надежда пермякова
Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана здоровья и физическое развитие
Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является сохранение и укрепление физического и психического здоровья, которое способствует успешной социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательному и эмоциональному развитию. Формирование здорового и безопасного образа жизни направлено на развитие мотивации и готовности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни.
Публикация «Пояснительная записка к программе „Охрана здоровья и физическое развитие“ для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитательная Программа «Охрана здоровье и физическое развитие» для воспитанников 5 класса с ОВЗ составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации.
- Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г. (29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, статья 41)
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -
2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -2020 годы"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676
- Устав школы
Выбор стратегии реализации настоящей Программы сделан с учётом психологических и психофизиологических характеристик воспитанников школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, опираясь на зону их актуального развития. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательной организации, требующий соответствующей экологически безопасной, организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебно-воспитательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.
Для сохранения здоровья необходимо развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения, что формирует желание самосовершенствоваться, позволяет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья видеть и развивать свои личностные возможности.
Создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому, продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта по использованию методов физического воспитания должны стать результатами образования.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально – психологических ситуаций. Образ жизни – это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении поставленной цели.
Всё выше сказанное учитывает Воспитательная Программа по охране и физическому развитию для 5 класса воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни. Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей (неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия; особенности психофизического, соматического здоровья учащихся с недостатками интеллекта; факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья воспитанников; учёт особенностей отношения учащихся коррекционной школы к своему здоровью; формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек).
Цель программы: Создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Задачи программы:
1. Формировать потребностно-мотивационные основы гигиенического и психологического поведения, безопасной жизни, рациональной организации труда, и отдыха, а также навыков заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей.
2. Формировать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осознание происходящих в их организме физических и психических процессов и умение осознанно управлять ими.
3. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании и токсикомании.
4. Учить разумному поведению в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью учащихся.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальной недостаточностью не состоят из одних дыр и дефектов, их организм как целое перестраивается, компенсация протекает в совершенно разных направлениях в зависимости от того, какая ситуация создается, в какой среде ребенок воспитывается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка. Поэтому для каждого воспитанника создается здоровьесберегающее пространство с учетом всех особенностей его развития.
Социальная адаптация, реконструкция эмоциональной, когнитивной и моторной сферы у детей с ограниченными возможностями зависит от своевременной психолого – педагогической коррекции и реабилитации.
Отслеживание динамики происходит посредством мониторинга:
- учебно – воспитательный
- лечебный (на основании заключений медицинских осмотров и индивидуальное сопровождение врачом ребёнка)
-психологический (диагностика обследования и отслеживания)
Критерии психического здоровья
- Уравновешенность.
- Формирование психических процессов.
- Положительное отношение к школе, учебе, труду.
Критерии развития
- Выработка характера, жизненных ценностей, трудолюбия, коммуникативности.
- Формирование правильного и бережного отношения к своему здоровью.
- Формирования адекватного отношения к вредным привычкам и отказ от них.
- Привитие санитарно-гигиенических навыков, умения позаботиться о своем здоровье.
- Улучшение психолого-педагогических условий для здоровья.
- Увеличение детей занимающихся физической культурой и спортом.
- Повышение уровня лечебной и профилактической работы.
- Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей
- Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
-Индивидуальный коррекционно-развивающе-оздоровительный подход к каждому ученику.
Данная Воспитательная Программа не дублирует содержание государственных стандартов по изучаемым предметам; содержит новые знания, предполагает изучение материала в порядке нарастания, представляет интерес для воспитанников. Занятия по данной программе проводятся в форме внеклассного занятия. Отведено 36 часов в год. На каждую тему предусмотрено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Предусматриваются личностно - ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно - развивающие программы для каждого ребенка.
Структура содержания в каждом классе включает 10 разделов:
1 Режим дня и мое настроение 3 ч.
2 Физическая подготовка 6 ч.
3 Что такое экологически чистые продукты 5 ч.
4 Нормы питания 3 ч.
5 Красота и здоровье 5 ч.
6 Экстремальные ситуации. Первая помощь 6 ч.
7 Курить и пить здоровью вредить 2 ч.
8 Смех и настроение 2 ч.
9 Профилактика инфекционных заболеваний 2 ч.
10 Чистота и уют – залог здоровья 2 ч.
Количество часов может варьироваться в зависимости учебных недель и соответствия воспитательных блоков, уровня усвоения. Диагностика программного материала 2 раза в четверть.