Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Чернецова Светлана
Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Содержание

1. Зачем нужны пальчиковые игры?

2. Пальчиковые игры старших дошкольников.

3. Подборка пальчиковых игр.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

2. Пальчиковые игры старших дошкольников.

Рассматривая описания традиционных пальчиковых игр разных народов, можно отметить, что они в основном разделяются на два блока:

— игры материнского фольклора — потешки, обращенные к детям младенческого и раннего возраста и направленные в основном на развитие речи;

— игры-забавы и игры с правилами, предназначенные для детей 5—7 лет.

Игры второго блока наименее изучены в настоящее время. Однако практически в любой культуре возраст 5—7 лет — это время начала серьезной учебы, в первую очередь обучения письму. Игры этого периода, с одной стороны, отражают проблемы новой жизненной ситуации, с другой — помогают ребенку естественно адаптироваться к ней.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

— универсальность — можно играть в любом месте в любое время;

— кратковременность — обычно не более 2—5 минут;

— активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

— невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

— наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

3. Подборка пальчиковых игр.

• ГОСТИ - Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

• НА ПОСТОЙ

Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы - папа (говорит низким голосом).

Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

• Игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени).

• Игра "Перчатка"

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

• Игры с крупой

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать.

Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Разверни, не порви…

Развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.

«Мишка»

- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)

- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)

- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)

- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

«Еж»

- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)

на пригорке (показать руками жест – горку)

- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)

устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)

- А под листьями шуршат

пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

• Коси, коса!

Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!». Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»

Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.

• Курочка ряба

Курочка Ряба бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду (Колечки)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед (Молоточки)

Мышка-норушка мимо бежала (Волны)

Яичко смахнула, оно и упало (Лучики)

Плакали горько и баба, и дед (Колечки)

Яйцо ведь разбилось, пропал их обед (Лучики)

С тех пор уже Ряба бабе и деду (Колечки)

Несет лишь простые яйца к обеду (Кулачки)

• Зимовье зверей

Звери однажды избу срубили («Молоточки».,

Печь в ней сложили и счастливы были. («Здравствуй».)

Узнали про это Волк и медведь

(«Колечки».)

Им захотелось Хозяев всех съесть. («Кулачки».)

Тихонько к зимовью они подошли, Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки».)

Голосом страшным заблеял баран («Лучики».,

Петух кукарекал («Клювики».,

Бык в бок забодал. («Коза».)

Кот с печки зафыркал («Волны».,

Ну а свинья хрюкала с визгом: — Здесь хата моя. («Лучики».)

Волк с перепугу выскочил прочь, Медведь за ним следом. Бежали всю ночь. («Волны».)

С тех пор уж к зимовью они не ходили

(«Маятник».,

• Мы построили скворечник

Мы построили скворечник

-дом веселого скворца.

(Кулачки то правой, то левой рукой; «Домик»)

Мы повесили скворечник возле самого крыльца. («Крыльцо»)

Все семейство вчетвером проживает в доме том: (Показывают четыре пальца на обеих руках; «Домик»).

Мать, отец и скворушки — черненькие перышки. («Птички»).

Кормит матушка скворчат,

целый день птенцы кричат: (Левой рукой - открытый клюв, правой — закрытый; «кормит», затем, меняют руки.)

«Мы хотим добавку — муху и козявку!» Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося - закрывающегося клюва

• Теремок

В чистом поле теремок

Был ни низок ни высок. («Веер».)

Звери разные в нем жили,

Жили дружно, не тужили. («Здравствуй».)

Там и муха, и лягушка,

Зайчик с лисонькой-подружкой

Еж колючий, серый волк —

В дружбе знали они толк. («Колечки».)

Но набрел на теремок Мишка косолапый («Замок», поворачивать его влево - вправо.)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. («Лучики».)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались («Волны».,

А потом собрались снова,

Чтоб построить терем новый. («Здравствуй».)

В нем теперь живут все вместе

И поют такие песни («Колечки».)'.

— Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок. («Веер».)

• Зима

Зайка выглянул в окошко

Ушками пошевелил

«зайка» — двигаем пальцами-«ушками»

Кто-то ночью строил норку

Кто-то елки побелил

Кто-то яблоньку

укутал

Набросал на ветки снег Ритмично сжимаем кулачки

У дверей следы запутал

Заморозил речки все

Это зимушка-зима за ночь сделала сама

4. Заключение.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

5. Список литературы

1. Разина М., психолог-консультант, Главная страница газеты «Школьный психолог» №29/2001

2. Сюрина С. И, воспитатель МДОАУ центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек», Город Пыть-Ях, Тюменская область, ХМАО – Югра Инновационный проект «Пальчиковая страна»

3. Морозова Т., МБДОУ детский сад № 3 «ЗОРЕНЬКА» г. Лобня» Презентация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста», 2014

4. http://www.kalyakimalyaki.ru/paper171.html

5. http://www .1september.ru

6. http://www.child-psy.ru Возрастная психология

7. http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt09.htm

8. http://www.razumniki.ru

Публикации по теме:

Анкета для родителей по пальчиковой гимнастике .

Пальчиковые игры Пальчиковые игры помогают развитию мелкой моторики ребенка. Дети любят играть, а пальчиковые игры их очень увлекают. Работая воспитателем,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
Автор публикации:
Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2015 в 06:09
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Мастер-класс по созданию поделки в технике Resin Art с использованием эпоксидной...
Мастер-класс по созданию "Моря" в технике Resin Art ( эпоксидная смола) Мастер-класс по созданию "Моря" в технике Resin Art ( эпоксидная смола) от...
Экскурсия в школу на торжественную линейку «День Знаний»
"День Знаний" 1 сентября. Экскурсия в школу на торжественную линейку. Мы живем во время перемен, современности, инноваций, интерактивности и исканий....
ЭКО мода «Пластиковый шик»
В г. Дятьково прошел конкурс ЭКО мода. Я со своей воспитанницей участвовала в этом конкурсе. Мы заняли 2 место в номинации "Пластиковый шик". Немного о...