Фарида Галимова
Показатели воспитания и развития детей на основе использования народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Показатели воспитания и развития детей
на основе использования народного декоративно-прикладного искусства
Осведомленность
1. Имеет обобщенные представления об особенностях жилища народов, населяющих Южный Урал (русских,
башкир и др.).
Русское жилище:
— зависимость пространственной организации жилища от климатических условий (избы с открытыми и крытыми дворами);
— название и назначение основных частей избы : стены, крыша, окна, двери, крыльцо;
Публикация «Показатели воспитания и развития детей на основе использования народного декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
— наличие двух обязательных зон во внутреннем устройстве избы («печная зона» и «красный угол», их назначение.
2. Имеет представления об основных особенностях внешнего (экстерьера) и внутреннего (интерьера) оформления народного жилища Южного Урала.
Русская изба:
— экстерьер: конек, причелина, полотенце, карниз, ставни, наличники;
— интерьер: роспись стен, дверей, потолка, мебели, домашней утвари масляными двухцветными красками.
3. Знает названия:
— отдельных элементов внешнего оформления жилища (конек, причелина, полотенце, ставни и т. п.); уральской росписи (цветы, листья, бутоны, куст в вазе, сова, лев, петушок, курочка и т. п.).
4. Знает о семантике (сущностном значении) народных узоров, отдельных элементов, образов-типов: «древо жизни», «мать-земля», солярные (солнечные) знаки (круг, венок, солнцеворот и др., — о единстве утилитарных и художественных функций народного искусства.
5. Имеет обобщенные представления о назначении народного искусства, о том, что оно является результатом труда человека, об основных его художественных особенностях (жизнерадостность, декоративность, яркость, связи с природой.
6. Понимает художественный язык народного искусства, т. е. выразительные функции цвета, формы, композиции.
Сознательность
1. Убежден в необходимости создания красоты в окружающем мире.
2. Осознает специфику отдельных видов произведений народного искусства, народной росписи.
3. Осознает роль оберегов в защите человека, жилища от злых сил.
4. Осмысленно объясняет семантику (сущностное значение) отдельных элементов образов-типов («древо жизни», «мать-земля», солярные (солнечные) знаки (круг, венок, солнцеворот и т. д.).
Действенность
1. Испытывает потребность в общении с произведениями народного искусства в художественно-творческой деятельности.
2. Стремится к проектированию предметной среды народного быта (эскизы, разработка элементов экстерьера и интерьера жилища, его макетирование и т. п.).
3. Испытывает потребность в бережном отношении к природе, человеку, результатам его труда.
4. Испытывает потребность в создании выразительных образов на основе повтора, вариации, импровизации, в выражении собственного эмоционально-ценностного отношения к искусству, действительности, жизни.
5. Стремится использовать в процессе собственной декоративной деятельности известные элементы, мотивы уральской росписи, башкирского орнамента, а также отдельные приемы росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка»).
Умелость
1. Умеет создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации, выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.
2. Владеет эмоционально-образной, объяснительно-выразительной речью, умеет вести диалог по поводу искусства, связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.
3. Умеет самостоятельно целенаправленно воспринимать художественно-эстетические объекты.
4. Умеет исполнять :
— отдельные приемы уральской росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка»); отдельные элементы (бутон, цветок, листик и др.);
5. Умеет исполнять отдельные виды композиции (по кругу, симметричная, по углам).
6. Умеет использовать в собственной декоративной деятельности цветовое решение уральской росписи: на темном фоне края мотивов — светлые, на светлом — темные.