Лучший педагог года

Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития

Елена Астахова
Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

/МБОУ НШДС ОВЗ /

Подготовка руки к письму

подготовила учитель начальных классов,

учитель-дефектолог Астахова Елена Николаевна

Мытищи 2016/2017

План.

Введение.

Глава 1. Нарушения общей и мелкой моторики.

Глава 2. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.

Публикация «Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития» размещена в разделах

Глава 3. Развитие общей моторики.

Глава 4. Подготовка руки к письму.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Графические упражнения. Обводка контуров. Соединение линий и фигур. Рисование. Раскрашивание узора.

3. Штриховка. Работа с трафаретами.

4. Письмо элементов букв, цифр.

Глава 5. Формирование готовности овладению письмом у детей с нарушением умственного и речевого развития.

Глава 6. Практическая коррекционная направленность в обучении письму школьников с отклонениями в развитии.

Введение

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению.

Глава 1. Нарушения общей и мелкой моторики.

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внеутробном или раннем периоде развития ребёнка.

Ученые, (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Что такое речь? Как она связана с мелкой моторикой руки?

Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше.

Глава 2. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагога - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Для развития мелкой мускулатуры руки ребё нка необходимы такие упражнения как:

- мять паралоновые шарики,

- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики; перебирать сосновые шишки,

- хлопать в ладоши в разном темпе,

- завязывать узлы; скатывать клубки ниток,

- открывать колпачки пузырьков; заводить ключиком игрушки.

Глава 3. Развитие общей моторики.

Для развития общей моторики необходимы упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

2. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

3. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

Глава 4. Подготовка руки к письму.

Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребёнка в этой области с развитием мелкой моторики рук.

Работа происходит поэтапно.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Графические упражнения. Обводка контуров. Соединение линий и фигур, рисование. Раскрашивание узоров.

3. Штриховка. Работа с трафаретами.

4. Письмо элементов букв, цифр.

Пальчиковая гимнастика.

Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны.

При выполнении каждого упражнения нужно старательно вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Затем постепенно их усложнять: сначала выполнять фигурки из пальцев, а затем сюжетные сценки.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в пространственных понятиях.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоил какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.

Эти игры оказывают тонизирующее и оздоровляющее действие.

Графические упражнения.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как один из самых лёгких видов деятельности вводится в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил.

Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепление двигательного аппарата пишущей руки. Ребёнок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку это работа не затрудняет ребёнка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма.

Здесь развивается творчество :

1. Кляксы. Капнуть капля краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Потом дорисовать его.

2. Покрыть лист разноцветными мазками. Увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его.

3. Можно рисовать пальцами. Если каждый палец намочить краской определённого цвета, затем поставить отпечатки на лист, то получиться картина (салют, огоньки на ёлке).

Штриховка. Работа с трафаретами.

Штриховка так же способствует подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой; движения руки не должны быть скованными и напряжёнными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и чёткого подчерка. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна чёткость почерка и уверенность движения руки. Умение рисовать плавные линии, писать с наклоном необходимо при формировании почерка.

Работа, где основное место занимает штриховка, состоит из нескольких этапов:

1 этап: учащиеся накладывают на лист трафарет (на первых этапах – трафарет с геометрическими фигурами, на последующих – трафареты с изображениями предметов и фигур животных) и простым карандашом обводят знакомые фигуры.

2 этап: учащиеся убирают трафарет и полученную фигуру делят на параллельные отрезки (штрихи).

Здесь в первую очередь отрабатывались штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы.

3 этап: штриховка фигур, включающая элементы букв или цифр.

Письмо элементов букв, цифр.

Учитывая индивидуальные особенности, вводить в новую деятельность (формирование графического навыка) желательно на сказочном материале.

Графический навык предполагает:

умение красиво и легко, а, значит, ненапряженно рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные, выполняя их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона;

устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, ноги стоят на полу, голова немного наклонена влево; руки должны лежать так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, а левая лежала на столе и снизу, придерживая рабочий лист; кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони; пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца- примерно 1,5-2,5см, верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки, кисть при письме находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола; соблюдать определенную дистанцию между листом (тетрадью) и глазом ребенка:

выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Глава 5. Формирование готовности овладению навыками письма у детей с нарушением умственного и речевого развития.

Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки умственно отсталых детей к школьному обучению. При обучении умственно отсталых детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каждым годом усложняются:

1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

С детьми проводится гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застёжек, шнуровке и т. д.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.

3. Формирование и развитие пространственной ориентировки.

Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт, затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты, следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.

4. Формирование базовых графических навыков.

Детей необходимо учить проводить различные линии по подражанию действи-ям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

На первых этапах предлагаются задания и игры для:

- обучения плавным движениям рук в заданном направлении с целью расслабления мышц кистей рук;

- формирования умения удерживать позу пальцев и кистей рук;

- тренировки активных движений кистей, развития движений хватания, сгибания и разгибания каждого пальца на руке;

- формирования захвата щепотью мелких предметов;

- обучения выкладыванию предметов на столе, ориентируясь на обозначенное направление, выделение предмета и удерживание взора на двигающемся предмете;

- обучения проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру;

- стимуляции мышечной активности руки в упражнениях с карандашом;

- обучения наматыванию и разматыванию нитей на клубок (катушку);

- обучения выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек.

Педагог учит детей работать по подражанию действиям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции;

- развития целостного восприятия предметного изображения;

- обучения сравнению парных предметов или картинок;

- формирования ориентировки на листе бумаги;

- обучения проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией;

- обучения выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе.

К концу второго года обучения дети должны уметь выполнять согласованные движения руками под речевое сопровождение, выделять каждый палец на руках и называть их, выполнять упражнения с карандашом, захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы указательным типом хватания и выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами: нанизывание, кручение, вращение, выкладывать предметы из палочек по образцу; подбирать и сравнивать парные картинки; находить по выбору изображение контура заданного предмета.

Умственно отсталые дети должны научиться проводить прямые, волнистые, ломаные линии между двумя заданными линиями; обводить и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов.

На следующих этапах коррекционной работы по подготовке детей к овладению навыками письма предполагается меньше внимания уделять развитию мелкой моторики, а большую часть занятий посвятить формированию базовых графических умений и навыков. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по под-готовке детей к выполнению письменных заданий позволяет сформировать у них как общие (правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание условий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации, так и специфические умения и навыки сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих рук; правильное расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего предмета и оперирование им; проведение различных линий в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу).

Для дальнейшей работы дети успешно выполняют такие задания, как:

- обведи фигуры, не отрывая карандаш от бумаги;

- обведи и раскрась картинки;

- продолжи узор;

- закрась точками или галочками фрукты и овощи;

- дорисуй и раскрась картинки;

- заштрихуй фигуры по образцу;

- нарисуй бабочек по клеточкам.

Необходимо, чтобы дети проявляли творчество и фантазию. Задания постепенно усложняются:

- пофантазируй и заштрихуй замок и корабль;

- вышей салфетку с помощью цветных карандашей;

- попробуй написать цифры или буквы (сначала по пунктирной линии, а потом самостоятельно).

Иногда можно заметить, что дети при раскрашивании рисунка или при письме очень напряжены. Беда в том, что они неправильно держат ручку. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии – дрожащими. Всё это говорит о том, что графический навык у ребёнка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, интерес ребёнка к работе. Его усидчивость, аккуратность.

Много нужно приложить усилий, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.

Совершенствовать ручную моторику помогает специальная гимнастика для рук.

Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребёнка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребёнка быстро и ловко зашнуровывать ботинки, застёгивать пуговицы, молнии, натягивать колготки, а также убирать за собой игрушки, помогать старшим выполнять посильную работу по дому. Тонкие, дифференцированные движения рук также формируются и совершенствуются в работе с бумагой, пластилином, мозайкой.

Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей; тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги. Работа с бумагой, ножницами и клеем требует ручной умелости, ловкости, аккуратности, терпения и воображения. Дети учатся правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков.

Все знают увлекательную детскую настольную игру – мозаика. Из деталей разнообразной формы и цвета можно выложить чудесные узоры. Забавную мозаику можно изготовить из открыток, разрезая её на несколько частей. Затем собирают, стараясь выполнить задание правильно и быстро.

Дети с удовольствием и интересом занимаются рисованием простых орнаментов. Сначала рисунки получаются неопрятными и не очень красивыми. Но когда рука окрепнет, рисунки будут радовать детей.

Раскрашивание может предполагать и штриховку.

Рисование имеет много общего с письмом : в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движение руки, подчинять их зрительному контролю. В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, листа бумаги или тетради. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.

Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

Прежде чем давать упражнения в тетради, надо научить детей ориентироваться на листе бумаги, правильно держать ручку, выполнять размашистые, уверенные движения в направлении, указанном стрелкой, не отрывая ручки от листа бумаги.

Знакомство с буквой начинается с букв печатного шрифта. Вначале надо рассмотреть букву, постараться увидеть контурное очертание буквы в окружающих предметах, иначе говоря, определить, на что похожа буква. Дети выделяют элементы в букве, определяют их количество, расположение. Затем можно попробовать показать букву на себе крупными движениями рук, ног, тела. Букву можно сконструировать из пальцев рук. Буква лучше запомнится, если организовать разнообразную работу с ней.

Глава 6. Практическая коррекционная направленность в обучении письму школьников с отклонениями в развитии.

Письмо школьника – это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мышцы детской руки развиваются в упражнениях.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Публикации по теме:

Подготовка руки дошкольников к письму посредством рисования штрихом «Источники творческих способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка к письму» Подготовка руки ребенка к письму начинается в раннем детстве еще до прихода в школу. Малыш начинает держать погремушки, мама играет пальчиками.

Родительское собрание в старшей группе  «Подготовка руки к письму» Подготовка руки к письму1 слайд. Добрый вечер, уважаемые родители!На следующий год ваши дети пойдут в первый класс и вас волнует вопрос:.

Подготовка руки к письму. Из опыта работыПодготовка руки к письму. Из опыта работы В настоящее время в детских садах при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Механизмы.

Подготовка руки к письму в старшей логопедической группе (конспекты занятий) Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты занятий по подготовке руки к письму, которые помогут ребёнку развивать мелкую моторику, внимание,.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Рабочая программа кружка «Золотые ручки» в старшей группе (развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму) Актуальность. «Развитость мелкой моторики влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, высокий уровень предотвращает.

Родительское собрание «Подготовка руки дошкольника к письму»Родительское собрание «Подготовка руки дошкольника к письму» Родительское собрание от 09.11.2016г. присутствовало 22 чел. Тема: "Подготовка руки дошкольника к письму" Необходимое оборудование: экран (телевизор).

Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Подготовка руки дошкольника к письму» Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Подготовка руки дошкольника к письму» Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Русское народное творчество и подготовка руки к письмуРусское народное творчество и подготовка руки к письму Ну вот, мы уже средняя группа. Вторая неделя сентября прошла под темой "Народные игрушки". Для того чтобы лучше познакомить детей с русским.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка руки к письму у детей с нарушением умственного и речевого развития
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 19:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД