Кутырева Юлия
Поисково-познавательная деятельность в старшей группе «Приспособление живых организмов к окружающей среде»
▼ Скачать
Приспособление живых организмов к окружающей среде
Как легче плавать?
ЦЕЛЬ. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
МАТЕРИАЛ. Макеты лапок водоплавающих и обычных птиц, емкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка, лапка из проволоки.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает выяснить, какими должны быть конечности у тех, кто плавает. Для этого дети выбирают макеты лапок, которые подходят водоплавающим птицам; доказывают свой выбор, имитируя греблю лапками. Рассматривают механические плавающие игрушки, обращают внимание на строение вращающихся частей. У некоторых игрушек вместо лопастей вставляют контурные лапки из проволоки (без перепонок, запускают оба вида игрушек, определяют, и кто быстрее поплывет, почему (лапки с перепонками отгребают больше воды - плыть легче, быстрее).
Публикация «Поисково-познавательная деятельность в старшей группе „Приспособление живых организмов к окружающей среде“» размещена в разделах
Почему говорят: «Как с гуся вода»?
ЦЕЛЬ. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
МАТЕРИАЛ. Перья куриные и гусиные, емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, рыхлая» бумага, кисточка.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачива-ют лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
Как устроены перья у птиц?
ЦЕЛЬ. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
МАТЕРИАЛ. Перья куриные, гусиные, лупа, замок- «молния», свеча, волос, пинцет.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и приклёпанное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птиц, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).
Почему у водоплавающих птиц такой клюв?
ЦЕЛЬ. Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
МАТЕРИАЛ. Зерно, макет клюва утки, емкость с Водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.
ХОД ИГРЫ. Взрослый на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети вывбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли длинные клювы; у гусей, уток, лебедей - плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам - вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Взрослый предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.
Кто ест водоросли?
ЦЕЛЬ. Выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы «пруд».
МАТЕРИАЛ. Две прозрачные емкости с водой, водорослями, моллюсками (без рыбок) и рыбками, Лупа.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают водоросли в аквариуме, находят отдельные части, кусочки водорослей. Выясняют, кто их ест. Взрослый разделяет обитателей аквариума: в первую банку помещает рыбок и водоросли, во вторую -водоросли и моллюсков. В течение месяца дети наблюдают за изменениями
Во второй банке водоросли повреждены, на них появились яйца моллюсков.
Кто чистит аквариум?
ЦЕЛЬ. Выявить взаимозависимости в живой природе экосистемы «пруд».
МАТЕРИАЛ. Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупа, кусок белой ткани.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают стенки аквариума со «старой.
водой, выясняют, кто оставляет следы (полоски) на стенках аквариума. С этой целью проводят белой тканью по внутренней стороне аквариума, наблюдают за поведением моллюсков (они двигаются только там, где остался налет). Дети объясняют, мешают ли моллюски рыбкам (нет, они очищают воду от тины).
Вода — это хорошо или плохо?
ЦЕЛЬ. Выделить из многообразия растений водоросли.
МАТЕРИАЛ. Аквариум, элодея, ряска, лист комнатного растения.
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают водоросли, выделяя их особенности и разновидности (растут полностью в воде, на поверхности воды, в толще воды и на суше). Дети пробуют изменить среду обитания растения : лист бегонии опускают на воду, элодею поднимают на поверхность, ряску опускают в воду. Наблюдают, что происходит (элодея сохнет, бегония загнивает, ряска сворачивает лист). Объясняют особенности растений разной среды произрастания.
Где растут Гри6ы?
ЦЕЛЬ. Выявить благоприятные условия для развития роста грибов.
МАТЕРИАЛ. Споры старых грибов - свинух (свинушек).
ХОД ИГРЫ. Дети разбрасывают споры в разных местах: на солнце, возле деревьев, в тени. Наблюдают, где появились грибы (грибов выросло больше в сырых местах, в тени).
НЕЖИВАЯ ЛРИРОАА
ВОДА
Помощница вода
ЦЕЛЬ. Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
МАТЕРИАЛ. Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
ХОД ИГРЫ. Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Умная галка
ЦЕЛЬ. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
МАТЕРИАЛ. Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости
ХОД ИГРЫ. Перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев, выполняют его. Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.
Какие свойства?
ЦЕЛЬ. Сравнить свойства воды, Льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
МАТЕРИАЛ. Емкости со снегом, водой, льдом.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед. снег и. Рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет); снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
Куда делась вода?
ЦЕЛЬ. Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (темпера-тура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
МАТЕРИАЛ. Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
ХОД ИГРЫ. Дети наливают равное количество воды в емкости, делают отметку уровня, ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости - между оконными рамами, открытую - в тепло, на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Дети делают вывод, что в тепле испарение, происходит быстрее, чем в холоде (потому что частицы воды активнее и чаще поднимаются с поверхности воды; когда емкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).
Откуда берется вода?
ЦЕЛЬ. Познакомиться с процессом конденсации.
МАТЕРИАЛ. Емкость с горячей: водой, охлажденная металлическая крышка.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время: дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Водяная мельница
ЦЕЛЬ. Познакомить с силой воды.
МАТЕРИАЛ. Вертушка, емкость с водой, алгоритм деятельности.
ХОД ИГРЫ. Дети по схеме изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы. Согласно алгоритму деятельности выполняют действия : льют воду на вертушку, наблюдают за ее вращением. Выясняют, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается). Дети делают вывод, что падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение было быстрее.
ВОЗДУХ, где теплее?
ЦЕЛЬ. Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
МАТЕРИАЛ. Два термометра, чайник с горячей водой.
ХОД ИГРЫ. Дети выясняют, если в комнате прохладно, то где теплее - на полу или на диване, т. е. выше или ниже, сравнивают свои предположения с показаниями термометров. Дети выполняют действия: держат руку выше или ниже батареи; не прикасаясь к чайнику, держат руку над водой. Выясняют с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что легче, поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее).
Ветер в комнате («Живая змейка»)
ЦЕЛЬ. Выявить, как образуется ветер, что ветер — это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз.
МАТЕРИАЛ. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
ХОД ИГРЫ. Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить вводу, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды - попадая в стакан через трубочку, 011 вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Подводная лодка
ЦЕЛЬ. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
МАТЕРИАЛ. Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
ХОД ИГРЫ. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия; погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Упрямый воздух (1)
ЦЕЛЬ. Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
МАТЕРИАЛ. Шприцы, емкость с водой (подкрашенной).
ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают шприц, его устройство (цилиндр, поршень) и демонстрируют действия с ним: отжимают поршень вверх, вниз без воды; пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень, когда он вверху и внизу. Взрослый предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий. В конце опыта дети выясняют, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
Сухой их воды
(1 вариант – Салфетка в стакане)
ЦЕЛЬ. Определить, что воздух занимает место.
МАТЕРИАЛ. Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.
ХОД ИГРЫ. Взрослый предлагает детям объяснить, что означает «выйти сухим из воды», воз-можно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне сал-фетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определять, намокла ли салфетка (не намокла, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан, пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.