Ольга Ларькина
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР «Дифференциация звуков [С], [Ш], буквы «С», «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развивать умение детей анализировать звуки [С] – [Ш] в сравнительном плане;
2. Упражнять детей в звуковом анализе слов;
3. Упражнять в деление слов на слоги, предложений на слова;
4. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
5. Закреплять в памяти детей образы букв «С» и «Ш»;
6. Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.
7. Формировать фонематический слух.
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР „Дифференциация звуков [С], [Ш], буквы „С“, „Ш“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: смайлики: «весёлый», «удивлённый», «грустный»; картинки - игрушки «Свистун» и «Шептун»; изображения со звуками [с] – [ш] (мишка, лошадка, кокос, насос, душ, бусы, самокат, лиса, машин, сумка, самолет, петушок); массажный мячик; слоговые таблицы; предметные картинки «мальчик Саша» и «сушки».
Ход занятия
1. Организационный момент (Дети в кругу)
Логопед : - Ребята, давайте поздороваемся с помощью смайликов: веселого, удивленного и грустного.
Дети: Здравствуйте! (Весело)
Здравствуйте! (Удивленно)
Здравствуйте! (Грустно)
2. Дыхательная гимнастика.
Логопед : - Чтобы поднять наше настроение, сделаем дыхательную гимнастику.
Глубокий вдох через нос – руки вверх. Длительный выдох через рот – руки вниз.
(Вдох – выдох - 3-4 раза)
- Ребята, вы любите кататься на велосипеде? Представьте, что мы выехали на велосипедную прогулку. Вдруг у нас спустило колесо. Какой звук мы услышали?
Дети: - Ш-Ш-Ш
Логопед : - Достаем насос и накачаем колесо. Упражнение «Насос».
Дети: - С-С-С
Логопед : - Но колесо снова спустилось! (Ш-Ш-Ш). Мы не расстроились, заклеим колесо и снова накачаем С-С-С.
3. Правильная артикуляция звуков. Артикуляционная гимнастика.
Логопед : - Давайте вместе произнесем звук – [С]
- Расскажите, в каком положении находятся зубы, губы, язычок?
- Какая воздушная струя при звуке [С]?
Дети: - При звуке [С] зубки вместе, заборчиком, губки в улыбке, язычок за нижними зубками, воздушная струя – холодная.
Логопед : - Правильно, сделаем упражнения «Заборчик», «Улыбка», «Горка». А при звуке [Ш]?
Дети: - При звуке [Ш] зубки вместе, заборчиком, губы в трубочке, язычок за верхними зубками, воздушная струя – теплая.
Логопед : - Правильно, сделаем упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Чашечка».
- Давайте присядем за столы. Девочки свистят как ветерок-С-С-С, мальчики шипят как гуси-Ш-Ш-Ш
4. Сообщение темы занятия.
Логопед : - Ребята. Вы наверно догадались, о каких звуках сегодня будем говорить?
Дети: - Мы сегодня будем говорить о звуках [С] и [Ш].
Логопед : - Дайте характеристику звукам [С], [Ш].
Дети: - Звук [С] – согласный, глухой, твердый – имеет мягкую пару [Сь]
- Звук [Ш] - согласный, глухой, всегда твердый.
Логопед : - Сегодня нам будут помогать Свистун и Шептун.
- Свистун всегда свистит, Шептун всегда шипит.
5. Автоматизация в слогах и чистоговорках.
Логопед : - Свистун и Шептун просят почитать слоги со звуками [С] - [Ш] (обрат
Повторить чистоговорки:
Ша-Са-Ша – наша Маша хороша.
Са-Ша-Са – укусила нос оса.
Ши-Сы-Ши – наши ушки хороши.
Сы-Ши-Сы – у осы усы, усы.
6. Автоматизация в словах.
Логопед : - Следующее задание от Свистуна и Шептуна. Игра «Разложи картинки». Нужно разложить картинки Свистуну со звуком С, Шептуну со звуком Ш.
Картинки: Мишка, лошадка, кокос, насос, душ, бусы, самокат, лиса, машин, сумка, самолет, петушок.
Логопед : - Нужно определить позицию звука в словах (начало, середина, конец).
Подвижная игра «Назови ласково» (с мячом в кругу).
Логопед : - Свистун и Шептун снова предлагают поиграть в игру «Назови ласково». Давайте выйдем из-за стола, я вам буду кидать мяч и называть слова, а вам нужно поймать мяч, произнести слово ласково и вернуть мне мяч.
Например:
Солнце – солнышко
Стих – стишок
Пастух – пастушок
Стекло – стеклышко
Трус – трусишка
Соловей – соловушка
Старуха – старушка
Саша - Сашенька
7. Автоматизация звуков в скороговорках и стихах.
Логопед : - Свистун и Шептун предлагают нам повторить скороговорки:
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шапкой Саша шишки сшиб.
Дети (повторяют скороговорки)
8. Физкультминутка «Мишка»
Логопед : давайте вспомним стихотворение «Мишка» с движениями.
Дети: - Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает и в карман кладет
Вот упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
Больше я не буду шишки собирать.
Сяду на машину и поеду маме помогать.
9. Работа в тетрадях.
Логопед : - Дети, давайте вспомним стихи на букву «эс» и букву «ша»
Дети: - Полумесяц в небе темном
Буквой «Эс» повис над домом.
- Шапка-ушанка похожа на «Ша»
Шапка-ушанка зимой хороша.
Логопед : - Напечатайте буквы в тетрадях большую и малую.
- Свистун и Шептун пригласили к нам в гости мальчика Сашу. Помочь напечатать его имя. Как пишутся имена собственные?
Дети: - Имена собственные пишутся с большой буквы.
Логопед : - Давайте напечатаем имя Саша и сделаем звукобуквенный разбор. Напечатаем слово «сушка» и сделаем звукобуквенный разбор.
Дети: (печатают в тетрадях и делают разбор).
Логопед : - У Саши еще одно задание для вас, нужно придумать предложение с этими словами.
Дети: - У Саши сушки.
Логопед : - Сколько слов в предложении?
Дети: - В предложении «У Саши сушки» три слова.
Логопед : - Слова в предложении нужно разделить на слоги и поставить ударения.
Дети: (печатают предложение, делят слова на слоги и ставят ударения).
10. Заключительный этап. Итог занятия
Логопед : - Ребята, вам понравилось играть со Свистуном и Шептуном?
- Им тоже с вами понравилось!
- Вы сегодня молодцы!
Расскажите, что мы сегодня с вами делали? Молодцы!