МААМ-картинки

Подготовка детей к школе в игровой деятельности

ДИАНА Киселева
Подготовка детей к школе в игровой деятельности

Подготовка детей к школе в игровой деятельности.

Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались : Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева Г. А. Цукерман и др. .[1,2,3,4]Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к психологическим особенностям детей дошкольного возраста, к организации воспитания и обучения, что заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Отсутствие сегодня четких требований к уровню подготовки детей к школьному обучению, наличие разнообразных дошкольных лицеев и гимназий, работающих по своим собственным программам и имеющих разные приоритеты образовательной деятельности, инициативность родителей, стремящихся научить ребенка читать и считать едва ли не с двухлетнего возраста, приводит к тому, что проблема неготовности детей к учению не только не исчезает, но остается одной из острых. Влияние игры для формирования готовности детей к обучению в школе трудно переоценить. Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, формирует психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются и другие виды деятельности, приобретающие потом самостоятельное значение. Именно игра влияет на формирование произвольности психических процессов, оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности, развивает воображение, речь, мышление, даёт основные навыки общения со взрослыми и сверстниками, учит взаимопониманию и взаимопомощи. Внутри игровой деятельности начинают складываться элементы учебной деятельности, которая в школе станет для ребенка ведущей. Именно с помощью игры можно развивать интерес к учению. Играя, дошкольник начинает учиться, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями. Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы «Подготовка детей к школе в игровой деятельности». Цель нашего исследования: 1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. 2. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет. 3. Выявить уровни готовности ребенка к обучению в школе. 4. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование готовности детей к школьному обучению. Исходя из поставленных целей и задач, мы выдвинули следующую гипотезу: готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения при соблюдении следующих условий: -если работа по формированию готовности будет проводится систематически;— если подобрать комплекс игр, которые будут формировать готовность детей 6-7 лет;— если в комплекс будут входить игры, направленные на формирование всех видов готовности: интеллектуальную, коммуникативную и социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность «Готовность к обучению в школе» — это многокомпонентное образование, включающее: психологическую, личностную, социальную, коммуникативную, интеллектуальную и другие виды готовности. В научной психолого — педагогической литературе существуют два основных понятия для определения состояния детей в период их перехода к обучению в школе : это понятие «школьная зрелость» и «готовность к школьному обучению». Оба эти понятия объективно отражают состояние ребенка этого периода в двух планах: с одной стороны, как итог всего предшествующего дошкольного развития, т. е. определенный уровень зрелости по отношению к прошедшим этапам развития ребенка, а с другой стороны — готовность к переходу на следующий возрастной этап, связанный с систематическим школьным обучением. Подготавливая детей к школе в новых, современных условиях, необходимо понимать, что все эти задачи невозможно качественно решать за один год при условии встреч несколько раз в неделю на несколько часов, при отсутствии педагога и реальных взаимодействий и взаимоотношений ребёнка с ним, при недостатке полноценного, продолжительного, содержательного, в том числе игрового общения со сверстниками. Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Поэтому ему совершенно необходим тот комплекс качеств, или компонентов таких как память, мышление, воображение, умение взаимодействовать со сверстниками и др., который образует умение учиться и говорит о его готовности к обучению. .

Публикация «Подготовка детей к школе в игровой деятельности» размещена в разделах

Наше исследование проходило на базе МБДОУ №27 ст. Днепровской в подготовительной группе, в исследовании приняло участие 20 детей подготовительной группы

На первом этапе нашего исследования мы провели ряд диагностик детей, для выявления уровня готовности детей к школьному обучению. Нами были использованы методики такие как, рисуночный тест «Рисунок школы», автор Д. Б. Эльконин, тест «Беседа о школе»,автор Т. А. Нежнова, тест Керна Йирасека.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования нами были проведены диагностические методики, которые выявили детей с разным уровнем готовности к школьному обучению 5 детей высокий уровень готовности, 8 детей с среднем уровнем, и 7 детей с низким уровнем готовности к школе.

Нами был сделан следующий вывод: — у детей с низким уровнем готовности к школьному обучению необходимо формировать различные компоненты готовности: интеллектуальную, личностную, волевую готовность, память, мышление воображение и др. ; — у детей со средним уровнем необходимо развивать различные компоненты готовности развивать мышление, внимание и память ;- у детей с высоким уровнем необходимо закреплять и совершенствовать имеющиеся представления. Всех детей мы отнесли к экспериментальной группе, с которыми была спланирована дальнейшая работа, направленная на формирование готовности детей к школьному обучению.

Вторым этапом нашего опытно-экспериментального исследования являлся формирующий эксперимент. Цель: повышение уровня готовности ребенка старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, мы разработали комплекс развивающих игр, направленных на реализацию этой цели. Теоретическое исследование позволило нам изучить особенности формирования готовности, а также возможность использования игровой деятельности для формирования различных компонентов готовности ребенка к школьному обучению. Именно это и использовали при разработке собственного комплекса развивающих игр, который был составлен с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей экспериментальной группы, а также с учетом выявленного у детей уровня готовности ребенка к обучению в школе. Основной содержательный материал комплекса – развивающие игры.

Таблица№1

№ Название игры и игрового упражнения Цель игры Сроки проведения

1. «Бег ассоциаций» Формировать положительное отношение к школе октябрь

2. «Что изменилось» Развивать внимание и память октябрь

3. «Цветы» Расширять кругозор и словарный запас октябрь

4. «Пожалуйста» Развивать волю, способность прилагать усилия, соблюдать правила октябрь

5. «Дорожки» Развивать мелкую и крупную моторику ноябрь

6. «Зеркало» Развивать навыки работы в парах ноябрь

7. «Собери картинку» Развивать мышление, внимание и память ноябрь

8. «Изображение предметов» Развивать ориентацию в пространстве и воображение ноябрь

9. «Ловля рыб» Расширять кругозор и словарный запас декабрь

10. «Распорядок дня» Формировать положительное отношение к школе декабрь

11. «Волшебное яйцо» Развивать ориентацию в пространстве и воображение декабрь

12. «Пары слов» Развивать внимание и память декабрь

13. «Летит – не летит» Развивать волю, способность прилагать усилия, соблюдать правила январь

14. «Колечко» Развивать мелкую и крупную моторику январь

15. «Лабиринт» Развивать мышление, внимание и память январь

16. «Маленькие обезьянки» Развивать внимание, навыки общения. январь

17. «Бывает, не бывает»» Развивать внимание и память февраль

18. «Найди всех зверей» Развивать ориентацию в пространстве и воображение февраль

19. «Найди различия Развивать внимание и память февраль

20. «Ригу – Рагу» Развивать волю, способность прилагать усилия, соблюдать правила февраль

21. «Море волнуется» Расширять кругозор и словарный запас март

22. «Путаница» Формировать коммуникативные навыки март

23. «Школьные принадлежности» Формировать положительное отношение к школе март

24. «Земля, вода, огонь, воздух» Расширять кругозор и словарный запас апрель

25. «Запоминай порядок» Развивать внимание и память апрель

Контрольный эксперимент был проведен со следующей целью: изучение эффективности коррекционной работы по формированию готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста. Результаты по диагностики детей показали, что у 12 детей высокий уровень готовности, у 5 средний уровень, 3 низкий уровень готовности к школьному обучению. Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику после проведенной коррекционной работы по формированию готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста были развиты такие компоненты, как память, внимание, воображение, умение работать в паре, ориентация в пространстве, коммуникативные навыки и др.

Готовность к школьному обучению — сложное структурно-системное образование, охватывающее все стороны детской психики. Опытно-экспериментальное исследование готовности к школьному обучению дошкольников проводилось на базе МБДОУ №11 г. Майкоп. В эксперименте приняли участие 20 дошкольников подготовительной группы. Было проведено три эксперимента: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Основной целью каждой диагностики стало выявление у дошкольников уровня сформированности готовности к школьному обучению. Мы наблюдаем положительную динамику после проведенной коррекционной работы по формированию готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение. Все цели и задачи были решены.

Литература.

1. Абраменко Н. К. Подготовка к школе. М. 2003

2. Безруких М. М. Ступеньки к школе. -М. ,2012

3. Венгер А. Л., Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе?. М: — 2011

4. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 2010.

5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. Москва «Просвещение» 1988

6. Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание. 1№8

Публикации по теме:

Дошкольная подготовка ребёнка 6–7 лет к обучению в современной школе Уважаемые педагоги! представляю вашему вниманию мою выпускную квалификационную работу на тему: Дошкольная подготовка ребёнка 6-7лет к обучению.

Консультация для родителей «Подготовка дошкольников к школе» Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка к школе. Поступление в школу является переломным.

Подготовка детей к школе. Поступление в первый класс Поступление в первый класс – это чрезвычайно серьезный момент в жизни подрастающего малыша. Родители непрерывно тревожатся о том, когда.

Предматематическая и общая личностная подготовка детей к школе посредством игры в шахматы Смена парадигмы дошкольного воспитания ставит в центр воспитательного процесса личность ребенка с присущей ей неповторимостью и своеобразием.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Прогулка. Подготовка к школе, в подготовительной группе в зимний период. Цель: закрепить знания о зимующих птицах. Задачи. Образовательные области: Познавательное развитие: воспитывает любовь к природе, желание.

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к школе» Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе. - Добрый.

Статья «Подготовка детей к школе» Фундаментом для успешного обучения ребенка является подготовка к школе. Сама готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Видео — занятие «Подготовка детей к школе»Видео — занятие «Подготовка детей к школе» Вот уже 15 лет, в рамках кружковой работы, провожу занятия со старшими дошкольниками по психологической подготовке к школе. Считаю, что.

Занятие «Подготовка к школе» Занятие по теме: «Подготовка к школе» Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 2 «Березка» Куличкова Г. А. • ЦЕЛЬ: развитие у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка детей к школе в игровой деятельности
Опубликовано: 4 июля 2017 в 12:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД