Татьяна Костюченко
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Ведь современные дети, отягощенные электронными играми и всевозможными гаджетами, совсем разучились самостоятельно выбирать роль в игре и исполнять ее. Дошкольники настолько вживаются в электронные игры, что забывают о реальности и начинают раздвигать пальцами картинку в книжке, пытаясь увеличить ее, как на планшете. Может быть, наступит день, когда технический прогресс и новейшие технологии превзойдут человеческое общение. И мы понимаем, что без книг, детских коммуникативных игр, умения сотрудничать и дружить мир покатится, как говорится, в темноту. Действительно, Ipad в руках ребенка умиляет и даже кажется, что вот она, самостоятельность. Ведь он сам нажимает на кнопки, выбирает игру, но давайте помнить, что сам, самостоятельно — это не значит один. Компьютерные игры в одиночку порой лишают ребенка способности думать, анализировать информацию, делать выводы, они не дают возможности расширить словарный запас и, самое главное, не могут научить живому общению. Поколение «Z» — новое поколение детей, способных выполнять большое количество заданий, опираясь на цифровые технологии. Может ли оно породить лидеров, способных изменить Россию так, как Михаил Ломоносов, Петр I? Представляется, что новые технологии — это хорошо, и совсем не плохо, если ребенок будет разбираться в новых электронных устройствах. Но все должно быть в меру. Всесторонне развитая личность должна не только уметь читать и нажимать на кнопки, но и понимать, что такое совесть, уметь отличить добро от зла, знать, что такое сочувствие, дружба, любовь, и обладать харизмой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным. Успешность — качество лидера. Вот поэтому семья и социум играют большую роль в развитии инициативности, самостоятельности детей с самого раннего возраста.
Публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в режимных моментах» размещена в разделах
Проблема проявления инициативы не нова. Выготский в «Детской психологии» отмечал, что: «Проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане».
Г. А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной активности является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия. Инициатива способствует успешной социализации ребенка. Социальная активность и инициатива накладывают отпечаток на взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
По мнению А. В. Усовой, оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. А подавление воли ребенка со стороны взрослого и снижение эмоционального равновесия препятствует развитию детской инициативы.
Ж. Пиаже и Э. Эриксон выявили, что развитие детской инициативы — одно из направлений развития личности, основой которой являются ее социально-значимые качества:
• Стремление к самореализации.
• Познавательная активность.
• Развитая эмоционально-волевая среда.
• Самостоятельность.
• Произвольность поведения.
• Общительность и коммуникативность.
• Творческий подход к деятельности.
В изучении свойств личности психологи установили, что целесообразность формирования на этапе дошкольного детства у детей самостоятельности и инициативности является основным принципом развивающего обучения и воспитания ребенка.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется :
в разных практиках:
• игровая;
• коммуникативная,
• познавательно-исследовательская,
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• продуктивная,
• музыкальная,
• двигательная,
• элементарная трудовая;
в разных видах образовательной деятельности:
• в режимных моментах;
• в совместной деятельности;
• в самостоятельной деятельности.
Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка в сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня -- чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности -- предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.
Организация режимных мероприятий имеет важное значение для воспитания ребенка, так как в ходе различных моментов, связанных с приемом пищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков и привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования. У детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умение выполнять действия в коллективе, поддерживать отношения с другими детьми, координировать свою деятельность с их действиями.
Для поддержки инициативы и развития самостоятельности детей в режимных моментах необходимо :
• во время утреннего приёма детей создавать хорошее настроение в группе (ласково, приветливо встречать детей). Обращать внимание на внешний вид детей; на то, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться. Воспитывать у детей культуру общения : разговаривать тихо, не кричать. Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение. Создавать условия для разнообразной и интересной деятельности детей;
• во время дежурства по столовой, по занятиям, по уголку природы повторить алгоритм подготовки к дежурству: назначить дежурного в соответствии с графиком дежурства, вымыть руки, надеть фартуки, повторить сервировку стола к завтраку, обеду, ужину в соответствии с алгоритмом. Разместить алгоритмы дежурства в уголок дежурства;
• во время подготовки к утренней гимнастике поддерживать инициативу детей в самостоятельном «проведении» утренней гимнастики, в том числе других видов гимнастик;
• при подготовке к приёму пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) организовать умывания подгруппами (девочки/мальчики, парами. Провести беседу о правилах поведения, совместно с детьми вспомнить алгоритм мытья рук, о необходимости поддерживания чистоты и порядка в умывальной комнате. Обращать внимания на то, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место. В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина, цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная);
• в процессе приёма пищи следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу. Продолжать осваивать правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой;
• при подготовке на утреннюю гимнастику, музыкальные занятия, прогулку дать установку на предстоящую деятельность. Формировать общую культуру поведения, безопасность жизнедеятельности, развивать личностные качества и предпосылки к предстоящей деятельности;
• при подготовке к прогулке дать детям установку на предстоящую деятельность. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Перед тем как дети пойдут одеваться, обсудить погодную обстановку на улице, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в приёмной комнате. Объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания, добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно. Воспитывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, названия отдельных деталей одежды; закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад вперед, левый-правый сапог, ботинок);
• перед входом в детский сад отряхивать одежду, обувь и приучатся заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке педагогу контролировать процесс переодевания и прививать детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности, самоконтроля при соблюдении порядка в своём шкафчике;
• во время подготовки ко сну следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, послушания. Создавать спокойную обстановку в спальне. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обращать внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя приемы одобрения, похвалы, замечания. Дежурным предложить проверить порядок на стульчиках с одеждой, обувью.
• при постепенном пробуждении, во время проведения закаливающих процедур, босохождения, самомассажа, умывания прохладной водой закреплять навыки самостоятельного одевания при необходимой помощи педагога. Воспитывать аккуратность, опрятность, самостоятельность.
• Провожая детей домой воспитывать у детей культуру общения : разговаривать тихо, не кричать, помнить о правилах хорошего тона - прощаться при уходе. Беседовать с родителями об успехах ребёнка, его трудностях, осуществлять индивидуальный подход к семьям воспитанников
Следовательно, в результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».