Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки»

валентина долгушина
Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки»

Подготовка к грамоте старшая группа. Авторская сказка "В мире звуков" Блок №1 "Гласные звуки"

Занятие №1

Тема: «Гласные звуки»

Цель: познакомить с понятием «звук», «гласный звук»,

Ход.

Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого художника. Он жил большом городе, но часто брал краски, кисти, бумагу и отправлялся рисовать лес, поле или речку. Однажды он отправился лес. Сначала он нарисовал, березку, растущую на опушке, потом пушистую елочку. Все дальше и дальше углублялся художник в лес, рисуя то дерево, то гриб, то лесной цветок. Когда у него закончилась бумага, он решил идти домой. Он оглянулся вокруг и понял, что заблудился. В лесу стояла тишина, даже птиц не было слышно. Художник испугался, бросился бежать сначала в одну сторону потом в другую сторону, лес становился все гуще, а художник очень устал. Он уже не бежал, а медленно брел по лесу и изредка звал на помощь: «А-у, а-у», но никто не отвечал ему и только тихо шумел лес да чуть слышно журчал где - то лесной ручеек. Художник пошел на шум родника. Тонкая струйка воды пробивалась под корнями большой ели. Художник наклонился, чтобы напиться и вдруг услышал где-то невдалеке непонятные звуки. «Люди!» - обрадовался он и бросился в ту сторону, откуда доносились звуки. Скоро вышел на лесную полянку. Полянка была очень странной: на полянке стоял домик, двери были открыты, но никого не было видно, а со всех сторон неслись необыкновенные песенки – длинные протяжные, то веселые, удивленные, то грустные. «А-а-а-а! О-о-о-о! У-у-у-у! И-и-и-и! Ы-ы-ы-ы! Э-э-э-э!

– Кто здесь? – спросил художник – Почему вы прячетесь?

– Мы не прячемся: мы необычные жители этой полянки – звуки! – услышал он в ответ – мы невидимки, нас нельзя увидеть, но можно услышать, мы умеем петь свои песенки. И они запели вот так:

«ААА!», «УУУ», «ИИИ».

Голоса у них были такие – звонкие, напевные, что художник воскликнул: – Ах какие вы голосистые - гласные.

–Как он их назвал? С тех пор эти поющие звуки так и называют – гласными. Гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград, потому и двери домика гласных звуков широко открыты. (повторение звуков)

А художнику очень захотелось увидеть звуки, он вспомнил, что у него еще остались краски, попросил звуки встать в ряд, достал красную краску и стал водить кистью слева – направо, справа –налево и вокруг него проступили красные пятна.

– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.

С тех пор гласные звуки стали обозначать красным цветом

Каким цветом обозначают гласные звуки?

Художник попрощался и пошел дальше. Гласные звуки не смогли показать ему дорогу домой, рассказали только где искать следующую полянку.

Художник шел и пел песенку, которую сочинил сам:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А вот что случилось с художником дальше мы узнаем в следующий раз.

–Можно ли увидеть звуки?

–Какие песенки пели звуки? Обратить внимание, что губы приоткрыты и звук льется свободно

–Как называют звуки поющие длинные песенки?

–Каким цветом их обозначают?

Д/Игра «Угадай гласные». Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

Д/Игра «Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши,

Занятие № 2 по грамоте в старшей группе

Тема: Звук «А».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, дать понятие, что звук «а» гласный звук, место звука в слове. Закреплять умение пересказывать небольшой текст.

.Ход.

Вспоминают удивительную историю художника

–Какие звуки жили на полянке?

–Каким цветом раскрасил их художник?

–Какие песенки они пели?

Д/Игра «Кто внимательный?» Выделяется голосом звук –а-

«Алинка, Алёнка, Антон и Артём

– все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении. (при необходимости повторить имена с выделением звука)

–Где он находится: в начале в середине или в конце слова?

Игра «Кто больше?». Придумать слова, в которых звук «а» был бы в начале слова.

Игра «Топай – хлопай». Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает. (самолет – вертолет, шинель – пальто, автомобиль – бензин, повар – няня, доктор – врач)

Игра «Слоговой аукцион». Выделяется голосом звук –а-

Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок, поймавший мяч, должен назвать конец слова и где находится звук, бросить мяч обратно воспитателю. Кош-ка, лож-ка, ро-са, ро-за, ко-са, кни-га и т. д.

Физкультминутка.

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

После правою ногой,

После левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придёшь домой

Чтение и пересказ рассказа «Полянка в лесу»

ПОЛЯНКА В ЛЕСУ

Березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становиться как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоят тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть.

У этих елок, оказывается, вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйничают белки, птицы клесты и еще много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

М. Пришвин

С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу?

Кто обитает на верхушках елок?

Чем питаются белки и клесты?

Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор?

О каком времени года говорил Пришвин?

Занятие № 3

Тема: Звук «И».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «и» гласный звук. Учить вдумываться в смысл слов и видеть составляющие части. Учить образовывать притяжательные прилагательные

Ход.

Д/Игра «Кто внимательный?» Звук выделяется голосом

Иней лёг на ветки ели

Иглы за ночь побелели.

Индюк по городу идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая-

Индюшка расписная

– Какой звук здесь встречается чаще всего?

–Назовите слова, в которых услышали звук -и-.

–Где он находится: в начале в середине или в конце слова?

Игра «Кто больше?».

Придумать слова, в которых звук «и» был бы в начале слова.

Игра «Топай – хлопай»

Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает. (машина, мишка, кошка, киска, улитка, улыбка, хобот, хобит)

Игра «Обозначь звук»

(Карточки, разделенные на три части: начало, середина и конец слова, фишки красного цвета) Звук «и» расположен в начале – игла, в середине -

Скороговорка. Проговаривание с выделением звука и движением

Испекла Иришка Нравятся коврижки

Куклам по коврижке. Гришке и Маришке.

Игра «Слоговой аукцион».

Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. (ма-шина, ма-лина, ве-ник, ка-литка, у-литка, дож-дик, до-мик)

Д. /и. «Объясни словечко»

Слова: листопад и разноцветные

Д. и. «У кого чей хвост, у кого чьи уши?»

Чьи уши у медведя? – медвежьи

Чей хвост у лисы? - лисий У белки? …

Чей хвост у зайца? … У оленя? …

У волка? … У рыси? …

У барсука? … У куницы? …

У соболя? Игра «Доскажи словечко».

Не колючий, светло – синий,

По кустам развешан… (иней).

Занятие № 4

Тема: Звук «О».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «о» гласный звук. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). Учить образовывать уменьшит. -ласкат. формы сущ. с суффиксами –чик, -очк, -ц

Ход.

Д/Игра «Кто внимательный?»

Звук выделяется голосом Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает

Одно только жаль – облетает.

Облако, облако,

Шёрстка колечками,

Очень ты, облако,

Схоже с овечками

.

Какой звук здесь встречается чаще всего? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим

Игра «Кто больше?». Придумать слова, в которых звук «о» был бы в начале слова

Игра «Где звук

Назовите место звука в словах: отдых, орех, дом, ноты, кольцо, молоко, сито, зонт, пальто, осы, ноги.

Физкультминутка.

Д/и. «Обезьянка» Дети повторяют движения взрослого

Развитие зрительного внимания

Игра «Обозначь звук»

(Карточки, разделенные на три части: начало, середина и конец слова, фишки красного цвета) Звук «о» расположен в начале (отдых, орех, конце (кольцо, сито).

Игра «Доскажи словечко».

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?. (огурцы).

Шубу тёплую в колечках

Носит тихая (овечка).

Апельсины и бананы

Очень любят (обезьяны).

Д. и. «Назови животных ласково»

Белка – белочка

Лиса - …

Заяц - …

Копыто - …

Хвост - …

Нос - …

Лапа - …

«Протяжённость слов»

Назвать самое длинное (короткое) слово: (машина, сыр, каша)

Занятие № 5

Тема: Звук «У».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «у» гласный звук, совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова, Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту и пересказать услышанное

Ход.

Игра «Кто внимательный?» Звук выделяется голосом.

Устала утка на пруду

Учить своих утят

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится»

Какой звук здесь встречается чаще всего? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим. Какие слова со звуком –у– вы услышали?

Проговаривание с выделением звука

Уа-уа- в коляске плачет детвора.

Ау- ау- кто потерялся не пойму.

Ух-ух-ух- накалился наш утюг

Уч-уч-уч- светит в окна солнца луч.

Игра «Где звук

Поднимите руку если услышите звук «у» в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, курица.

Игра «Обозначь звук»

(Карточки разделенные на три части: начало, середина и конец слова, фишки красного цвета)

Определить позицию звука «у» в словах: зубы, утка, утюг, лук, улитка, груша

Игра «Кто больше?»

Придумайте слова со звуком «у» в начале, в середине. (автобус, мука, радуга, голубь,наука, рука, кенгуру, кукушка и т. д.)

Игра «Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся со звук «у», к словам: красивый-(уродливый, широкий-(узкий, невезучий-(удачливый, вечер-(утро, грусть-(улыбка).

«Протяжённость слов» Назвать самое длинное (короткое) слово: (лужа, автобус, луч)

Чтение и пересказ рассказа

«Ежиная семейка»

В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.

- Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем еще маленькие.

- Я только поглажу ежат, - ответила Аня.

На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

Где жила семья ежей?

Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?

Кто нашел ежат?

Что случилось на следующий день?

Занятие № 6.

Тема: Звук «Ы».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «Ы» гласный звук.

Ход.

Игра «Кто внимательный?»

Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

Какой звук здесь встречается чаще всего? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим

Игра «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком «ы» в середине.

Скороговорка «Мама Милу мыла с мылом,

Мила мыло не любила».

Игра «Слоговой аукцион».

Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. (лы-жи, мы-ло, сы-рок, тык-ва, малы-ши).

Игра «Один-много»

Образуйте множественное число от слов: лев- львы, шарф, зонт. стол, пол, сыр.

Игра «Слово по образцу»

Образуй слово со звуком «ы» по образцу: красиво - красивый, медленно -, высоко -…. Быстро -, глупо -, слабо - ….

С каким звуком мы познакомились? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Гласные звуки и буквы. Работа с текстом в подготовительной к школе группе по теме «Лес» Задачи: 1. Закрепить знание гласных звуков и букв. 2. Развивать умение отвечать на вопросы связными предложениями. 3. Учить пересказывать.

Конспект НОД по подготовка к обучению грамоте в старшей группе «Речевые и неречевые звуки» Тема: Речевые и неречевые звуки. Цель: Продолжать формировать у детей понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «слово», «предложение»,.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе «Гласные-согласные звуки» Конспект итогового подгруппового занятия по развитию звукопроизношения в старшей группе за I период обучения. Тема. Гласные – согласные.

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение» Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Гласные звуки. Повторение.» Цель: упражнять детей в различении гласных.

Мастер-класс дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы».Мастер-класс дидактическая игра по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы». Как-то вечером, в 18 часов, уже почти все дети ушли домой, остались 2 девочки. Я им предложила сделать дидактическую игру, а заодно и.

НОД в старшей группе для детей с ТНР «Гласные звуки и буквы» Тема: Гласные звуки и буквы. Цель: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах А, О, У, Э, И, Ы. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Технологическая карта ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные и согласные звуки». , ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В подготовительной группе. ТЕМА:.

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки в стране знаний»Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Звуки в стране знаний» Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний» Подготовила и провела и провела : Ткаченко Ольга Сергеевна Старшая.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки»
Опубликовано: 10 марта 2018 в 20:23
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста
Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только детям, но и...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Одуванчик» в...
Цель: Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызг. Задачи: * обучать особенностям...