Приложение МААМ

Подбор приёмов и методов по развитию межполушарного взаимодействия у обучающихся с умственной отсталостью

Ракина Ирина Владимировна
Подбор приёмов и методов по развитию межполушарного взаимодействия у обучающихся с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: статья отражает проблемы образования и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а так же пути коррекционной работы. В статье освящена проблема интеллектуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложены ряд игр и упражнений на формирование межполушарного взаимодействия.

Публикация «Подбор приёмов и методов по развитию межполушарного взаимодействия у обучающихся с умственной отсталостью» размещена в разделах

Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью, межполушарное взаимодействие, коррекционно-развивающая работа.

Rakina I.V.

Bunin Yelets State University

SELECTION OF METHODS AND TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF INTERHEMISPHERIC INTERACTION AMONG STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES) IN SPECIAL CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL

CLASSES

Annotation : The article reflects the problems of education and upbringing of students with intellectual disabilities, as well as ways of correctional work. The article highlights the problem of intellectual development of students with disabilities, offers a number of games and exercises for the formation of interhemispheric interaction.

Keywords : students with mental retardation, interhemispheric interaction, correctional and developmental work.

В настоящее время актуальным является увеличение количества детей в различной степени нарушения в развитии, с трудностями в освоении общеобразовательной программы, в адаптации и социализации. В многих общеобразовательных школах обучаются дети, которые с трудом осваивают общеобразовательную программу. Такие дети невнимательны, не могут сосредоточиться на задании, не могут закончить начатую работу, у них нет целенаправленных действий, отсутствуют волевые усилия. Плохо удерживают информацию, порой воспринимая её неправильно. Им сложны двух и более ступенчатые инструкции. Нарушения в произвольности поведения, речи. Также, отмечаются проблемы в математике, детям сложно в умственном плане решить задачу – это говорит о несформированности наглядно-образного мышления. Детям сложно составить предложение, что говорит о низком уровне словесно-логического мышления. К сожалению, таких детей с каждым годом всё больше.

Ни для кого ни секрет, что головной мозг-это царь, от развития которого зависят наши способности. Мозг в своё м составе имеет два полушария: левый и правый. Связующим звеном между ними является нейронное волокно (мозолистое тело, которое обеспечивает синхронную работу обоих полушарий [2].

Физиологами установлено, что если мозолистое тело идёт в своём развитии по онтогенетическому пути, то левое полушарие отвечает за: логику, последовательность, символы, разум, речь, язык, числа, обособленность, рациональность, правое за интуицию, одновременность, образы, чувства, ритм, цвет, мечты, единство, воображение. Формирование межполушарного взаимодействия является фундаментом общеинтеллектуального умения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Включая в работу с обучающимися специальные приёмы и методы, тем самым мы корректируем имеющиеся недостатки в психофизическом развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В арсенале дефектолога имеется широкий спектр различных технологий, направленные на синхронную работу обоих полушарий, что позволяет повысить их функциональность. Игры и упражнения на синхронность обоих рук развивают дифференцированность мелких мышц рук. Умственная отсталость - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности. У обучающихся с умственной отсталостью присутствует органическое повреждение головного мозга, в связи с этим развитие межполушарного взаимодействия идёт по дизонтогенетическому пути, а это значит, что одно из полушарий блокируется, другое берёт на себя большую нагрузку, таким образом, детям тяжело осваивать адаптированную общеобразовательную программу [1].

Отмечаются проблемы в ориентировке в пространстве и на плоскости, общая моторная неловкость, проблемы в письменной и устной речи, которые проявляются большие сложности в звуко-буквенном анализе. Например, ребёнок не может соотнести звук с графическим написанием буквы, это говорит о несформированности фонематических процессов. При чтении отмечаются трудности в точности и беглости чтения, отсутствует понимания смысла прочитанного, такие специфические ошибки являются проявлением дисграфии и дислексии. Одной из ключевых задач коррекционной педагогики является повышение интеллектуального уровня обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важно провести правильную диагностику, ведь от этого зависит коррекционный маршрут и конечный результат работы. В рамках диагностики детям можно предложить методику Озерецкого на реципрокную координацию. Кулак-ребро-ладонь. Обучающиеся, ранее не получавшие коррекционную помощь, как правило делают ошибки при выполнении в виде дезавтоматизаций движений на истощении, персеверации, выраженные персеверации.

Работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно важное значение имеет комплексный подход, в состав которого входят педагоги-сопровождения в лице дефектолога, логопеда и психолога, только синхронная работа может дать положительную динамику [3].

