Светлана Рабинович
Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть
Федеральное государственное образовательное учреждение
«Прогимназия «Снегири»
Управления делами Президента Российской Федерации
Конспект урока риторики
(УМК «Школа 2100»)
3 класс, 1 четверть.
Тема урока : Подготовленная речь. Приемы подготовки.
Подготовила и провела
Рабинович Светлана Савельевна,
Публикация «Урок риторики „Подготовленная речь“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель риторики
Ноябрь 2018
Цель урока : сформировать компетентность учащихся в подготовке устного выступления путем активизации изученных ранее приемов и ознакомления с приемом подготовки выступления – «Репетиция выступления».
Задачи урока :
- познакомить с приемом подготовки устного выступления – репетиция выступления;
- активизировать умение использовать изученные ранее приемы подготовки устного выступления;
- развивать лингвистические компетенции в определении существенных смысловых значений текста;
- формировать риторические умения в построении текста;
- формировать установку на ответственное отношение к устному слову;
- развивать компетенции в устной речи;
- формировать умение работать с текстовым материалом, подаваемым в нетрадиционной, интерактивной форме, с применением компьютерных технологий.
Предварительная работа
- изучение приемов подготовки устного выступления (определение цели говорения, обозначение ключевых слов, подготовка иллюстраций, составление схемы, плана);
- активизация терминов – опорные (ключевые) слова, устная речь, основная мысль.
Оборудование: учебник Т. А. Ладыженская и др. «Детская риторика в рассказах и рисунках 3 класс часть 1»; интерактивная доска; компьютер; текстовые задания на листах (Приложение 1).
Урок проводится в интерактивном компьютерном классе с использованием интерактивной доски, на которой по ходу урока демонстрируются слайды. Слады включают в себя изучаемые термины, иллюстрации, задания, отображают ответы детей.
Ход урока
Учитель приветствует учеников, обозначает тему урока (Подготовленная речь. Приемы подготовки.) с опорой на слайд №1 презентации.
По ходу урока в сопровождении презентации (Слайд №2, №4,№8, №10, №13) учитель закрепляет с учениками знание приемов подготовки устной речи, изученных ранее и умение применять эти приемы в речевой практике.
Слайд №2 – учитель предлагает детям вспомнить и назвать первый изученный прием подготовки устной речи (Определение цели и сути говорения)
Слайд №3- учитель ставит проблемную задачу по определению существенных признаков текста.
Ученикам предлагается выбрать словосочетания из предложенных, которые в наибольшей степени отражают смысловое содержание темы «Учебная неделя в школе».
Происходит обсуждение учителем и учениками выбранных словосочетаний и обоснований выбора.
Слайд №4 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать второй изученный прием подготовки устной речи (Подбор ключевых (опорных) слов)
Слайд №5 – учитель предлагает детям подобрать (назвать) ключевые слова по теме «Моя любимая книга».
На слайде презентации– пустая рамка, которую в ходе обсуждения ключевых слов с учениками учитель заполняет названными словами. Учитель заносит обсуждаемые с детьми слова на слайд №5, после чего демонстрирует слайд детям.
Учитель предлагает детям задание, обратное предыдущему (Слайд №6,7) : на слайде размещены ключевые слова из известных произведений. Ученикам предлагается по ключевым словам определить название детского литературного произведения. После того, как ученики называют произведение, учитель демонстрирует иллюстрации из этого произведения на экране.
Слайд №8 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать третий изученный прием подготовки устной речи (Подготовка иллюстраций).
Слайд №9 - Учитель предлагает, используя прием подготовки иллюстраций, составить рассказ по серии картинок, размещенных на слайде №9. На это отводится время – 2-3 минуты для подготовки рассказа.
Ученики отвечают по очереди (2-4 ученика).
Слайд №10- учитель предлагает детям вспомнить и назвать четвертый изученный прием подготовки устной речи (Составление схемы)
Учитель демонстрирует схему метро (слайд №11) для рассматривания и схему проезда в Прогимназию, по которой предлагает составить рассказ (слайд №12). Учитель обращает внимание на отдельные компоненты схемы, на которые важно отметить при составлении рассказа.
Физминутка. Упражнение для развития произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации движений. Учитель предлагает детям выполнить движения:
Правая рука вверх – глаза на кончики пальцев;
левая рука в сторону – глаза на кончики пальцев;
правая рука в сторону – глаза на кончики пальцев;
левая рука вниз – глаза на кончики пальцев
Слайд №13 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать пятый изученный прием подготовки устной речи (Составить план).
Учитель раздает ученикам листы, на которых напечатан текст (Приложение №1). На интерактивной доске (слайд №14) представлен план этого текста. Учитель предлагает детям определить, правильно ли составлен план текста. Сам. работа.
По результатам самостоятельной работы проводится опрос, анализ выполненного задания, обмен мнениями.
Знакомство с последним (шестым) приемом – репетицией выступления (слайд №15).
Учитель ставит перед детьми проблемный вопрос: Для чего необходима репетиция выступления? На что важно обратить внимание в процессе репетиции выступления? (поза, мимика, темп речи, тон речи)
Происходит обсуждение ответов детей.
Работа с учебником. Чтение по ролям текста в упр. 52 с. 52. Обсуждение текста по заданию.
Подведение итогов урока :
Вопросы ученикам:
- Какой прием подготовки речи вы сегодня узнали?
- Какие приемы вы теперь знаете?
- Что интересного было для вас на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Учитель задает домашнее задание: Д. з. с 55, № 57. Обсуждение порядка выполнения д. з.
Оценивание работы учеников на уроке.