Получи документы

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе «Юный шахматист»

Ангелина Ганаева
Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе «Юный шахматист»

Программа по обучению детей игре в шахматы «Юный шахматист» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.

Публикация «Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе „Юный шахматист“» размещена в разделах

Актуальность обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОО положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель:

-обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития.

Задачи:

а) образовательные:

-формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;

способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д. ;

-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;

-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;

-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;

-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;

-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

б) развивающие:

-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;

-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;

-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;

-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;

-формировать мотивацию к познанию и творчеству;

-создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

в) воспитательные:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

Форма работы с детьми. Программа рассчитана на один год обучения. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста.

Обучение рассчитано для детей 6-7 лет, наполненность группы 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые.

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.

Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Программой предусматривается 62 шахматных занятия (два занятия в неделю) для подготовительных групп. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей подготовительных групп.

Ожидаемые результаты:

К концу курса дети должны знать: шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

К концу курса дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Юный шахматист»Фотоотчет «Юный шахматист» Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать.

Пояснительная записка к программе по краеведению «Что такое орнамент?» Что такое орнамент? В жизни нам часто приходится встречаться с яркими, красочными узорами, которые делают необычайно привлекательными.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный шахматист» для детей средней группы 4–5 лет Пояснительная записка Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей.

Календарное планирование дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности в подготовительной группе Сентябрь Теоретическая часть Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционным изобразительным материалом и способами их изображения. «.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Ознакомление с эрзянским языком через реализацию дополнительной общеобразовательной программы «Эрзяночка» Современное дошкольное образование направленно на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических, физических.

Пояснительная записка к программе «Тьюторское сопровождение детей-инвалидов в дошкольной образовательной среде» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преобразования, происходящие.

Пояснительная записка к занятию «Мой нос» Пояснительная записка к занятию. Тема занятия «Мой нос». Разработано для детей в возрасте 4- 5 лет. Реализуется в рамках Федерального.

Пояснительная записка к программе кружка «Волшебная бумага. Нетрадиционные техники работы с бумагой» КРУЖОК «Волшебная бумага» (Нетрадиционные техники работы с бумагой) «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках.

Рабочая программа на 2017–2018 уч. год к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Будущий первоклассник» Пояснительная записка. Рабочая дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности «Будущий первоклассник».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе «Юный шахматист»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 14:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД