Папки-передвижки

Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка «Игры казачат»

Жаркова Галина
Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка «Игры казачат»
▼ Скачать + Заказать документы

Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей.

Монгольская пословица

В народном эпосе, песнях, былинах, сказках воспевались героизм, мужество и отвага тех, кто не щадил ни сил, ни самой жизни, защищая родную землю. Главная особенность патриотического воспитания заключается в том, что оно формирует не просто гражданина, а гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, свой край, готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.

Публикация «Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка „Игры казачат“» размещена в разделах

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества.

Глубокое убеждение педагогического коллектива ДОУ в том, что если мы хотим возродить казачество на Дону, начинать надо соответствующие воспитание с самого юного возраста.

Нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус «казачье». Ребята поступают в ДОУ в двухлетнем возрасте и сразу попадают в детскую «казачью семью», благодаря которой сразу начинают «впитывать» казачью культуру, обычаи и традиции своего народа.

Педагоги ДОУ разработали программу по приобщению детей к народной культуре казаков «Дончата», в рамках которой старших дошкольников приобщают к истокам казачьей культуры и быта, знакомят с изделиями народного творчества, с традиционными праздниками и фольклером. Одним из разделов данной программы является реализация проекта «Народные казачьи игры».

Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

Для обогащения представлений детей об особенностях народных традиций, формирования физических способностей с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта организованна работа кружка «Игры казачат». Кружок «Игры казачат» имеет оздоровительную значимость, а также большое влияние оказывает на нервно-психическое развитие ребёнка, на формирование важных качеств личности. В казачьих подвижных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций, создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

В наше время информационных технологий дети получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций родного края. Как показала практика, дети не умеют играть в подвижные игры, организовывать их в самостоятельной деятельности, что замедляет процессы двигательной и эмоциональной активности.

Для определения проблемы, форм и методов работы в данном направлении были проведены анкетирование родителей и мониторинг знаний детей о казачьей культуре, традициях и играх. Результаты анкетирования родителей и мониторинга знаний детей выявили недостаточный уровень знания родителей и детей об играх, и не только традиционных, но и народных, казачьих.

По итогам анкетирования педагогами ДОУ был разработан и реализован план мероприятий по ознакомлению родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и о взаимосвязи поколений в историческом, культурологическом и патриотическом направлении. С целью привлечения родителей к совместным играм с детьми педагоги проводят консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Казачьи подвижные игры», индивидуальные беседы с родителями.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности ребенка. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В нашем детском саду мы создаем все необходимые условия для всестороннего развития детей и укрепления их здоровья. У нас есть замечательный спортивный зал, оснащённый необходимым оборудованием спортивная площадка, в каждой группе созданы спортивные уголки, обеспечивающие двигательную реализацию детей в течение дня. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Занятия вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.

Проект реализуется через полную интеграцию образовательных областей, согласно ФГОС ДОУ, с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата.

Педагоги ДОУ также активно участвуют в реализации проекта «Народные казачьи игры», что позволяет им повысить профессиональную компетентность в проектной деятельности; углубить знания о традициях и культуре родного края, увеличить объем игрового репертуара, укрепить связь с семьями детей.

Пример успешно адаптированного в ДОУ игрового репертуара для старших дошкольников:

Игра «Бой с булавами»

Описание игры : Соревнуются два игрока. Игроки становятся на длинную скамейку друг против друга, держа мягкие булавы в руках. Игроки на счет начинают сбивать соперника со скамьи булавами. Кто останется на скамье, тот и победил.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры : Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешана фасоль горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Игра «Нагайка»

Описание игры : Играющие встают в круг по 10-15 человек. И присаживаются на корточки. Водящий с нагайкой обходит сидящих, старается положить сзади игрока незаметно нагайку. Тот игрок, за которым находится нагайка, должен взять ее в руки догнать водящего, слегка ударить. Водящий должен успеть занять место игрока. Если не успел, выбывает из игры.

Игра «Утица»

Описание игры : Дети образуют круг. В кругу два водящих «утушка» и «селезень». Утка в кругу, селезень за кругом. Играющие, взявшись за руки идут и поют:

«Шла утица по бережку,

Шла серая по кругу.

Вела детей за собой.

Вдруг селезень налетал!

Утицу догонял!

Улетай утица скорей, - Дети поднимают руки, утица убегает в ворота, селезень

Да в воротца, не робей!» пытается ее догнать. Если догнал - ведущие меняются.

Игра «Длинная лоза»

Описание игры : мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается, двумя руками о спины игроков, перепрыгивая по спинам, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой.

Игра «Наездники»

Описание игры : участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня, и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Игра «Самый меткий»

Описание игры : Участники становятся в одну линейку, в руках нагайка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.

В ходе реализации проекта воспитанниками ДОУ достигнуты следующие результаты:

-познакомились с традициями и культурой казаков;

-научились отличать подвижные игры от других видов игр;

- познакомились с понятием народные и казачьи игры;

-научились самостоятельно организовывать игры, соблюдать их правила;

-научились преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями;

- научились принимать решение и действовать, чтобы достигнуть цели, что способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности;

-расширили и углубили свои представления об окружающей действительности практически используя свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.

Подводя итоги, следует отметить, что активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Занятия вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В казачьих играх у детей развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций.

Когда есть положительные результаты, есть и позитивная тенденция к продолжению и усовершенствованию данного опыта работы.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Центр для развития двигательной активности детей на летней площадкеЦентр для развития двигательной активности детей на летней площадке В этом году на участке детского сада создали Центр для развития двигательной активности детей с целью организации физкультурно-оздоровительной.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игрКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Ледяные постройки на участке для развития двигательной активности детейЛедяные постройки на участке для развития двигательной активности детей На нашем зимнем участке созданы все условия для развития двигательной активности детей. Все ледяные персонажи и постройки используется детьми.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детейНестандартное оборудование для развития двигательной активности детей Разнообразная предметно - развивающая среда помогает заинтересовать и увлечь дошколят. Совместно с родителями мы изготовили нестандартное.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей своими руками «Прыгающее кольцо»Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей своими руками «Прыгающее кольцо» У наших ребятишек энергии хоть отбавляй, им бы бегать, лазить, прыгать. Задача взрослых всю эту неуёмную энергию направить в мирное русло,.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возрастаНестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Обобщение педагогического опыта «Напольные игры для развития двигательной активности детей»Обобщение педагогического опыта «Напольные игры для развития двигательной активности детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Как часто стоит вопрос об организации двигательной активности детей дошкольного возраста! В этом.

Автор публикации:
Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка «Игры казачат»
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 16:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные казачьи игры как средство развития двигательной активности у детей через работу кружка «Игры казачат»» (включая файлы) размещена пользователем Жаркова Галина (УИ 3185648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД