Наталья Локияева
Пояснительная записка «Скрапбукинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Скрапбукинг
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, одной из целей, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разностороннее-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Публикация «Пояснительная записка „Скрапбукинг“» размещена в разделах
Что же понимается под творческими способностями в области скрапбукинга?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Я разработала свою авторскую программу кружка по «Скрапбукингу» для детей дошкольного возраста. Работа в кружке была запланирована таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по художественно –творческому развитию. Занятия расширяют и углубляют сведения по работе с бумагой, картоном, лентами, цветными нитками и тд.
Эта программа имеет художественно – эстетическую направленность. В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви к художественно-прикладной деятельности и сумеют почувствовать себя созидателями прекрасного.
Образовательная программа «Скрапбукинг» рассчитана как дополнение к программам основного образования и расширение художественно – эстетической деятельности дошкольников.
Развитие самой программы предполагает обучение детей умению превращать частички окружающего мира в материалы художественные, когда простое красочное пятно превращается в художественный образ: монотипия, текстильный материал, камешки, нитки и т. д. Деятельность детей организуется через погружение эмпирического (жизненного) опыта в художественные образы.
Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы в рамках развития детского творчества в настоящее время состоит из важнейшего условия формирования своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественная деятельность человека во все времена, как среда, созданная человеком, выступает как средство эмоционального воздействия на личность учащихся. Сохранение и продолжение культурных традиций имеет такое же значение для личности подрастающего человека, духовной и нравственной жизни будущего поколения, как сохранение окружающей среды.
Скрапбукинг является тем предметом, который позволяет человеку наслаждаться искусством и ощущать свою принадлежность к опыту своих предков, что послужит средством духовного возрождения России.
Программа содержит установку на познание многообразия свойств разных предметов, которые используются в скрапбукинге, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Скрапбукинг – вид хобби, ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Скрапбукинг это своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй, с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа.
Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем.
В последнее время появляется все больше желающих заниматься скрапбукингом. Распространению этого вида ручного творчества способствуют информационно – компьютерные технологии.
Каждый Мастер отличается своим стилем работы, неповторимостью изделий, имеет свои секреты технологии. Работа с материалами и владение разными техниками дают ему творческие силы, средства к существованию, продляет активную жизнь.
Дети охотно занимаются скрапбукингом. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Человеку, особенно в раннем возрасте, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это дает необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он потом не избрал.
Занимаясь по данной программе, дети овладевают различными техниками и технологиями изготовления открыток, фотоальбомов, коллажей, панно, используя разные материалы (ленточки, бусинки, пуговки, цветочки, рамочки, уголки и т. д., при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающегося.
На занятиях дети осваивают не только тайны ремесла, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Новизной данной программы может послужить объединения традиций различных народов в изготовлении декоративно – прикладных изделий и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологий работы с разными материалами, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из материала и заканчивая его представлением на выставках.
Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Отличительная особенность настоящей программы от других заключается в том, что она, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, опирается на идею создания художественного образа. Художественный образ предмета может рассматриваться только в связи с природой, бытом, историей, национальными художественными традициями. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами декоративно – прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную деятельность.
Таким образом, традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективе развития декоративно – прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности,
контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности.
Программа «Скрапбукинг» очень гибкая, что позволяет руководителю кружка использовать элементы из разных учебных пособий, методик, журналов.
Цель:
- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
Обучающие:
*познакомить с историей и развития скрапбукинга;
*познакомить с основами цветоведения;
*научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;
*научить выполнять сборку и оформления готового изделия;
*научить изготавливать открытки, упаковки для подарков и шкатулки, альбомы для фотографий;
Развивающие:
*развивать творческие способности;
*развивать внимание, образное мышления, фантазию;
*развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
*прививать интерес к данному виду творчества;
*воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца;
*воспитывать экономичное отношение к используемым материалам;
*воспитывать максимальную самостоятельность в творческой деятельности;
Направления:
Расширенное знакомство детей с изделиями в технике скрапбукинга.
Знакомство с некоторыми технологиями декоративно – прикладного творчества.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Обучение и художественное воспитание учащихся в кружке формирует представления о многообразии и увлекательности художественного творчества архитекторов, дизайнеров, конструкторов.
Организация деятельности кружка
Программа работы объединения рассчитана на один год обучение, для детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 40 минут Наполняемость группы 8 – 10 человек. Всего часа (занятия в учебном году).