Елена Кранда
Поделки из ракушек в старшей и в подготовительной к школе группах
▼ Скачать + Заказать документы
Ракушки - удивительно красивый, разнообразный по форме природный материал, его используют наравне с растительным материалом при изготовлении поделок и игрушек. Ракушки заготавливают во время экскурсий на реку, в поездках к морю. В раковинах живут моллюски, которые населяют все моря и встречаются как на береговой линии, так и на большой глубине. Улитки имеют раковины, закрученные в спираль (башневидную форму или форму волчка). Строение раковины, как и окраска, находится в прямой зависимости от образа жизни, места обитания, глубины и качества грунта, на котором моллюски живут.
Публикация «Поделки из ракушек в старшей и в подготовительной к школе группах» размещена в разделах
В процессе работы с ракушками воспитатель формирует у детей практические навыки соединения частей, умение подбирать материал нужной величины, формы и цвета, тем самым развивая художественный вкус, умение видеть красоту природы.
Для изготовления поделок необходимы :
- инструменты: шило, ножницы, нож, иголка, карандаш простой, кисть, стека, щипчики, напильник, пилка маникюрная, лак масляный. Плоскогубцами, клещами и сверлом пользуется только воспитатель. Воспитатель должен хорошо знать особенности инструментов и знакомить с ними детей (с правилами техники безопасности при работе с инструментами);
- дополнительные материалы: бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей, цветные лоскуты, фанера, камни, леска, щетинка. Дополнительные материалы хранятся в ящике с ячейками.
Методика работы с ракушками основывается на своеобразии материала, накопленных детьми умениях работать с природным материалом, на возрастных особенностях ребят. Ход работы организуется подобным образом:
- беседа о материале, с которым предстоит работать с показом данного материала – ракушек : теллины, венусы, морские гребешки, устрицы, мидии, перловицы, кардиумы, донаксы, черенки. Детям разрешается потрогать поверхность ракушек, обследовать форму, обратить внимание на цвет;
- показать образец игрушки и сообщить темы;
- показать приёмы создания игрушки, анализ образца;
- создание игрушки под присмотром воспитателя (соблюдение правил техники безопасности при использовании инструментов);
- анализ готовой игрушки;
- уборка рабочих мест.
В старшей группе дети могут выполнять такие игрушки из ракушек, как цветок, птица-чайка, лягушка, мышка, собачка, сова.
При работе с ракушками в подготовительной к школе группе целью становится продолжение знакомства с разновидностями этого природного материала; совершенствования знаний о свойствах и особенностях их форм, окраски; расширению элементарных представлений и понятий о красоте природного материала; формирования эстетического вкуса. У детей развиваются практические навыки подбора материала и соединения частей поделки
В подготовительной к школе группе тематика по изготовлению игрушек из ракушек становится разнообразней: изготовление отдельных поделок, сценок, работа по замыслу. Это формирует коллективные взаимоотношения в работе, умение предлагать помощь другу, упражняет детей в проявлении добрых чувств.
Работа в этой возрастной группе организуется так же, как и в старшей группе, но после сообщения темы показ готовой игрушки можно заменить показом фотографии или рисунком, что способствует совершенствованию поисковой деятельности детей и умению анализировать и сравнивать. Можно отказаться от полного показа приёмов работы и ограничиться лишь объяснением или частичным показом новых приёмов изготовления игрушки. Дети должны сами чётко составить план работы, подобрать материал и инструменты. В завершающем этапе воспитанники анализируют и оценивают результаты, т. е. привлекаются к самоанализу и самооценке.
Воспитатель напоминает дошкольникам тематику в старшей группе, повторяет название знакомых игрушек, обобщает представление о данном природном материале.
В подготовительной к школе группе дети могут выполнять такие игрушки из ракушек, как зайчата, лягушачья свадьба, дракончики, щенята, лев, мышка.