Юлия Чудинова
Подгрупповая работа по формированию фонетической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповая работа по формированию
фонетической стороны речи.
Тема. Звуки [М], [М'].
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.
2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении.
4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».
Публикация «Подгрупповая работа по формированию фонетической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов.
6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.
Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.
Задание 2. Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ.»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М] : когда мы произносим звук [М] :
- губки сомкнуты без напряжения;
- воздух выходит через нос;
- горлышко «работает».
Взрослый показывает ребенку символ звука [М] : корова мычит: МММ. (см. цветную вклейку, затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. (Работа со схемой). Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ. (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах) :
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;
мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Задание 5. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М] :
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Задание 7. Взрослый произносит слова, (на доске изображения предметов, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:
мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.
Задание 8. Ребенок по картинке находит все слова, которые начинаются на звук М.
Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.
Задание 10. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными, игра с мячом) :
Это моя. (шапка). Это мой. (дом). Это мое. (пальто). Это мои. (книги).
Задание 11. Знакомство со звуком [М'].
Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь.
Затем знакомит ребенка с символом звука [М'] : теленок мычит: мьмь. (см. цветную вклейку, характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']» :
мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;
мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.
Задание 13. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:
мя-ме, ми-мю. ; амь-омь, умь-имь.
Задание 14. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями (в соответствии с темой недели).
Задание 15. Взрослый просит ребенка раскрасить картинки, которые начинаются на звук [М'] в зеленый цвет, а картинки на М в синий цвет.
мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.
Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М']. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М], топни если услышишь Мь» :
м, мь, мь, м. ; ма, мя, ми, му. ;ам, омь. ; мяч, муха, мак, Миша. ,
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» ( игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [M'], возвращая мяч взрослому, и т. д.) :
ма-мя, мо., му., мы. ; мя-ма, ми., мю., ме.
Задание 17. Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)