МААМ-картинки

Подгрупповая работа по формированию фонетической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Юлия Чудинова
Подгрупповая работа по формированию фонетической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.

Подгрупповая работа по формированию

фонетической стороны речи.

Тема. Звуки [М], [М'].

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

Публикация «Подгрупповая работа по формированию фонетической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2. Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?»«МММ.»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М] : когда мы произносим звук [М] :

- губки сомкнуты без напряжения;

- воздух выходит через нос;

- горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М] : корова мычит: МММ. (см. цветную вклейку, затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. (Работа со схемой). Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ. (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах) :

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 5. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М] :

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 7. Взрослый произносит слова, (на доске изображения предметов, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 8. Ребенок по картинке находит все слова, которые начинаются на звук М.

Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными, игра с мячом) :

Это моя. (шапка). Это мой. (дом). Это мое. (пальто). Это мои. (книги).

Задание 11. Знакомство со звуком [М'].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы«Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь.

Затем знакомит ребенка с символом звука [М'] : теленок мычит: мьмь. (см. цветную вклейку, характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 12. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']» :

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 13. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю. ; амь-омь, умь-имь.

Задание 14. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями (в соответствии с темой недели).

Задание 15. Взрослый просит ребенка раскрасить картинки, которые начинаются на звук [М'] в зеленый цвет, а картинки на М в синий цвет.

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М], топни если услышишь Мь» :

м, мь, мь, м. ; ма, мя, ми, му. ;ам, омь. ; мяч, муха, мак, Миша. ,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» ( игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [M'], возвращая мяч взрослому, и т. д.) :

ма-мя, мо., му., мы. ; мя-ма, ми., мю., ме.

Задание 17. Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Публикации по теме:

Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста Система упражнений по формированию готовности к школе, а, следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста,.

Игры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаИгры по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Игра "Муха" Цель: развивать у детей ориентацию на листе и в пространстве (по инструкции педагога ребёнок помещает "муху" в определённую.

Индивидуальная работа по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи. (Из опыта работы) Основным.

Конспект индивидуального занятия по формированию фонетической стороны речи детей. Автоматизация звука [Ш] в связной речи Конспект индивидуального занятия по формированию фонетической стороны речи детей. Тема «Автоматизация звука Ш в связной речи» Цель: формирование.

Конспект открытого занятия по развитию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Путешествие по сказкам» Цель: Сформировать произносительную сторону речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе.

Конспект занятия по формированию интонационной стороны речи «В гости к знакам» Тема: «В гости к знакам» Цель: Развитие восприятия тембра речи Задачи: познакомить детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР «Доктор Айболит спешит на помощь» Тема. Доктор Айболит спешит на помощь. Цель. Дифференциация звуков Т-Т' в слогах, словах, предложениях, тексте. Задачи Образовательные:.

НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка» Диагностическое занятие Учитель-дефектолог Дудкина М. В. Целевая группа: дети 3-4 года Время проведения: 20 мин. Тема: Диагностика неречевых.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Осень» Задачи. Образовательные: - систематизировать знания об осени и осенних явлениях; - обогащать и активизировать словарный запас по теме;.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Воспитание гражданина своей страны. Последнее время, мы часто говорим о патриотическом воспитании детей. Как воспитать патриота своей страны?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подгрупповая работа по формированию фонетической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 октября 2016 в 18:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД