МААМ-картинки

Подвижные игры в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста

Ольга Вольф
Подвижные игры в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста

Подвижные игры в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста.

Детский сад № 155 ОАО «РЖД»

Инструктор по физической культуре Вольф Ольга Владимировна.

Проблема развития поликультурного образования актуальна для нашего учреждения в силу ряда причин. Во-первых, проживают в нашем крае несколько национальностей – башкиры, татары, казахи, русские. Во-вторых, на нашей малой Родине проживают мигранты из стран зарубежья.

Публикация «Подвижные игры в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Поликультурное воспитание стало занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.

Детям предлагается иллюстрации к сказкам русских народов и стран ближнего зарубежья, куклы в национальных костюмах, театр народов ближнего зарубежья, народные игрушки. Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляется на занятиях физической культуры через народные игры, потому что именно народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения познается только в играх. Они оказывают большое влияние на воспитании характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой. Интерес к народному творчеству. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, играют в разные игры, внося в свою деятельность элементы национальной культуры.

Нужно старшим дошкольникам помочь понять, что людей разных национальностей объединяет интерес многонациональным культуре и искусству. Это проявляется в народных сказаниях, играх.

Задачи общие: - Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины. - Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.

Образовательные задачи: - Познакомить детей с разными народами, населяющий наш регион. - Знакомить детей с детскими играми других народов. - Вызвать интерес к быту других народов в нашем регионе. - Дать представления детям о человеке, народе, обществе, стране в которой мы живем, глобусе, планете Земля.

Воспитательные задачи: - Воспитывать чувство коллективизма. - Воспитывать уважение к культуре других народов. - Развивать творческие способности детей в играх

Развивающие: - Развивать представление о мире. - Вести себя адекватно в обществе и развивать умение игрового общения.

Народная игра - одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта современных людей не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики в нашей программе, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.

Возможно, использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские подвижные, словесные, хороводные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст, одну из идей народной педагогики.

На физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную народную игру. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках.

В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников: Осенины - Сумбуля, Масленица, Сабантуй, Навруз – сороки, Каргатуй и другие, сценарии которые включают народные игры.

Со старшими детьми, возможно, организовать конкурсы, соревнования:

«Кто больше знает народных игр», «Кто больше знает считалок»,

предложить детям самостоятельно придумать, как усложнить правила в народных играх, изготовить совместно атрибуты к играм, рисовать на темы, связанные с народными играми. Необходимо включать игры, которые встречаются в данном регионе.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей. По содержанию все игры доступны.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми с детьми считалками, жеребьевками и потешками.

Они сохраняют возможность быстро организовать игру, выбрать водящего. Этому способствует ритмичность и напевность считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже сохраняют эмоциональный настрой:

Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Таким способом дети делятся на две команды.

В некоторых народных играх перед началом применяются забавные певалки. Выбирая водящего, все играющие собираются в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Певалки имеют место в играх. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободны уголок.

Все считалки, певалки быстро запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их играх.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка) не следует раннее разучивать текст и желательно ввести в ход игры неожиданно. Дети легко запоминают зачин из-за ритмичного сочетания слов.

Планирование для ознакомления детей с народными играми:

Сентябрь

Русская народная игра «Дятел».

Дети встают в пары и образуют круг.

В середине круга стоит дятел.

Дети ходят по кругу и говорят:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел говорит: А мне скучно одному,

Кого хочу, того возьму!

Затем он начинает ловить пары.

Башкирская народная игра «Медный пень»

Дети парами располагаются по кругу.

Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, как бы выбирая себе пень.

С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: - Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

- Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят в круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги! Разбегаются в разные стороны. Добежавший первый встает за медным пнем.

Октябрь

Русская народная игра «Коршун».

Коршун сидит и «роет ямку», цыплята ходят вокруг него и приговаривают:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу!

Затем круг останавливается и цыплята спрашивают

-Коршун, коршун, что делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Копеечку ищу!

- зачем тебе копеечка?

- Иголочку куплю!

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить!

- Зачем тебе мешочек?

- Камешки класть.

- зачем тебе камешки?

- в цыплят кидать!

-Ко мне в огород лазят!

- А ты сделай огород повыше. Если не умеешь, то лови нас!

Цыплята разбегаются. Коршун ловит их.

Русская народная игра «Злючка».

Злючка сидит в уголке и дремлет.

Играющие водят хоровод и дразнят злючку:

- Часы бьют раз, Часы бьют два,

- Часы бьют три! Злючка выходи!

- Мы тебя ждем, песенку поем!

Злючка сердится и выбегает.

Чтобы спастись от Злючки, дети могут встать на любой предмет и сказать «чик-трак».

Ноябрь

Русская народная игра «Молчанка».

Ведущий произносит слова прибаутки, в это время участники веселятся.

- Первинчики, другинчики,

Летели голубинчики

По утренней росе,

По лесной полосе.

Там в чашке орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

Участники замирают на месте и молчат. Кто первый пошевелится, выходит.

Русская народная игра «Зайки».

Игра проводиться на открытом пространстве.

Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах.

Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». Деревом может быть любая щепочка или же пенёк.

Декабрь

Казахская народная игра «Платок с узелком».

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок.

Дети становятся в круг вокруг водящего.

По команде водящего «Раз, два, три!» все разбегаются.

Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передавать его товарищу, тот – следующему.

Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: прочитать стихотворение, станцевать, попрыгать и т. д.

Башкирская народная игра «Юрта»

В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором.

Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

-Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок!

Под мелодию без слов дети переменным шагом перемещаются в общий круг.

По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

Правило игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившей юрту.

Январь

Русская народная игра «Снеговые фигуры».

Пока звучит музыка, участники танцуют, кружатся по залу. Когда музыка заканчивается, водящий говорит название какой-либо «снеговой фигуры», а играющие должны ее изобразить. Кто не успел встать, тот выбывает.

Фигуры:

Сосулька – два человека держатся за руки;

Снежинки – по три человека, руки в стороны;

Звезда – по пять человек, руки в стороны;

Каток – всем сесть в круг, взяться за руки.

Снеговик – два человека спиной друг к другу, руки в стороны;

Елочная гирлянда – по пять человек становятся в цепочку, взяв друг друга под руки.

Русская народная игра «Олень».

Играющие становятся в хоровод.

Олень стоит в центре.

Хоровод движется по кругу, игроки ведут диалог с оленем:

- Ах, тепло ли тебе, олень,

Холодно ли тебе, олень?

- Мне не так тепло,

Мне не так холодно.

Приоденьте меня, приокутайте.

С молодца кушачок,

С красной девицы – платок!

Молодцы и девицы разбегаются. Олень ловит их.

Февраль

Русская народная игра «Волк и овцы».

Один из играющих – волк, остальные – овцы. Волк сидит в логове.

Овцы подходят к нему, взявшись за руки: «Позволь нам погулять в твоем лесу, волк!»

Волк разрешает: «Гуляйте, гуляйте! Только травки не щипайте, а то мне твердо спать будет!».

Овцы дают обещание и идут бегать на лужайку. Вскоре они забывают про обещание и начинают щипать траву:

"Щиплем, щиплем травушку, зеленую муравушку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик!

А серому волку – грязи лопата!"

Волк ловит овец. Овцы прячутся в домике.

Украинская народная игра «Волк и козлята».

Для игры подойдёт игровая площадка 15-20 метров.

На ней чертится круг 4-8 метра диаметром, и за его пределами ещё кружочки диаметром 1 метр на расстоянии 1-2 метра. Маленькие кружочки это домики для козлят.

Кружочков чертится на один меньше, чем игроков-козлят.

По считалочке выбирают волка.

В начале игры волк становится за пределами большого круга, а козлята внутри круга.

На счёт три все козлята выбегают из круга и занимают домики.

Тот козлёнок, которому не достался домик, бегает от волка между большим кругом и домиками. Волк должен поймать козлика, но если козлёнок обежит круг 3 раза, то погоня прекращается и все остаются на своих местах. Если волк поймает козлёнка, то они меняются местами и игра начинается заново.

Март

Белорусская народная игра «Заяц-месяц».

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

- Заяц-месяц, где был?

- В лесу.

- Что делал?

- Сено косил.

- Куда клал?

- Кто украл?

- Чур.

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную. Бегать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

Татарская народная игра "Тимербай".

Дети взявшись за руки образуют круг и выбирают водящего –Тимербая.

Он становится в центре круга. Водящий говорит:

- Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть. Ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами водящий делает какое-нибудб движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя.

Апрель

Татарская народная игра «Спутанные кони».

Развивает ловкость и координацию.

Играющие делятся на две команды на линии старта. От линии старта установлены поворотные флажки.

По сигналу первые игроки начинают прыжки на палках.

Обегают флажки и возвращаются обратно бегом.

Казахская народная игра «Пастух».

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные – овцы.

Чертится линия – ручеек, по одну сторону от которого собираются пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.

Волк обращается к пастуху:

- Я волк горный, унесу!

Пастух отвечает:

- Я пастух смелый, не отдам!

Услышав «не отдам», волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему, дотянутся до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой.

Игра начинается с начала, но меняются роли. Волк переходит линию только после слов «не отдам». Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Май

Русская народная игра «Стрекоза»

Дети садятся на корточки, руки в бока.

По сигналу, дети стараются как можно быстрее прыжками добраться до места, которое обозначено рекой. Кто доберется первый, тот победитель.

Молдавская народная игра «Барашек».

Играющие образуют круг, а барашек – внутри круга.

Игроки идут по кругу и произносят слова:

- Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит. Разбегаться можно только после окончания слов.

Июнь, Июль, Август Повторение и закрепление игр.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Анастасия Свинухова Консультация для воспитателей «Подвижные.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Сергута Гульнара Тимербаевна Веселые подвижные игры.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста на свежем воздухе летом Описание работы: Психологи, педагоги, медики отмечают общую.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Первоцветы»Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Первоцветы» Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста на тему «Первоцветы» Подвижная игра для детей первой младшей группы «Весенние цветочки.

Подвижные игры как средство закрепления основных движений у детей старшего дошкольного возраста Аннотация:. Статья посвящена вопросам комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста,.

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Цель: физическое развитие детей. Задачи: - развитие и совершенствование движений;.

Презентация «Подвижные игры в воспитании жизненно важных умений и навыков» Испокон веков, в подвижных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать.

Проект «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА • Название проекта: «Друзья природы». • Тема проекта: «Подвижные игры как средство развития экологического воспитания.

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные игры в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 12:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД