное использование технологии доктора педагогических и психологических наук А. И Савенкова позволило педагогам дошкольного учреждения понять свою роль в формировании исследовательского поведения детей и внедрить технологию в практику педагогической работы.
В 2008 году я разработала педагогический проект, с творческим названием «Хочу всё знать». Целью данного проекта было развитие познавательного интереса детей, формирование исследовательского поведения, воспитание положительно-эмоционального отношения к обучению. В первую очередь меня волновал вопрос, если удаться сформировать исследовательское поведение у детей – то будет ли это являться залогом их дальнейшего успешного обучения? В рамках данного проекта в первую очередь была проведена подготовительная работа с детьми и их родителями. Вопросам организации исследовательской деятельности дошкольников было посвящены ряд фронтальных, подгрупповых и индивидуальных встреч с родителями, оформлены тематические информационные стенды, разработаны практические рекомендации. С детьми в этот период провела диагностику их исследовательских способностей.
Вся работа в ходе основного этапа была посвящена формированию исследовательского поведения, дальнейшему развитию их исследовательских способностей. Особое внимание было уделено поиску методов и приёмом побуждения детей к исследовательской деятельности. Такими методами стало использование:
• новизны, необычности объекта
• тайны, сюрприза
• мотива помощи
• познавательного момента (почему так)
• ситуации выбора
Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для самореализации. В группе создана исследовательская лаборатория, в которой находится разнообразные оборудование и материалы:
• емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы
• объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки
• ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.
Участок детского сада и нашей группы с имеющимися на нём объектами живой и неживой природы, уголок нетронутой природы и настоящий лесной массив, который начинается сразу за оградой дошкольного учреждения, представляют ещё массу возможностей для пробуждения исследовательского рефлекса «Что это?» и организации детских исследований. В процессе этих исследований дети выяснили, что:
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.
• воду можно «превратить» в разноцветные льдинки.
• во фруктах и овощах можно найти воду (фруктовый овощной сок)
• воздух находится и в пустом пакете и в комочке земли.
В нашем ДОУ реализуется основная образовательная программа, разработанная на основе примерной образовательной программы «Истоки», в которой в рамках образовательной области «Познание» предусмотрен такой вид НОД, как познавательно - исследовательская деятельность. В данном случае тематика и содержание детских исследований определяется комплексно-тематическим планом и определяет необходимость создания специальных образовательных ситуаций. В нашей группе такой ситуацией стала игра в учёных. Однажды я не смогла ответить детям на их вопрос, честно призналась в своём незнании и предложила узнать вместе, как делают это настоящие учёные. Так в группе появилась «научно-исследовательская лаборатория» и многочисленный коллектив «сотрудников - учёных».
Необходимость изготовить игрушку колобок для детей ясельной группы побудило детей исследовать разные материалы и найти прочный и безвредный. А плохое самочувствие няни Елены Викторовны послужило поводом для исследования не только народных средств лечения, но и своих возможностей сделать что-то для других в той или иной ситуации. И возникший среди мальчиков спор, кто из боксёров сильнее, негры или русские, стал причиной двухнедельных исследований помимо спортивных достижений ещё и разных аспектов жизни людей разных рас на планете. Побудительных мотивов к исследовательской деятельности в жизни дошкольной группы найдётся великое множество, если не спешить дать детям готовый ответ, не делать за них то, что они могут сделать или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
Анализ итогов реализации проекта позволил мне увидеть, что грамотная организация работы в данном направлении представляет большие возможности для формирования у детей исследовательского поведения, развития их исследовательских способностей, что и является залогом их успешного дальнейшего обучения. Ведь в процессе этой работы у детей формируется умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятия, квалифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы и даже доказывать и защищать свои идей.
Список используемой литературы:
1. Бондарева Л. Ю. Развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников. – Ярославль, 2007.
2. Волкова Е., Микерин С. Играем в учёных. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. – Новосиибирск:Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. – М. : ТЦ «Сфера», 2002.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
5. Ковинько Л. В. Секреты природы –это так интересно! – М. : Линка-Пресс, 2004.
6. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. - 2002. - № 3, 4, 5. - 2003. -1.
7. Рыжова Н. А. Волшебница вода. – М. : Линка-Пресс,1998.
8. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. – М. : Линка-Пресс,1998.
9. Савенков А. И Детское исследование как метод обучения старших дошкольников// Дошкольное образование. – 2007.
10. Савенков А. И. Маленький исследователь. – Ярославль, 2002.
11. Савенков А. И. Развитие творческого мышления. – Ярославль, 2006.
12. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей//Дошкольное воспитание. – 2005. - №1.
13. Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность. – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
14. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов: Колесо. – СПб., 2009.
15. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов: Лужа. – СПб., 2009.
16. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов: Пузырёк воздуха. – СПб., 2009.
17. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов: Свеча. – СПб., 2009.
18. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов: Спички. Кубики. – СПб., 2009.