При подборе методик необходимо учитывать ведущую деятельность детей (игровую, поэтому необходимо подбирать игры и упражнения, в целях мативации, так же, важно обеспечить синхронность обеих рук. Опираться на концепцию Выготского о зоне актуального и ближайшего развития. Также, коррекционная работа строится на теории Гальперина об этапном формировании умственных действий. Работу провидим по принципу от простого к сложному. Сначала задействуем одну руку (ведущую, затем другую по очереди, и уже потом обе руки одновременно. В качестве примеров приведу следующие игры и упражнения. Межполушарные доски -это современный метод по развитию межполушарных связей, эта методика позволяет ребёнку получить сенсорный опыт и знание свойств предметов, расширить словарь прилагательных. Доски сделаны из дерева, что позволяет педагогу решать несколько задач, такие как зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, готовить руку к письму.

Весёлая игра межполушарные молоточки, с помощью которых можно детям дать представление о счёте, корректируя при этом дискалькулию, дать представления об окружающем мире, так же, формируется слоговая структура слова и фонематические процессы. Не имея под рукой специальных методик, можно предложить детям складывать двумя руками предметы в какую-либо ёмкость, вот например, каштаны в металлическое ведёрко, привлекая слуховое внимание ребёнка, развивать фонематические процессы. Так же, можно предложить детям пальцами пройти по дорожке с разноцветными кружками, заодно, дети знакомятся с цветами или закрепляют имеющиеся знания, зрительное внимание и восприятие. На коррекционно-развивающих занятиях рекомендуется использовать методику Воскобовича волшебный экран. Он позволяет педагогу организовать работу по развитию ориентировки в пространстве и на листе бумаги, дети видят клетку и стараются писать, не выходя за контуры, формировать графические навыки, работая двумя руками, так же развиваются межполушарные связи [4].

После курса проведения подобных мероприятий к концу учебного года при повторной диагностике обучающиеся с интеллектуальными нарушениями показывают позитивные изменения. Улучшается зрительное восприятие, дети ориентируются на листе бумаги, различают графически сходные написания букв, улучшается навык чтения и письма, меньше становится дисграфических ошибок при письме, внимание становится более устойчивым, расширяется объём и распределение, улучшается речеслуховая память, повышается уровень наглядно образного и словесно-логического мышления, детям становится доступно составить предложения в деформированном тексте, улучшается понимание прочитанного, более развиты общемоторные навыки, отмечается также улучшения в устной и письменной речи, в сенсорном развитии, повышается общеинтеллектуальный уровень у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это происходит в процессе замещения, компенсации и развития.

Предложенные игры и упражнения являются лишь небольшой частью того арсенала, который использует учитель-дефектолог на своих занятиях.

Список источников

1. Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка. 3. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с. 4.

2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. ( серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др. – Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

3. Дробинская О. А. Школьные трудности «нестандартных» детей Москва: «Школьная Пресса», 2012

4. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т. П. Трясорукова. - Москва: Феникс, 2018.

Публикации по теме:

Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина»Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина» Фотоотчет "Пуговицы из воздушного пластилина" для детей с У. О. в развитии. Пуговицы - одни из самых распространенных типов галантерейных.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Фотоотчет «Украшаем дымковскую барышню с детьми с умственной отсталостью в развитии»Фотоотчет «Украшаем дымковскую барышню с детьми с умственной отсталостью в развитии» Фотоотчет. " Украшаем дымковскую барышню". Дымковские игрушки очаровывают своими простыми, плавными линиями, яркими красками и заложенным.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Консультация для педагогов «Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии»Консультация для педагогов «Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии» Консультация для педагогов " Значение изобразительной деятельности для детей с умственной отсталостью в развитии". Художественно- эстетическое.

Мастер-класс «Чек-лист зимних дел в группе» для детей с умственной отсталостью в развитииМастер-класс «Чек-лист зимних дел в группе» для детей с умственной отсталостью в развитии Мастер - класс "Чек - лист зимних дел в группе 19". Наступила зима, а с ней и самый волшебный месяц в году - декабрь. Наверняка каждый замечал,.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подбор приёмов и методов по развитию межполушарного взаимодействия у обучающихся с умственной отсталостью
Опубликовано: 7 марта 2024 в 22:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подбор приёмов и методов по развитию межполушарного взаимодействия у обучающихся с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Ракина Ирина Владимировна (УИ 2262375) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД