Получи документы

Подборка дидактических игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Столбова Юлия
Подборка дидактических игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Подборка дидактических игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Раздел 1 Игры, направленные на развитие понимания значения слова

«Угадай предмет»

Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры.

Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Публикация «Подборка дидактических игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

«Семья»

Цель: учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Кто вы мне и, кто вам я, если вы - моя семья?

Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы:

Кем ты доводишься маме и папе?

Кто ты для бабушки и дедушки?

У тебя сестра или брат?

Назови двоюродных братьев и сестер.

Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?

«Что растет в лесу?»

Цель: активизировать у детей словарь существительных по разным темам.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

Ход игры.

Педагог выбирает трех детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений, животных, предметов. Он получает приз.

«Чье это жилище?»

Цель: закреплять знания детей о названиях жилища животных.

Оборудование: картинки животных и картинки, изображающие жилища животных.

Ход игры.

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ). Воспитатель объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища:

нора — для лисы, мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птицы; скворечник — для скворца; коровник — для коровы, телят; конюшня — для лошади, жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов.

Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.

«Месяцы и их последовательность»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

«Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет».

Взрослый с детьми называет месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март.». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Лови, бросай. Дни недели называй»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

«В календарь не зря глядели - все мы помним дни недели».

Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Усложнение. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

«Что за чем?»

Цель: закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

«Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?»

Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы.

Например, «Зима. А что за нею?».

Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» - «Весна.

«А что за нею?»

«Сколько месяцев в году?»

«Назовите летние месяцы».

«Назовите первый месяц весны».

«Назовите последний месяц зимы».

«С какого месяца начинается осень?»

«Каким месяцем заканчивается осень?»

«Бывает — не бывает»

Цель: расширять и закреплять активный словарь детей. Развивать логическое мышление.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

«Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!»

Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года.

Например, «Лето».

А затем, бросая мяч кому-нибудь, называет явление природы.

Например, «Ледоход».

Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Ребёнок даёт полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Раздел 2. Игры, направленные на употребление слов, обозначающих признак

«Подбери пару».

Цель: учить определять признак предмета по цвету; ставить вопрос.

Оборудование: предметные картинки с изображением пары разных предметов одинакового цвета. Например, синее пальто и синяя машина, красный шар и красное яблоко и т. д.

Ход игры.

Играющие получают по одной парной картинке. Первый играющий выходит с картинкой в круг, показывает ее детям и говорит: «У меня автомобиль. Какой он?» - «Синий» - «У кого предмет такого же цвета?». Выходит ребенок с изображением картинки синего цвета. Пара найдена. Игра продолжается.

«Какого размера предмет?»

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о величине предметов.

Оборудование: предметные картинки; карточки с изображением прямоугольников разного размера

Ход игры.

1 вариант. На доске четыре прикрепляются карточки с изображением прямоугольников разного размера, играющим раздаются картинки с изображением предметов разных размеров:

1 – кнопка, горошина, гвоздь;

2 – лимон, книга, кастрюля;

3 - пальто, тумбочка, телевизор;

4 – вагон, машина, дом.

Дети показывают и называют свои картинки, а затем выходят к доске и прикрепляют их под прямоугольниками соответствующих размеров.

2 вариант. В эту игру можно играть как в лото. Каждому из играющих дается карточка с изображением четырех прямоугольников разного размера и четыре предметные картинки, которые он должен разложить в свободные прямоугольники соответственно их размера.

«Раз - два - три – признак назови»

Цель: учить определять предмет по нескольким признакам.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

Ведущий показывает играющим предметную картинку и говорит: «Раз - два - три – признак назови», выбирает того, кто будет отвечать. Например, картинки с изображениями:

яблоко - зеленое, круглое, сладкое;

шапка – меховая, теплая, красивая;

ягоды – красные, кислые, мелкие;

стол - деревянный, большой, круглый.

«Поскорее мяч кидай - четко признак называй»

Цель: учить подбирать признаки к предмету.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч бросает мяч играющему и называет предмет: «апельсин». Играющий бросает мяч обратно и называет признак: «оранжевый» и т. д.

«Опиши предмет»

Цель: учить характеризовать предмет по нескольким признакам.

Оборудование: предметы.

Ход игры. Играющие делятся на 2 команды (1 и 2 ряд). Каждой команде ведущий дает 1 предмет (например, конфета, шапка). Играющие должны назвать как можно больше признаков данного предмета. За каждый из названных признаков команда получает по фишке. Выигрывают те, у кого большее количество фишек.

«Угадай, что это»

Цель: учить соотносить предмет и его признак.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

На доске укрепляются предметные картинки (например, лимон, пирамида, воробей, книга и т. д.) Ведущий перечисляет признаки предмета: «желтый, овальный, кислый» (лимон). Играющие должны отгадать, о каком предмете идет речь. и назвать его. За правильный ответ дети получают фишку. Выиграет тот, кто получает большее количество фишек.

«У меня есть …»

Цель: учить согласовывать прилагательными с числительными.

Оборудование: предметные картинки (например, синее платье, 3 белые розы, 5 красных машин и т. д.).

Ход игры.

Перед каждым играющим на столе лежат картинки с изображением предметов. Играющий берет картинку и говорит: «У меня есть два белых коня» и т. д.

Варианты могут быть разными: «у меня есть…». «у меня нет …».

«Из чего сделан этот предмет?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные, обоз0начающие свойства предмета.

Оборудование: предметные картинки с изображением брюк, тарелки, вилки, стола, ремня, кувшина, ручки, шубы.

Ход игры.

Ведущий показывает картинку с изображением тарелки: «Из чего сделан этот предмет?» Играющий отвечает: «Из стекла». Ведущий: «Какой он?» Играющий «Стеклянный». Ведущий спрашивает детей : «А какие вы еще стеклянные предметы вы знаете? Назовите их». Игра продолжается.

«Чей листочек?»

Цель: Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Оборудование: Предметные картинки с изображением деревьев и листьев деревьев.

Ход игры.

Ведущий рассказывает: «Дети были в лесу, собрали большой букет из опавших с деревьев листьев. Этот лист упал с березы. Он какой?» - показывает картинку с изображением березового листа. – «Березовый». На доске прикрепляются картинки с изображением деревьев. Под каждым деревом укрепляется лист, название которого образовали играющие.

«Из чего варили суп?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от названий продуктов.

Оборудование: предметные картинки с изображением гороха, фасоли, мяса, овощей, рыбы, курицы, вермишели, грибов.

Ход игры.

Ведущий показывает картинки и спрашивает у детей : «Что изображено на этой картинке?» - «Фасоль» - «Как называется суп из фасоли?» - «Фасолевый» и т. д.

Раздел 3. Игры, направленные на употребление слов, обозначающих действия

«Исправь ошибку Незнайки»

Цель: развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).

Оборудование: предметные картинки на словосочетания : самолет летит, лошадь скачет, дятел долбит, мальчик рисует, мальчик умывается, девочка моет посуду, молния сверкает, солнце светит, рыба плавает, дождь льет, капля капает, часы идут, птица летает, человек ходит, змея ползает, кузнечик прыгает».

Ход игры.

«Незнайка» произносит словосочетания, подбирая слова неправильно. Ребенок исправляет ошибку, подбирая слова правильно (с точки зрения ребенка).

«Посмотри, к нам в гости пришел Незнайка, но он как всегда все напутал. Давай с тобой попробуем исправить его ошибки. Я тебе буду говорить словосочетания, а ты внимательно послушай и скажи мне, что же здесь не так, какую ошибку допустил Незнайка: самолет скачет (летит, лошадь рисует (скачет, дятел плавает (долбит, мальчик летит (рисует, мальчик капает (умывается, девочка долбит (моет посуду, молния идет (сверкает, солнце моет посуду (светит, рыба прыгает (плавает, дождь ползает (льет, капля ходит (капает, часы умываются (идут, птица сверкает (летает, человек летает (ходит, змея светит (ползает, кузнечик льет (прыгает)».

Примечание: правильная подборка слов указана в скобках.

«В мире животных»

Цель: развивать умение детей называть действия животных и самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных, птиц и насекомых: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, волка, медведь, тигр, змея, ворона, кукушка, голубь, соловей, утка, курица, лягушка, комар, жук.

Ход игры.

На столе лежат предметные картинки изображениями вниз. Ребенок тащит любую карточку и называет действия животных, в соответствии с инструкцией. Правильный вариант ответов: а) корова - мычит, лошадь - ржет, коза -блеет, свинья - хрюкает, кошка - мяукает, волк - воет, медведь - ревет, тигр -рычит, змея - шипит, ворона - каркает, кукушка - кукует, голубь - воркует, соловей - поет, утка - крякает, курица - кудахчет, лягушка - квакает, комар -звенит, жук - жужжит; б) собака кость грызет, кошка молоко лакает, курица зерно клюет, корова траву жует.

«Посмотри, сколько у нас картинок, давай посмотрим, что же на них изображено. Переверни любую картинку, скажи мне: а) «Кто как голос подает?», б) «Кто как ест?»

«Кто чем занимается?»

Цель: закрепить знание детьми основных профессий и умение самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия.

Оборудование: предметные картинки с изображениями людей разных профессий: повар, врач, учитель, строитель, художник, пианист, писатель, портниха, прачка, уборщица, фотограф, продавец, покупатель, ученик.

Ход игры.

Ребенок вытаскивает одну из карточек и называет, кто что делает.

«Ты знаешь, сколько в мире всяких разных профессий. Давай с тобой посмотрим, кто чем занимается. Вытащи из мешочка одну карточку, скажи мне кто это? А чем он занимается?» Правильные варианты: повар варит, врач лечит, учитель учит, строитель строит, художник рисует, пианист играет на пианино, писатель пишет, портниха шьет, прачка стирает, уборщица убирает, фотограф фотографирует, продавец продает, покупатель покупает, ученик учится.

«Что может делать это животное?»

Цель: активизировать в речи детей словарь глаголов.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных: собака, волк, медведь, заяц, змея, лягушка.

Ход игры.

К карточкам с животными ребенок подбирает слова-действия, которые отвечают на предложенные вопросы. Правильный ответ засчитывался при подборе не менее 3 правильных слов-действий. Близкий по значению ответ засчитывался при подборе не менее 2 правильных слов-действий или при назывании близких по значению слов. Отсутствие ответа считалось, когда ребенок называл менее 1 правильного слова.

«Посмотри на карточку, кто это? А теперь скажи: «как она (он) подает голос? Как передвигается? Как ест?» Например, это кошка, она мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает, лазает, царапает».

Раздел 4. Игры, направленные на развитие словаря обобщающих слов

«Потому что»

Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Оборудование: обобщающие картинки – фрукты, цветы, овощи, посуда, мебель, одежда, насекомые, животные, транспорт, электрические приборы и т. д.

Ход игры.

Взрослый начинает предложение и показывает ребенку три картинки. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).

В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).

Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных, цветы).

Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).

В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).

Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).

«Раз, два, три»

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента лексического значения слова, пассивный словарь).

Оборудование: наборы картинок по лексическим темам (петух, волк, лошадь, комар; гусь, коза, лиса, пчела; утка, заяц, овца, кузнечик; индюк, ёж, корова, стрекоза).

Ход игры.

Детям раздают картинки, которые они рассматривают и называют изображенные на них предметы. Взрослый произносит слова, имеющие обобщающее значение: «Домашние животные» («Насекомые», «Домашние птицы», «Дикие животные» или др.) Под счет «раз, два, три» игроки быстро находят и показывают картинки, соответствующие названной категории (лошадь, коза, овца, корова)

«Найди и отложи»

Цель: развитие понимания существительных с обобщающим значением (развитие понятийного компонента значения слова, пассивного словаря).

Оборудование: набор предметов или предметных картинок по изучаемой лексической теме и 1-2 набора предметов или предметных картинок по другим лексическим темам.

Ход игры.

Взрослый предлагает детям найти и отложить предметы/картинки, относящиеся к одной лексической категории: «Найди и отложи только одежду (картинки, на которых изображена одежда)». Предлагается ряд предметов/картинок двух или более категорий (одежда, игрушки, мебель).

«Лишняя картинка»

Цель: активизация существительных с обобщающим значением, развитие умения группировать предметы без выделенного признака (развитие понятийного компонента значения слова).

Оборудование: 4 картинки (3 картинки по одной лексической теме, 1 - по другой теме).

Ход игры.

Взрослый предлагает детям рассмотреть четыре картинки, назвать одну «лишнюю» (не подходящую по смыслу, объяснить свой выбор.

«Чашка лишняя, потому что это посуда, а мяч, кукла и пирамидка - это игрушки».

Лото «Собери их все»

Цель: Закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование: Лото, состоящее из нескольких карточек, расчерченных на 6 клеток. На клетке в углу одной большой карты изображена малина, на второй – помидор, на третьей – ромашка, на четвертой – апельсин и т. д. Отдельные маленькие карточки с изображением ягод, овощей, цветов, фруктов.

Од игры.

Логопед показывает детям маленькую карточку с изображением яблока и спрашивает: «Кому нужна эта карточка?». Ребенок, у которого на большой карте изображён апельсин, отвечает: «Мне нужна эта карточка. Я собираю фрукты» и т. д.

Игрокам нужно собрать на одну карту все овощи, на другую – цветы и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не закроют свои карты.

Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свою карту, при этом не допустив ни одной ошибки в ответах.

«Разложи картинки на группы»

Цель: формирование обобщающих понятий.

Оборудование: Предметные картинки: Помидор, банан, груша, свекла, огурец, яблоко. Стол, кресло, кружка, чайник, стул, тарелка.

Волк, кошка, заяц, собака, лошадь, медведь. Синица, оса, снегирь, воробей, бабочка, стрекоза.

Ход игры.

Дети раскладывают картинки на две группы (критерий классификации не называется).

«Подбери действия к предметам»

Цель: активизировать словарь глаголов.

Оборудование: нет.

Ход игры.

Подберите как можно больше действий к предметам:

Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;

вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;

лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;

огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;

карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;

цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;

яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;

медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;

дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает

Раздел 5. Игры, направленные на развитие словаря предметов и материалов, из которых они сделаны

«Что сделано из…»

Цель: активизация словаря.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

Взрослый показывает детям картинки и спрашивает «Что сделано из дерева?» Дети смотрят на картинку и отвечают полным предложением «Из дерева сделано…»

Развитие игры : можно предложить дополнить предметы из дерева, которых нет на картинке.

Раздел 6. Игры, направленные на развитие словаря для сравнения предметов

«Подбери домик»

Цель: активизировать слова, указывающие на степень предмета

Оборудование: нет

Ход игры.

Взрослый предлагает детям подобрать для животных домик. Образец: вот волк, я ему построю дом; вот волчишка, я ему построю домишко; вот волчище, я ему построю домище.

«Попробуй сравни»

Цель: активизировать слова, указывающие на степень предмета

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

Дети сравнивают предложенные на доске картинки.

Сравним Дашу и Машу по доброте.

Теремок и домик поросенка по прочности.

Падчерицу и Золушку по трудолюбию.

Дворцы маркиза Карабаса и Гудвина по красоте.

«Что на картинке»

Цель: активизировать слова, указывающие на степень предмета

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

У вас на столах лежат картинки.

Картинки перевернуть, рассмотреть и сравнить с соседними. Дети, сидящие за Наташей, выходят к доске с картинками. Начинаем предложения. А дети, у которых найдется парная картинка будут к вам выходить и продолжать предложение.

ЯГОДЫ СМОРОДИНЫ КРУПНЫЕ, А ЯГОДЫ КРЫЖОВНИКА ЕЩЕ КРУПНЕЕ.

РЯБИНА ПОЛЕЗНАЯ, А ШИПОВНИК ЕЩЕ ПОЛЛЕЗНЕЕ.

КОТ ХИТРЫ, А ЛИСА ЕЩЕ ХИТРЕЕ.

ЮБКА НАРЯДНАЯ, А ПЛАТЬЕ ЕЩЕ НАРЯДНЕЕ.

«Что на картинке»

Цель: активизировать слова, указывающие на степень предмета

Оборудование: предметные картинки в конвертах.

Ход игры.

Достаньте то, что у вас в конвертах и рассмотрите. Выходите к доске. Сравните две картинки на листочке и составьте предложение.

ЛИМОН КИСЛЫЙ, А КЛЮКВА ЕЩЕ КИСЛЕЕ.

БОТИНОК ТЕПЛЫЙ, А САПОГИ ЕЩЕ ТЕПЛЕЕ.

ЧИПОЛЛИНО ВЕСЕЛЫЙ, А НЕЗНАЙКА ЕЩЕ ВЕСЕЛЕЕ.

ЯБЛОКО КРУГЛОЕ, А АПЕЛЬЗИН ЕЩЕ КРУГЛЕЕ.

НОЖНИЦЫ ОСТРЫЕ, А НОЖ ЕЩЕ ОСТРЕЕ.

ЩУКА ДЛИННАЯ, А СОМ ЕЩЕ ДЛИНЕЕ.

ХЛЕБ ВКУСНЫЙ, А ПРЯНИКИ ЕЩЕ ВКУСНЕЕ.

ПОРТФЕЛЬ ТЯЖЕЛЫЙ, А МЕШОК ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ.

Раздел 7. Игры на употребление слов, противоположных по значению.

«Как сказать правильно»

Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Оборудование: нет.

Ход игры.

Воспитатель. Я буду начинать фразы, а вы закончите.

Закончите фразы:

Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень. (твердый).

Ручей мелкий, а речка. (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники. (крупные).

Кашу варят густую, а суп. (жидкий).

Лес густой, а иногда. (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал. (черствый).

Летом мы ели свежие огурцы, а зимой. (соленые).

Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет. (грязный).

Давайте подумаем, как сказать по-другому: злая зима — очень холодная, колючий ветер — резкий, легкий ветерок — прохладный, золотые руки — все умеют делать хорошо, золотые волосы — красивые, блестящие. Выражение «злая зима» можно встретить в сказках. К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, Баба Яга.)

«Скажи наоборот»

Цель: расширить словарь антонимов у детей.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например, темно, а наоборот — светло.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок. пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда…ложь

Быстро…медленно

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко. близко

Можно…нельзя

Трудно…легко

Начало. конец.

Говорить…молчать

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой,

добрый – злой,

вежливый - грубый,

аккуратный – неряшливый,

чистый – грязный,

ясный – пасмурный,

хороший – плохой.

«Вредности!»

Цель: развивать словарь глаголов, противоположных по значению.

Оборудование: нет.

Ход игры.

Называя действия, попросить ребенка делать все наоборот.

- Я сейчас открою дверь.

- А я ее закрою.

- Я пришью пуговицу.

- А я ее оторву.

- Я буду говорить.

- А я буду молчать. И т. п.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста с осенними листьями, цель игр развитие сенсорных.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка дидактических игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2023 в 12:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка дидактических игр как средства развития словаря детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Столбова Юлия (УИ 3207874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД