Альбина Нургалина
Поисковая деятельность дошкольников с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Поисковая деятельность дошкольников с участием родителей.
Каждый ребенок с первой минуты стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.
При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.
Публикация «Поисковая деятельность дошкольников с участием родителей» размещена в разделах
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает выводы, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу в детском саду, нельзя решить без плодотворного контакта с семьей. Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.
Задачи работы с семьей по детской исследовательской деятельности :
*просвещение родителей в области детского экспериментирования;
*повышение педагогической культуры родителей;
*выработка правильных форм взаимодействия детского сада и семьи;
*оптимизация детско-родительских отношений.
Формы работы с семьей:
*анкетирование по проблемам детского экспериментирования;
*проведение открытых занятий для родителей по детскому экспериментированию;
*консультации по проблеме;
*проведение викторин, конкурсов для детей и родителей исследовательской направленности;
*участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности;
*совместный труд родителей и детей на природе;
*организация выставок;
*проведение праздников исследовательской направленности.
Такие формы работы способствует вовлечению родителей в образовательный процесс. Привлекая родителей к взаимодействию в эксперименте создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей детей. Повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию.
Необходимо, чтобы родители знали какую роль играет семья в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности. Через различные виды наглядной агитации надо убеждать родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Можно предложить детям проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Консультации по таким темам помогут родителям приобрести больше знаний по детскому экспериментированию:
"Организация детского экспериментирования в домашних условиях";
"Учить ли детей делать открытия?;
"Как помочь маленькому исследователю";
"Проведите с детьми дома"
"Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников";
"Чего нельзя и нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию"
На организационном этапе разрабатывается план работы с детьми и родителями, проводятся консультации, беседы, создается техническая база для детского экспериментирования. Чтобы лучше узнать интересы родителей и их отношение к опытно-экспериментальной деятельности можно провести анкетирование.
На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребенка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.
Взрослый может совместно с ребенком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты или наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретически, так и опытным путем и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?».
На итоговом этапе подводятся итоги, формулируются выводы, проводится мониторинг по оптимизации системы взаимодействия ребенка и родителей. Можно организовать выставку или оформить фотоальбом домашних опытов, проведенных родителями с детьми. Проведение праздника позволит родителям показать свои знания, а детям получить больше знаний в области экспериментирования.
Таким образом, исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного ученика, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Но только с помощью родителей можно добиться высоких результатов.
В завершении выступления хотелось бы отметить, что в работе с родителями руководствуйтесь мудрым советом: умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что узнал.