Приложение МААМ

Подвижные игры как средство индивидуального развития ребенка-дошкольника

Мария Скорынина
Подвижные игры как средство индивидуального развития ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Подвижная игра в дошкольном возрасте является сильным средством всестороннего развития и воспитания ребенка и комплексно воздействует на организм и все стороны его личности.

Эмоциональное возбуждение, интерес и увлечение, которое переживает ребенок создает повышенный тонус всего организма. Стремление к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, четкой координации движений, точной ориентировке в пространстве и игровых ситуациях, ускоренном темпе выполнения заданий. В игре ребенок добивается таких значительных результатов, которых бы в других условиях, вне игры, добиться было бы сложнее. Особенно это касается застенчивых, боязливых детей и детей с ОВЗ.

Публикация «Подвижные игры как средство индивидуального развития ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Двигательная активность ребенка столь велика и многообразна по содержанию, что Аркин Ефим Аронович (советский врач-психолог, педагог, доктор педагогических наук, профессор) усматривает исключительное значение «дела» для формирования познавательной способности ребенка, для которого мир открывается вначале лишь постольку, поскольку он нечто трогает, передвигает, видоизменяет. Ефим Аронович метко замечает, что ребенок даже «чувствует мускулами».

Поэтому эмоциональное воздействие подвижных игр необходимо использовать в различных ситуациях, которые подготавливаются воспитателем заранее с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Подвижная игра в значительной мере влияет на умственное развитие ребенка. В игре он легко, без принуждения, постоянно учится, как добиваться поставленной цели, как действовать вместе с товарищами, ловко и быстро обращаться с игровыми приборами, ориентироваться в пространстве, знакомится со свойствами предметов, с их величиной, количеством, окраской, формой, познает окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развивается интеллект, фантазия, мышление, воображение. И именно благодаря играм, связанным с движением, манипуляциями с игрушками и вещами, ребенок быстро достигает успеха.

Подвижные игры нередко сопровождаются проговариванием действий, стихами, считалками, песнями, жеребьевками, игровыми зачинами, что пополняет словарный запас, обогащает речь. Так исследования А. Н. Леонтьева (советский психолог, философ, педагог и организатор науки) показали, что количество слов, которые ребенок 4-5 лет может запомнить в игре, в два раза больше, чем тогда, когда он это делает по инициативе взрослых. Слово, мелодия, ритм и движение показывают художественную прелесть и эстетическое значение таких игр. Они учат ребенка самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

Большое значение подвижные игры имеют в становлении независимой личности ребенка и ощущении себя членом коллектива. В игре он имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других, учится свободно и самостоятельно выстраивать свои отношения со сверстниками и взрослыми. Учится сознательно подчинять свои желания существующим правилам, соблюдать определенные ограничения, вести себя определенным образом по отношению к другим. Наиболее ценным является тот факт, что ребенок сам приходит к выводу, что без слаженности и без строгого соблюдения правил игра невозможна. Это формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Она учит искренности, товариществу, создается положительная основа развития патриотических чувств. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-лидеры, упорно стремящиеся к цели, увлекающие за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны воспитателя развивает активную творческую личность.

Оздоровительный компонент подвижных игр основывается на различных видах жизненно необходимых движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, активизирующими дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, позвонков. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакцию нервных центров, оказывает влияние и на психическую деятельность. Творчество и фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, щитовидную железу и всю эндокринную систему.

Большая ошибка надеяться на то, что движения ребенка разовьются как-нибудь сами раньше или позже, в связи с ростом ребенка, как результат созревания организма. Необходимо постоянно следить за его развитием. Недостаточная забота или условия могут тормозить развитие ребенка.

Также следует чередовать интенсивные игры с малоподвижными. С повышением эмоционального состояния играющего возрастает и нагрузка. Увлеченный ребенок теряет чувство меры, не рассчитывает своих возможностей и переутомляется. Поэтому лишь специально подобранные игры, с учетом времени проведения, возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности способствуют росту ребенка, развитию и совершенствованию его движений, укреплению, закаливанию организма и профилактике заболеваний.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: ребенок не только реализует потребность в активных движениях, расходует накопившуюся энергию и совершенствует основные двигательные навыки, но и учится инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Ребенок хорошо тренирует переключение внимания и развивает его гибкость.

Из всего вышесказанного ясно, что каждая игра служит источником новых знаний, делает ребенка подвижным и ловким, развивает сноровку и одновременно дает возможность усвоить ценные нравственные и волевые качества.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников летом»Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников летом» Ко Дню летних подвижных игр на МААМ Консультация для воспитателей «Музыкальные хороводные и подвижные игры как средство оздоровления дошкольников.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Подвижные игры в жизни ребенка» Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Подвижные игры в жизни ребенка» Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры как средство индивидуального развития ребенка-дошкольника
Опубликовано: 2 мая 2024 в 13:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные игры как средство индивидуального развития ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Мария Скорынина (УИ 3423139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД