Мария Скорынина
Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития ребенка дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – продолжительный и важный этап в развитии человека. Это время первоначального складывания личности. В этот период происходит иерархия мотивов и потребностей, активно усваиваются нравственные нормы, формируются социальные компетенции, которые необходимы ребенку для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.
Публикация «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития ребенка дошкольника» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игра, как известно – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. П. П. Блонский называет игру «великой учительницей ребенка», естественной формой труда и активной деятельности, в которой ребенок «упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт»… По мнению А. С. Макаренко в играх воспитываются активность, инициатива, чувство коллективизма… В. Г. Марц рассматривал подвижные игры как средство не только физического, но и нравственного воспитания…
Игра ребенка – основное средство становления его как независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения со сверстниками. Она обеспечивает самореализацию и эмоциональный комфорт.
В подвижных играх дети учатся действовать в соответствии с правилами, запоминают их, усваивают смысл, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развивается интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.
Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что пополняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.
Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что укрепляет эмоциональные контакты между детьми. (пример из практики как мы выбираем ведущих). Они постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. (Пример про правило) В игре формируется честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Она учит искренности, товариществу. Подвижная игра готовит к труду: дети располагают и убирают игровые атрибуты в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Игры формируют характер, волю, патриотические чувства.
Дети 4-х лет любят играть с взрослыми, т. к. еще не умеют играть самостоятельно, они не умеют сочетать свои интересы с другими детьми и начинаются споры и ссоры. Этот возраст можно считать этапом становления коммуникативных способностей: формирование доверительных контактов и дружеских отношений, умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре, безопасного поведения.
К 6-ти годам детям больше интересен процесс общения со сверстниками. С этого возраста они начинают размышлять, выстраивать свои мысли. Уже почти полностью сформированы жизненные ценности и навязаны почти все стереотипы. Этот возраст можно считать этапом развития коммуникативных способностей: умение сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игры информацией. Дети любят придумывать новые правила, упражнения и условия для знакомых игр, легко находят выход из проблемных ситуаций.
Во всех детских коллективах встречаются дети с трудностями в общении это агрессивные, обидчивые, застенчивые, демонстративные дети. Работа с такими детьми требует подготовки, и эта тема сейчас изучается мною. (Пример про Дашу)
Таким образом, подвижная игра обладает ресурсами для социально-коммуникативного развития дошкольников :
• способствует освоению социальных норм и ценностей;
• развивает общение с взрослыми и сверстниками;
• обеспечивает саморегуляцию действий;
• развивает эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
• формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками;
• закладывает основы безопасного поведения в социуме.