МААМ-картинки

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

ольга крылова
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного

образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

в) проявляют способность к волевым условиям;

Публикация «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» размещена в разделах

г) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

д) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Для того, чтобы идеи детей были реализованы, воспитатель утром (после завтрака) раскладывает в центрах активности подготовленные на этот день учебные и игровые материалы. Дети видят, как это делает воспитатель, и помогают их раскладывать. Это еще больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. На утреннем групповом сборе обычно каждый ребенок хочет выступить, поделиться своей информацией, которую он приготовил вместе с папой или мамой. Роль воспитателя: активизировать стеснительных детей и не забыть предоставить возможность высказаться всем детям на следующих сборах, которые будут организовываться в течение всего дня. На круговом сборе дети задают вопросы выступающим. Воспитатели стараются убедить детей, что задавать вопросы полезно: больше узнаешь. Поощряют детей, задающих вопросы: «Ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли». Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Групповой сбор заканчивается самостоятельным выбором деятельности в каком-либо центре активности, выбором партнеров. Кроме того, старшие дошкольники проговаривают еще такой момент, как чем они будут заниматься. Таким образом, инициативное поведение детей проявляется, прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят задачи и последовательно решают их.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Надо предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекать детей к участию в планировании работы. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждать, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.

Часто для развития сюжетно-ролевой игры нет в наличии некоторых атрибутов. Если в коллективе обсудить все и приняться вместе за работу, то после этого дети сами будут объединяться для изготовления атрибутов к играм. Пример взрослых, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, эмоциональные впечатления помогают воспитывать у детей активность в труде. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) В процессе продуктивной деятельности формируются основные компоненты творческой деятельности (в том числе самостоятельность и инициатива). При организации продуктивной деятельности хорошо мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание, определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, и т. п., выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Очень полезно, когда дети выполняют задания небольшими группами. Каждый раз ответственным предлагается выбрать другого члена группы - так, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности. Например, изготовить поделки для малышей. Выполнив задание, дети сами отнесли игрушки малышам и организовывали там игру. Радость детей младшей группы будет серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовать усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы. В режимных моментах предоставление свободы, самостоятельности, инициативности продуктивных творческих действий находит отражение в детских работах. Использование нетрадиционной техники в продуктивной деятельности способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

Перед театрализованной постановкой можно совместно с детьми изготовить атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под руководством воспитателя, изготовят отдельные предметы одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. Оформление в группе театральных зон: «мини-музей», «театральная сцена», «уголок ряженья», подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится представление для сверстников группы.

Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. Например, для самостоятельных игр оборудовать игротеку, в которой собрать игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки», игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др.) В уголках книги литературу расставить в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в папках-уголках (сказки –символ –колобок, природоведческая литература –елочка, познавательная –знак вопроса, книги, принесенные из дома –домик). В группе расположить разнообразные схемы, пиктограммы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Постоянно приносить предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.

Условия, необходимые для развития инициативы детей: 1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей. 2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно. 3. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы.. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

- не стараться всё сразу показывать и объяснять,

- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты - необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. «Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников» (из книги Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста») «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами» (Г. Э. Лессинг) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью». (Л. Н. Толстой). В заключении хочу сказать, что стимулируя развитие самостоятельности, необходимо каждый раз стараться раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе. Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной.

Поддержка детской инициативы посредством танцевальной деятельности Поддержка детской инициативы посредством танцевальной деятельности. Танец - наше будущее! Движение- это жизнь! Мы танцуем - мы живее! Инициативность.

Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности Поддержка детской инициативы старших дошкольников в конструктивно-модельной деятельности. В условиях современного динамичного развития.

Поддержка инициативности и самостоятельности детей раннего возраста в игровой деятельности Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Момотова Мария Николаевна 2018 г. Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню,.

Презентация «Поддержка инициативы детей в познавательно-исследовательской деятельности» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы по поддержке детской инициативы в процессе формирования общей культуры личности ребенка через.

Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста Формирование активности и самостоятельности как качеств личности. Формирование и развитие активности и самостоятельности имеют свою возрастную.

Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельностьРазвитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность По мнению известного педагога А. П. Усовой «Игра – доступная.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Опубликовано: 30 января 2019 в 22:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД