Лучший педагог года

Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки

Петрова Ольга
Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки

Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Петрова О. К.

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Статинова М. В.

Одной из важнейших гуманитарных проблем в настоящее время является преодоление последствий разлада, возникшего в духовной жизни российского общества и вызванного сменой систем нравственных ценностей на рубеже XX-XXI веков. В этой связи особую актуальность приобретает тема гармоничного взаимодействия человека и культурной среды.

Толерантность:

Публикация «Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки» размещена в разделах

• Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности;

• Гармония в многообразии (моральный долг и политическая правовая потребность);

Добродетель, которая делает возможным достижение мира;

Воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиции равного.

Целостная система воспитания толерантности формируется из:

Воспитанности

• Позитивного взаимодействия с людьми

• Терпимого отношения к другим

• Уважения, принятия

• Отношения к другому с позиции равного.

Таким образом, цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам.

Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное образование – это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.

ПОЛИ – много, многое.

ЛИЧНОСТЬ – человек, как носитель каких-либо свойств.

КУЛЬТУРА – всё, что создано человеческими руками, умом.

ПОЛИКУЛЬТУРА – принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций.

При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует обратить внимание на

направления развития поликультурного воспитания :

• Доброжелательность, вежливость, терпение

• Социальная ответственность

• Критичность мышления

• Мобильность поведения

• Коррекция тревожности, страха

• Коммуникабельность

• Автономность поведения

• Социальная адаптированность

• Социальный оптимизм

• Умения выражать положительные эмоции.

Отношение ребёнка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо :

• Формировать представления о многообразии человеческих отношений.

• Формирование культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов.

• Формирование опыта межнационального общения.

Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие. Её содержание находится в зависимости от поликультурной среды детской группы.

Поликультурная образовательная среда ДОУ, будет эффективно развиваться, если:

• Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающий различные культуры.

• В условиях Детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости.

• В содержание образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур разных народов.

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре реализуются разные СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

• Расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия

• Знакомство с произведениями искусства. Предметами быта и фольклора

• Празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов

• Устное народное творчество

• Художественная литература

• Общение с представителями разных национальностей

• Экскурсии в музеи (музыкальных инструментов, этнографический и т. д.)

• Использование культурного пространства города

• Создание благоприятных условий для расширения круга общения с детьми и взрослыми других национальностей

• Организация выставок и мини-музеев

Восприятие музыкальных произведений

• Постановка танцев народов мира

Основой комфортного полноценного развития личности ребёнка в ДОУ, является включение в педагогический процесс дополнительного этно-календаря:

ЭТНО-КАЛЕНДАРЬ.

1 сентября – Здравствуй Детский сад!

27 сентября – День дошкольного работника.

1 октября – Всемирный день музыки.

24 ноября – День МАТЕРИ.

16 ноября – Международный день ТОЛЕРАНТНОСТИ.

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

21 марта – Всемирный день поэзии.

22 марта – Всемирный день воды. День Балтийского моря.

24 – 31 марта – Неделя «Культура – детям».

27 марта – День театра.

1 апреля – Международный день птиц.

2 апреля – Международный день детской книги.

28 апреля Всемирный день породнённых городов.

18 мая – Международный день музеев.

27 мая – День города.

1 июня – День защиты детей.

Применяя в практике работы с детьми перечисленные средства, формы и методы, мы помним, что поликультурное воспитание дошкольника осуществляется в процессе:

• Формирования любви к своей семье,

• Ознакомление с детским садом и ближайшим к нему окружением,

• Формирования чувства уверенности в себе,

• Развития у детей способности критически мыслить, самостоятельно делать выводы,

Воспитания социальных навыков,

• Развития элементарных представлений об истории и культуре России, о людях других национальностей.

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно.

Цель нашей деятельности:

Способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах, Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности, как одного из важнейших личностных качеств Ребёнка-дошкольника.

В современном обществе все чаще говорят о воспитании человека «мира», то есть человека толерантного, умеющего жить в многокультурной полиэтнической среде и принимать этот мир со всеми его сложностями и многообразием. Как вырастить, воспитать такого человека? Известные ученые, педагоги, общественные деятели говорят о необходимости формирования личности через культуру. В богатствах культуры передается опыт, который каждый должен «освоить и усвоить», подключаясь таким образом к уровню, достигнутому развитием социума. Проблема воспитания культурного человека сложна. Она всегда стояла в обществе и никогда не была решена на 100%. Музыкальное искусство, как часть общей духовной культуры, играет важнейшую роль в развитии гармоничной личности. Именно музыка ориентирована на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра и красоты.

Известно, что главная задача образования помочь ребенку войти в окружающий его сложный мир, а окружающий мир – это звуки, среди которых самые гармоничные (после пения птиц) музыкальные. Это и предметы (среди которых музыкальные инструменты, это и слова (тексты песен, то есть мир, который является неотъемлемой частью человеческого бытия. И музыка, являясь самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, исполняет роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и невидимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Если же мы вводим ребенка в музыкальный мир, то хотелось бы, чтобы этот музыкальный мир таким образом влиял бы на ребенка, чтобы будил в нем положительно-нравственные эмоции, побуждая к хорошим поступкам. Я считаю, главной целью музыкального образования сегодня является воспитание творческой толерантной личности, способной ценить, сохранять и приумножать ценности национальной и мировой культуры. Следовательно, музыка, как самое духовное искусство, способно зажечь в душе каждого ребенка потребность в красоте и доброте, умение сочувствовать другим, стремление к познанию и творчеству, уважение к людям и открытость Миру.

Для выполнения этой сложной задачи необходимо правильно спланировать и построить работу так, чтобы не лишить ребенка радости восприятия окружающего мира, детства…

Мой перспективный план состоит из тематических блоков, включающих следующие формы работы:

• Учебно-игровые занятия;

• Тематические занятия по слушанию музыки;

• Интегрированные учебно-игровые занятия по музыке и изобразительной деятельности:

• Встречи в музыкальной гостиной;

• Тематические праздники и развлечения.

Работа планируется в трех направлениях:

С детьми через:

- проведение тематических блоков занятий, интегрированнных занятий;

- праздников и развлечений, музыкальных гостиниц;

создание предметно-развивающей среды.

С педагогическим коллективом через:

- планирование интегрированных тематических учебных циклов;

- практические и теоретические консультации;

- семинарские занятия.

С родителями дошкольников:

- консультирование по интересующим проблемам

- включение родителей в педагогический процесс (в совместные с детьми выступления, экскурсии и т. д.);

- совместное изготовление костюмов, реквизита, декораций;

Создание актуальных информаторов для родителей: «В мире музыки», «Папа, мама, я – музыкальная семья», «Пойте с нами» и т. д.

В своей работе по освоению поликультурного музыкального наследия дошкольников я опираюсь на развитие слуховой культуры детей. Репертуар по слушанию музыки сформирован мною с точки зрения культуры Петербурга и основан на использовании шедевров музыкальной классики (как русской, так и зарубежной). Дети с интересом слушают музыку П. Чайковсокго, М. Глинки, Н. Римского-Корсокова, А. Хачатуряна, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Э. Грига и других. Слуховое развитие помогает детям активно проявлять свои творческие способности в других видах музыкальной деятельности : музицировании, пении, движении.

Очень хорошие результаты дает работа по развитию вокальных навыков у детей, обучение культуре и пения. В репертуаре по пению, я использую народные песни, а так же музыку современных композиторов-песенников. На протяжении многих лет в детском саду существует вокальный ансамбль «Домисолька», который выступает на различных праздниках, районных и городских конкурсах и даже международных детских фестивалях. Одним из ярких примеров является поездка воспитанников и их родителей в 2013 году в Чехию, город Прага на международный детский конкурс «Пражский звездопад», на котором наши воспитанники стали лауреатами первой степени. Это еще раз подтверждает высказывание, что музыка не знает границ и язык музыки понятен всем людям любой культуры.

Результатом всей совместной работы педагогического коллектива по данной теме стало проведение следующих мероприятий:

• Комплексное занятие экологической направленности «Земля – наш общий дом»

• Проект «Музыка Петербурга»

• Интегрированное занятие «Город твой и мой»

• Проект «Волшебный мир искусства»

• Интегрированное занятие «Путешествие в Лукоморье»

• Интегрированное занятие «Ярмарка» по приобщению к русской народной культуре и художественным промыслам

• Праздничный концерт для ветеранов-блокадников «Мы помним» (проводятся в январе и в мае)

• Праздник «Все мы любим музыку», посвященный всемирному дню музыки

• Праздник, посвященный Дню единства народов «Мир и дружба всем нужны»

В настоящее время мы работаем над новым проектом «Музыка всюду живет».

В заключение необходимо отметить следующее: использование в работе шедевров народного и классического искусства в поликультурном воспитании обеспечивает высокий уровень компетентности дошкольников в музыкальном образовании и способствует развитию толерантности детей.

Публикации по теме:

Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Старший воспитатель.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки Содержание. 1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы. 3 2. Теоретическая часть. 3 3. Практическая часть.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изоискусства 2слайд «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар Педагогами нашего учреждения, в связи с требованиями Образовательной.

Проект «Развитие речи детей посредством классической музыки» Проект по теме: «Развитие речи детей посредством классической музыки» Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности.

Проект «Русское ремесло» в рамках реализации программы «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Проект «Русское ремесло» первый этап реализации программы: «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Этап дошкольного детства.

Развитие потребности в красоте, воспитание культуры посредством музыки «От сладкой музыки всегда мне грустно Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Экологическое воспитание у дошкольников посредством моделированияЭкологическое воспитание у дошкольников посредством моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки
Опубликовано: 16 мая 2018 в 17:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД