Папки-передвижки

Подарить ребенку радость творчества

ВАЛЕНТИНА ШУРТИНА
Подарить ребенку радость творчества

«Развивайте инстинкт творчества с малых лет ребенка. И дайте ему счастливую, смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений.»

(Н. К. Рерих)

Детские рисунки можно встретить повсюду. Детские рисунки в наши дни - это рисунки современных передвижников.

Мы, взрослые, часто удивляемся детской способности, детской страсти к рисованию. Но есть ли у ребенка другой способ выразить себя лучше?Детей, особенно дошкольников, волнует абсолютно все, что их окружает; они откликаются на события с той непосредственностью, про которую говорят: детская.

Публикация «Подарить ребенку радость творчества» размещена в разделах

Внимание к детскому рисунку, восхищение им, изучение детского рисунка- это закономерный этап в потенциальном освоении бескрайней страны детства.

Сегодня детское творчество все больше и больше привлекает внимание исследователей, педагогов. Что есть творчество?Каждый ли ребенок от рождения творец или этому надо учить?Как помочь ребенку стать творцом?

Практика работы с детьми подтверждает идеи ученых:

творчество- ведущее,развивающее начало и основа жизни ребенка; это живая энергия,которая не имеет ограничений для своих проявлений;

творчеством можно и нужно зажечь.

Дело в том,что в изобразительном творчестве изолированное проявление способностей невозможно. Поэтому в оценке детского творчества важно отличать элементы,характерные для данного психологического возраста,от индивидуальных особенностей ребенка.

Рисунок может быть статическим или полным ритма и движения;богатым или обедненным;форма может преобладать над цветом или цвет над формой;рисунок может быть цельным или фрагментарным,скучным или оригинальным и т. п.

Эти качества рисунка говорят о личности ребенка как художника. С другой стороны,то,как изображены люди,способ изображения пространства типичны для целой возрастной группы,которая может совпадать или не совпадать с хронологическим возрастом ребенка.

Взрослый не должен вмешиваться в те стороны творчества ребенка,которые характерны для его возраста. Вмешательство уместно только в том случае,если ребенок находиться на грани постижения нового уровня творчества и ему требуется лишь минимальная поддержка,чтобы сделать следующий шаг.

С другой стороны,взрослый должен постараться как можно больше уделить внимание жизненной силе,живости,оригинальности работы.

В трудах пионеров современного художественного обучения мы находим уникальные методы развития детского творчества.

Виктор Лоуэнфельд наглядно описывал взаимосвязь жизненной силы творчества ребенка с его воображением и чувством собственного «я».Он умело использовал творчество для укрепления самосознания детей (включая и больных детей).Помогая детям ощутить,кто они,где находяться и что они могут,он тем самым помогал им создать прекрасные художественные работы.

Флоренс Кейн одной из первых разработала методы преодоления зажатости и стереотипности путем создания ситуаций,которые целенаправленно исключали возможность сознательного планирования.

Во время рисования она поощряла движение всем телом,вживание в образ,концентрацию на воспоминаниях и собственном опыте.

Эти подходы,ведущие к углублению самосознания личности,оказались особенно полезны в работе с детьми,которые зациклены на собственных переживаниях,настроении,конфликтах,слишком замкнуты в своем частном мире и поэтому не обращают внимания на внешний мир,на внешние впечатления и влияния.

Кроме того,новые знания и методы позволяют сделать процесс художественнного обучения гораздо более гибким,чем оно было раньше.

Очень маленькие дети исследуют материальный мир физическим контактом. Для них знакомство со многими материалами очень ценно. Примерно с 5-6 лет дети учаться символически самовыражаться с помощью художественных материалов. Эта способность лучше всего развивается при работе с основными материалами бумагой,карандашами,краской и глиной. Это не значит,что других материалов следует избегать. Но они должны быть редкими событиями,доставляя сюрпризность и радость. Другие материалы никогда не должны заменять основные,которые из-за того,что они просты и знакомы,предъявляют наибольшее требование к художественной инициативе и изобразительности ребенка рисунки современных передвижников.

Мы часто удивляемся детской страсти к рисованию!Но есть ли у ребенка другой способ выразить себя лучше?

Детей,особенно дошкольников,волнует абсолютно все,что их окружает; они откликаются на события с той непосредственностью про которую говорят:детская.

Внимание к детскому рисунку,восхищение им,изучение детского рисунка- это закономерный этап в потенциальном освоении бескрайней страны детства.

Если в процессе творчества мы позволим малышам вдоволь наслаждаться свободными линиями,мазками,кругами и будем все время «провоцировать» их к предметному изображению; если игровые занятия с красками и другими материалами начнется со взламывания запретов — пачканья, «пустой траты» материалов,то к 3-4 годам ребенок будет создавать случайные формы,а к 5-7 годам от случайных форм через проекцию скрытых фантазий с помощью сознательного усилия мы поможем ребенку перейти к сюжетной картине.

Нужно просить детей чаще рисовать самих себя,занимающихся привычным делом. Можно получить замечательные сюжетные картинки- пособия,полезные в работе с детьми. Попробуйте (как это делал Виктор Лоунэнфельд) продемонстрировать детям рисунок их сверстника,который изобразил себя,тянущегося к яблоку на ветке или тянущего удочку с рыбой!И городские дети многие из которых знают яблоки,рыбу только по магазинным полкам,завтра же нарисуют вам картины,где они (или их близкие,друзья) выполняют подобные действия.

Именно в этих картинах просматривается оригинальность и жизненная сила,что отсутствует в работах,сделанных более традиционными методами.

Как разбудить напитать творческий дух ребенка?

Здесь неизбежно мы сталкиваемся с проблемой: нам трудно бывает выделить особенности детских рисунков и строгую последовательность их возрастного развития в среде, где развито традиционное искусство. Наивный художественный стиль народного искусства делает его легко доступным для ребенка. В такой среде ребенок с малых лет начинает умело копировать работу взрослых. А это значит,что в его рисунках практически невозможно увидеть признаки именно детского творчества.

Бывает и наоборот,когда на фоне установившейся художественной традиции развитого искусства детское творчество не замечается нами, взрослыми, или подавляется.

Работая с дошкольниками, мы основываем свою программу на методах, разработанных в свое время выдающимися педагогами для художественного обучения и в то же время «подстраивая» эти методы под конкретные нужды ребенка.

Самым важным для нас взрослых должно стать осознание того, что детское творчество развивается в четкой, предсказуемой последовательности. Линии и формы, изображение человеческой фигуры, объектов и пространства развиваются согласно неким общим для всех детей законом, которые нельзя нарушать.

Это открытие помогло нам сделать процесс творчества свободным : освободить детей от непосильной задачи изображать мир согласно взрослым представлениям.

Кроме того, мы редко задумываемся над тем, что именно в изобразительном искусстве, в отличие от других форм искусства, стиль, уровень развития и индивидуальность наиболее взаимосвязаны и взаимообусловлены (в театральном искусстве, в музыкальном творчестве эта связь не настолько обязательна).

Публикации по теме:

Стенгазета выпускной группы «Что тебе подарить, детский сад мой дорогой?»Стенгазета выпускной группы «Что тебе подарить, детский сад мой дорогой?» Здравствуйте, мои дорогие коллеги-вдохновители! До сих пор не закончила я тему выпускного, уже давно пора делиться неповторимым периодом.

Как помочь ребенку запомнить текст к песням? Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря тексту в песне дети более эмоционально воспринимают и понимают.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!»Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Консультация для родителей «Как научиться отказывать ребенку?» Консультация для родителей на тему: «Как научиться отказывать ребенку?» В последнее время родители стали разрешать детям приносить в детский.

Консультация «Как привить ребенку любовь к книге?» В современном мире, когда нас окружают телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры - книги уходят на второй план, перестают быть необходимостью.

Консультация «Нужен ли ребенку дневной сон?» Дети, посещающие детский сад, довольно быстро свыкаются с тем, что "тихий час" для них обязателен. Увы, но в большинстве семей нет традиции.

Проект по изобразительной деятельности «Радость творчества» Продолжительность: три месяца. Участники: дети, воспитатели, родители. Цель: формировать у детей эстетическое восприятие и художественно.

Проект «Радость творчества» в старшей группе ДОУПроект «Радость творчества» в старшей группе ДОУ Радость творчества Проект «Радость творчества» соответствует ФГОС ДО. Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность проекта:.

Радость совместного творчества В ГБОУ № 2639 я работаю 26 лет. Здесь воспитываются и лечатся дети в возрасте от 3 до 7 лет, то есть с младшей группы детского сада до поступления.

Ток-шоу «Почему ребенку нужна игра?» Проект по работе с родителями Ток-шоу «Почему ребенку нужна игра?» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подарить ребенку радость творчества
Опубликовано: 15 января 2016 в 19:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД