Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение»

Татьяна Зайцева
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение»

Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Задачи:

обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование к уроку: карточки для индивидуальной работы, тест № 3, 4 по теме «Сложносочинённое предложение», текст (отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Холстомер», памятка по теме «Группы ССП по союзам и значению», презентация.

Ход урока:

I. Актуализация прежних знаний.

1. Индивидуальная работа с карточками по теме «Виды подчинительной связи в словосочетании».

Задание: обозначить главное слово и вид подчинительной связи в словосочетаниях.

КАРТОЧКА № 1

1) зажмурившись от света

2) вынужден отвечать

3) пропущенная запятая

4) готовим к будущему

5) своего отца

6) мамины письма

7) вскользь написал

КАРТОЧКА № 2

1) расправляя уголки

2) прилежно учившейся

3) учившейся гимназистки

4) чуть слышно

5) надеяться на чудо

6) потихоньку радовалась

7) щурил глаза

2. Работа с текстом.

(1) Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве в извивах реки. (2)Роса обсыхала и собиралась каплями, кое-где, около болотца и над лесом, как дымок, расходился последний утренний пар. (3) Тучки кудрявились, но ветру ещё не было. (4) За рекой щетинкой стояла зелёная, свёртывавшаяся в трубку рожь, и пахло свежей зеленью и цветом. (5) Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, и Нестер, развалившись на спину, считал, сколько лет ему ещё жить. (6)Жаворонки поднимались над рожью и лугом. (7) Запоздалый заяц попался между табуна и, выскочив на простор, сел у куста и прислушивался. (Л. Н. Толстой. «Холстомер».)

- Поработаем с текстом и вспомним орфограммы и пунктограммы, изученные ранее.

1) Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Прислушался (неполное действие).

2) Выпишите грамматическую (ие) основу (ы) из предложения 7, укажите их количество.

Ответ: 1 (заяц попался, сел, прислушивался)

4) В предложении 5, 7 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, (1) и Нестер, (2) развалившись на спину, (3) считал, (4) сколько лет ему ещё жить. Запоздалый заяц попался между табуна и (5, выскочив на простор (6, сел у куста и прислушивался.

- Итак, мы подошли с вами к теме нашего сегодняшнего урока: «Повторение и обобщение по теме «Сложносочинённое предложение». Запишите тему урока в тетрадях.

3. Проверка домашнего задания (§ 8). Опрос по теме «Группы ССП по союзам и значению» с заполнением таблицы. (Таблица заранее начерчена на доске. Ученики по очереди (по выбору учителя) выходят и заполняют таблицу, остальные делают то же самое, но на листочках-карточках с распечатанной таблицей).

Соединительные

Разделительные

Противительные

Союзы

и, да (и, ни-ни, тоже, также

или (иль, либо, то - то, не то - не то, то ли – то ли

а, но, да (но, однако, зато, же

Значение

одновременность или последовательность происходящих событий

чередование явлений

явления противопоставляются одно другому

Заполненная таблица отдаётся ученикам. Её необходимо вклеить в тетрадь для подготовки к ОГЭ.

II. Формирование умений и навыков.

1. Беседа с классом.

Продолжаем разговор о сочинительных союзах.

- Какие сочинительные союзы могут вызвать затруднение при написании и при расстановке знаков препинания?

Союзы тоже, также можно спутать с указательными местоимениями и частицами, которые пишутся раздельно;

Союз зато можно принять за сочетание предлога и местоимения;

союз однако можно спутать с вводным словом.

- Вы уже знаете, как нужно проверить себя, чтобы не допустить подобных ошибок. Сейчас мы с вами ещё раз повторим это, чтобы вы не сделали досадных ошибок во время диктанта.

2. Определительный диктант. (Один ученик работает у доски.)

Он никогда не плакал, зато на него иногда находило дикое упрямство (зато – противит. союз в ССП; = но, указывает на противопоставление действий).

Берись за то, к чему ты сроден (за то – предл. +местоим. ; берись (за что) за то).

Сад был так же хорош, как и несколько лет назад (так же – местоим. +частица).

Я был доволен своим результатом, мой друг также радовался за меня (также – соединит. союз в ССП, указывает на одновременность действий).

Что же мы будем, однако, делать? (однако – вводное слово, указывающее на порядок мыслей, в этом случае однако близко по значению к словамследовательно, значит).

Он был очень любезен, однако его слова меня насторожили (однако – противит. союз; =но).

3. Синтаксическая пятиминутка. (Один ученик работает у доски.)

- Какие задания из ОГЭ мы закрепим, выполняя синтаксическую пятиминутку?

(8, 9, 10, 11, 12)

Задание: выделить грамматические основы предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схему предложения.

Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового леса, и далековпереди виднелись разъезды неприятеля. (Повеств., невоскл., слож., ССП, состоит из 2 частей.: 1 – прост., двусостав., распр., полн., осложнено обособл. определением, выраженным причастным оборотом; 2 – прост., двусостав., распр., полное, ничем не ослож.)

4. Беседа с классом.

- В каких случаях в сложносочинённых предложениях не ставится запятая?

5. Объяснительный диктант.

Задание: выделить грамматическую основу, определить вид предложения, объяснить постановку знаков препинания.

На холм он взобрался, и в тусклую даль он смотрит… (А. С. Пушкин) (СПП, и – соединит. союз)

В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоуханиецветущих магнолий. (ССП с общим второстеп. членом; и – соединит. союз)

Огромная луна стояла над горою и заливала город зеленоватым светом. (Прост., ослож. одн. обст. ; или – разделит. союз)

В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Пришвин) (СПП с общим второстеп. членом, и – соединит. союз)

6. Закрепление материала. Самостоятельная работа с тестом по теме «Сложносочинённое предложение».

ТЕСТ. Вариант 1.

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) да, ни - ни, тоже;

3) да, не то - не то;

4) однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении:Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием (Симонов).

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью (Чехов).

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).

4) В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой (Арсеньев).

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал (Симонов).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном (Горький).

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам (Ахматова).

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и (3) считала нужным брать от жизни всё лучшее, что та ей преподнесёт (Тургенев).

1) 1, 2, 3;

2) 1,3;

3) 1,2;

4) 2.

7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2;

2) 3;

3) 4.

ТЕСТ. Вариант 2.

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

1) то-то, зато;

2) да, также;

3) или, либо;

4) однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна (Паустовский).

1) противительный;

2) соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):

1) Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

2) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов (Бунин).

3) Проехали семь вёрст и вдали показался невысокий дом и двор (Арсеньев).

4) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк (Горький).

5. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) ещё не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1) 1, 2, 3;

2) 1, 3;

3) 1;

4) 2, 3.

6. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:

1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены?

Туман то заволакивал вершины гор то опускался в долину то вдруг поднимался кверху и тогда дождь шёл ещё сильнее (Арсеньев).

1) 2;

2) 3;

3) 4.

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

ТЕСТ

III

2

2

4

1

3

4

1

IV

3

2

2

4

3

1

1

7. Подведение итогов урока.

- Какие основные моменты вам необходимо запомнить при изучении темы «Сложносочинённые предложения»?

- Где пригодится вам знание данной темы?

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение в формате ОГЭ «Роль сочинительных союзов в предложении» (на основе отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Холстомер»).

Список литературы

1. Козлова Р. П., Чеснокова Н. В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.

2. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. ] – 27-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

3. Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Комплекс коррекционно-развивающих заданий по русскому языку «Предложение» в 3 классе 1. «Найди ошибку» Цель: развитие зрительного внимания и словесно-логического мышления. Инструкция: прочитай предложение, найди в нем ошибку.

Открытый урок русского языка во 2 классе «Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень» Министерство образования и науки РД МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 С ПРОДЛЕННЫМ.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение»
Опубликовано: 10 октября 2018 в 22:07
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Турецкая сказка. Один день в Истамбуле»
Добрый день, дорогие коллеги! Позвольте поделится с Вами моими впечатлениями о чудесном городе Истамбуле! Да-да, правильно город называется Истамбул, а...
Уголок духовно-нравственного воспитание в средней группе
Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность воспитывается...
Консультация для родителей детского сада «Прогулка зимой — это здорово!»
Прогулке с ребенком может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Ведь для детей самое любимое занятие это прогулка. Несмотря на то, что...
Мастер класс по изготовлению куколки «Вятская кувадка»
Очень много различных народных кукол можно увидеть на просторах интернета, спасибо и вам коллеги за такую возможность, посмотреть, научиться, взять для себя...
Дидактические игры для развития внимания. 2 часть
Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов. Задачи. Развивать умение у детей последовательно рассматривать...