Лучший педагог года

Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Обучаем, играя»

Ирина Баракова
Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Обучаем, играя»

Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте

Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители всё чаще убеждаются,

что эти умения облегчат ребёнку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность? Самое важное, на мой взгляд, - создать обстановку непринуждённости, когда желание чему – либо научиться возникает как бы само собой.

Публикация «Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте „Обучаем, играя“» размещена в разделах

Предлагаемая подборка игр использовалась мною в процессе многолетней работы в детском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желающим, чтобы подготовка к обучению детей грамоте прошла весело и интересно, не «из – под палки».

Игра «Том и Тим»

Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию.

Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий. Детям легче запомнить эти их качества, если вы не просто укажите на твёрдость согласного [Т] в имени Том и мягкое [Т’] в имени Тим, а нарисуете человечков. Одного – длинного и угловатого, а другого – прямую его противоположность – кругленького и пухлого. Игра строится как «устное действие». Сначала воспитатель представляет Тома и Тима: «Это Том, слышишь, как твёрдо начинается его имя: [Т]. Он и сам весь твёрдый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит томатный сок, носит пальто и никогда не надевает пиджак; не берёт в руки мяч, но с удовольствием играет на баяне. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит всё, что звучит также мягко, как первый звук в его имени [Т’]: виноград. Когда Тим рисует, Тим раскрашивает. Если Том берёт в руки баян, то Тим – гитару. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Кто из мальчиков выберет ранец, а кто рюкзак? Теперь надо решить, кто какие вещи понесёт. Тому и Тиму надо взять котелок, ложки, вилки, бинокль, пилу, топор, носки, тарелки, карту (чтобы детям было легче запомнить слова, все эти предметы рисуются на бумаге). Что положит в свой рюкзак Тим? Может быть Тим захочет взять с собой ещё что – нибудь. Подскажите ему. Вещи собраны, можно отправляться в путь, но по какой дороге? Одна дорога ведёт лес, другая – на луг. По какой дороге захочет пойти Тим? А по какой Том? Тим и Том – друзья, поэтому они договорились, что пойдут по самой опушке леса. Здесь бывает много грибов: лисички, маслята, сыроежки. Какие грибы будет собирать Тим? А Том? Вот и речка, можно половить рыбу. В речке водятся сом,сазан и лещ. Кто поймает сома? Кому попадётся лещ? Пора устраивать привал. Том и Тим разводят костёр и делают шалаш. Кто принесёт ветки для костра, а кто валежник для шалаша? Обед готов. Кому придётся по вкусу рис, а кому рыб? Что будет пить Тим, компот или кисель? После обеда Том и Тим укладываются спать. Отгадайте, кому из них приснился сон про загадочного тампарама. А кому про тимпирима.

Когда Том и Тим проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру «Твёрдое – мягкое». В этой игре Том называет слово с твёрдым первым звуком, а Тим,заменяя твёрдый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом, вот так: нос – нёс; лук – люк; тук – тюк; мыл – мил; мал – мял.

Переброску словами легко превратить в подвижную игру, для этого нужно ввести дополнительное правило: называя слово, одновременно бросайте ребёнку мяч.

Игры с буквами

«Рукотворные буквы»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из верёвочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные буквы», «макаронные буквы». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

Игра «Буквенный лабиринт»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых верёвок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с верёвок. Игра становиться ещё более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнёт с верёвки и правильно назовёт букву.

Игра «Принеси то, не знаю что»

Цель: тренировка сообразительности и воображения.

Ход игры. Буквы пекут из солёного теста. Готовые буквенные изделия можно раскрасить и повесить на «буквенное дерево». Затем среди играющих выбирается царь. Царь усаживается на трон и обращается к одному из играющих: «Поди туда, не знаю куда; принеси то – не знаю, что.» Игрок подходит к дереву и «срывает» с него букву, а царь в это время закрывает глаза. Игрок говорит: «Я принёс тебе, царь, подарочек: глаз своих не открывай, что за буква – отгадай!» Царь берёт букву в руки. Ощупывает её и отгадывает.

Игра «Буквенные барельефы»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Они могут стать достойным украшением фамильных гербов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу, на дверях замка которого красуется такой герб.

Игра «Дорисуй букву»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадался, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на асфальте, на песке.

Игра «Буквенный след на спине»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

Игра «Буквы вверх ногами»

Цель: развивать умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

Ход игры. Водящий кладёт перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если взять несколько букв.

Игра «Заколдованные буквы»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.

Игра «Буквы на песке»

Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.

Ход игры. Берётся небольшой подносик с бортиками. В него насыпается мелкий песок или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в форме игры «Что? Где? Когда?» (старший дошкольный возраст) Игра «Что? Где? Когда?» (итоговое занятие по обучению грамоте старший дошкольный возраст) Задачи: Обучающие. Закреплять умение проводить.

Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Брейн-ринг по ПДД (старший дошкольный возраст) Программное содержание: 1. Продолжать знакомство с дорожными знаками и их назначением. 2.

Физкультурный досуг «Осенний стадион» (старший дошкольный возраст) Цель: создавать у детей эмоционально-положительное, приподнятое настроение; активно использовать приобретенный двигательный и импровизированный.

Концерт к Дню пожилых людей (старший дошкольный возраст) Зал празднично украшен. Бабушки и дедушки занимают места в зрительном зале. Дети выстраиваются в шахматном порядке лицом к гостям. Ведущий.

Конспект НОД «Дерево символики» (старший дошкольный возраст) Цель: Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с государственной символикой..

Консультация для воспитателей «Обучаем играя» Дети среднего дошкольного возраста впитывают в себя все как губка и уже обладают определенной самостоятельностью, что позволяет им активно.

Осенние наблюдения (старший дошкольный возраст) 1. Наблюдение за сезонными изменениями. Дать детям понятие, что наступил сентябрь, первый осенний месяц, первые осенние дни, зовут его «запевалой.

Поход «Лесное путешествие» (старший дошкольный возраст) Поход «Лесное путешествие» (старший дошкольный возраст) Задачи: -развивать познавательные интересы, физические качества в естественных условиях;.

Веселый КВН по математике (старший дошкольный возраст) Програмные задачи:развивать у детей вниманиеЮ логическое мышление. Формироват умение понимать задачу и выполнять еею Закрепить у детей представление.

Знакомим детей с миром животных (старший дошкольный возраст) В живом общении с природой формируются лучшие качества личности подрастающего поколения: отзывчивость, чуткость, доброе и бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Обучаем, играя»
Опубликовано: 20 января 2016 в 08:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД