Получи документы

Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды

Людмила Павловна
Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды

Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной среды

«Нет такой стороны воспитания,

на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира».

Е. И. Тихеева

Публикация «Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах

Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив.

Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).

Детская инициатива - самостоятельная исследовательская деятельность детей с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами, формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомство с группой с целью повышения самостоятельности.

Для того, чтобы развивать детскую инициативу в том или ином направлении, мы совместно с родителями, стараемся создавать развивающую предметно -пространственную среду в группе с учетом возрастных возможностей детей, интересов, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие, в соответствии с ФГОС ДО. Предметы обстановки группы должны подбираться так, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величин, материалов гармоничного окружающего мира.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является – игра. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны, развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерность принимать самостоятельное решение.

Для развития и поддержки детской инициативы я предлагаю следующие игровые дидактические пособия:

1. Развивающая доска Бизиборд.

Задачи: развитие у детей мелкой моторики, новых тактильных ощущений.

Для создания развивающей доски Бизиборд можно использовать все что угодно, что будет вращаться, щелкать, перемещаться и светиться. Доска состоит из: щеколды, счет, гитары, клавиатуры, выключателей, замка, музыкальный руль, вставной замок, крутящегося колесика, магнитной книжки. Упражнения с развивающей доской — это и пальчиковая гимнастика, и умственное развитие малыша.

2. Дидактическая игра «Репка».

Задачи: закрепление у детей знаний содержания сказки «Репка», умения воспроизводить последовательность действий героев; развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики пальцев рук.

Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, используется это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.

Дети с большим удовольствием закручивают и раскручивают пробки на баночках.

3. «Мой автомобиль».

Задачи: ознакомление детей с профессией шофера, формирование умения выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир).

Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад (магазин, путешествие) на машине и нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать элементарные правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т. д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.

4. Дидактическая игра «Подбери машинке свой гараж».

Задачи: ознакомление детей с основными цветами : красный, желтый, зеленый, синий; умение детей соотносить предметы по цвету, а также способом наложения и приложения.

Воспитатель предлагает детям показать, например, красную машину и найти подходящий по цвету гараж, затем найти и приложить к колесикам машины крышки такого же цвета.

Большую роль в поддержке детской инициативы играет роль воспитателя, особенно в младшем возрасте :

1. Предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.)

2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.

3. Не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность).

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия (приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности).

5. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).

6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

7. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.

8. Поощрять занятия (двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка).

Все вышесказанное можно обобщить и сказать так, что задача воспитателя-создание ситуации побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь к ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызвать у детей чувство гордости и радости от успешных инициативных действий.

Публикации по теме:

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыИспользование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка,.

Использование макетов в организации развивающей предметно-пространственной средыИспользование макетов в организации развивающей предметно-пространственной среды Согласно требованиям ФГОС и с целью обогащения развивающей предметно – пространственной среды в группе я изготавливаю макеты различной тематики.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста»Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Уголок уединения для детей раннего возраста» «Уголок уединения» - ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Направлен на развитие социального и эмоционального.

Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды в семье Вариативные модели взаимодействия педагогов и родителей по организации развивающей предметно-пространственной среды для старших дошкольников.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников Особенности формирования развивающей предметно - пространственной среды для организации игровой деятельности дошкольников (группового помещения,.

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3–4 года) Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды (3 – 4 года) Для детей третьего года жизни является свободное и большое.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Современные технологии организации образовательной развивающей предметно-пространственной среды» Реализация основной общеобразовательной программы МБДОУ «ЦРР – детский сад №58» в соответствии с ФГОС ДО 1. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ.

Проект по организации предметно-пространственной развивающей среды на площадке детского сада в зимний периодПроект по организации предметно-пространственной развивающей среды на площадке детского сада в зимний период Проект 2 младшей группе «Зимние фантазии» Воспитатели: Кобзарь Яна Андреевна Калинова Анна Юрьевна Тип проекта: совместный, творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды
Опубликовано: 30 октября 2017 в 20:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД