Ирина Селезнёва
Помогите зимующим птицам!
▼ Скачать + Заказать документы
«Помогите зимующим птицам».
Стоит зима, метёт пурга,
Сибирская, холодная.
Под снегом скрыты все корма,
Все зёрнышки съедобные.
Летом и осенью на прогулке вместе с детьми мы постоянно наблюдаем за птицами : как они себя ведут, чем питаются; рассматриваем, описываем их. Это помогло выяснить разные интересные вещи: сколько лап, крыльев, клювов у птиц. Кто как двигается: воробей прыгает, скачет; ворона важно расхаживает, изредка подскакивает; голуби ходят, кивая головами и т. д. Кто гулит, кто стрекочет, кто чирикает или каркает; есть ли зубы у птиц.
Публикация «Помогите зимующим птицам!» размещена в разделах
Вместе с детьми подобрали серию цветных картинок по теме: «Птицы – наши друзья». При этом обратили внимание детей на птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются здесь. Проведённая работа помогла сделать вывод : зимой птицам трудно найти корм, и им нужна наша помощь, чтобы потом, летом, они могли уничтожать вредных насекомых. У ребят появилось желание помогать птицам.
Мы предложили детям собрать для птиц корм. Малыши, а потом и родители с удовольствием откликнулись на это предложение.
Для снегирей и щеглов собрали семена сорняков: репейника и полыни – это их любимая пища. Для синиц приготовили семена арбуза, дыни, тыквы, для снегирей – плоды рябины. Для щеглов – зерновые и крупяные отходы. Для всех птиц особое лакомство – подсолнухи. Для дятлов и синиц можно подвешивать на ветки кусочки несолёного сала. А воробьи и голуби любят хлебные крошки.
И вот наступили холода. Зима – самое трудное для птиц время года, которое приносит им много лишений и невзгод (холод, бураны, метели, бескормицу). Но самое страшное для птиц – не холод (у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками); самое страшное – голод. Труднее всего пернатым приходится в середине зимы. Снега много, рябина и калина стоят голые.
Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы – гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к человеческому жилью. В лесу и в поле пропитания сейчас они не добудут, вот и стараются быть поближе к людям. Птички жмутся поближе к человеку, знают: он не оставит в беде, накормит.
Зимой холодно и чтобы согреться, птицам надо летать, а полёт требует много сил. Поэтому птицы много едят. Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы. Где они добывают корм зимой? Воспитатель рассказывает, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны детям за заботу о них.
Вместе с детьми мы приняли решение сделать кормушки для птиц.
И вот этот день настал. Дети принесли кормушки и домики для птиц.
Вот здесь-то и пригодились запасы, которые делали летом и осенью. Насыпали корм в кормушки – вот и готово угощение.
- Когда мы уйдём, прилетят птицы, и будут клевать, - разъяснил ребятам воспитатель.
Малыши решают, что теперь каждое утро будут выносить корм для птиц, следить, чтобы крошки со стола, остатки сыра, хлеба, каши взрослые собирали в отдельные пакеты.
Одну из кормушек мы повесили так, чтобы её было видно из окна группы (для последующих наблюдений за птицами, что очень важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к птицам). Дети систематически подкармливают птиц, особенно в периоды снегопада и длительных похолоданий. Если еда закончилась, синички напоминают об этом: стучат клювом в окошко – нам пора есть, вы не забыли об этом?
Вот и нам узнать дано,
Как зима стучит в окно.
А в окно синица ломится,
Хочет сало поклевать
И мечтает познакомиться,
С кем ей нынче зимовать.
Ежедневно с большим интересом мы продолжаем наблюдать за птицами. Особенно удобно во время птичьего «обеда» наблюдать за их повадками, сравнивать по размеру и окраске, подмечать, какой корм предпочитает та или иная птица. Обязательно стоит отметить особенности каждого вида: форму клюва, длину хвоста, цвет оперенья на голове, грудке, крыльях – это пригодится во время зарисовок.
Весёлые маленькие гости благодарят за угощение, показывают разные фокусы: скачут то вбок, то вверх, качаются и кувыркаются на ветках.
Во время наблюдений, дети сами учатся находить ответы на поставленные вопросы: «Что любят птицы? Они клюют или жуют корм? Чем клюют? Какие птицы прилетели? Кто первый, самый храбрый?». Делают выводы.
Когда ветрено, птиц прилетает меньше. Когда прилетают птицы покрупнее, маленькие стараются держаться подальше. Когда стоял лютый мороз, пёрышки синичек были покрыты инеем. Обратили внимание, что в прошлом году чаще прилетали снегири, свиристели, щеглы. А в этом году, в основном, синички, воробьи да голуби, и только изредка прилетит свиристель или стайка снегирей.
За зиму наши кормушки и домики посетило очень много птиц. Синицы, воробьи, снегири прилетали стайками по 10-15 птичек. Свиристели – парами. Наведывалась сорока. Навестил нас поползень. А голубей мы ходили кормить за территорию детского сада.
Также мы предложили родителям сделать кормушки для птиц за городом. И там они наблюдали за своими подопечными вместе с детьми.
Всю зиму дети вместе с нами и со своими родителями подкармливали птиц, фотографировали их, делали поделки, зарисовки, сочиняли рассказы.
Конечно, и за пределами города, наша помощь пригодилась птицам, особенно дятлам и щеглам.
Мы много беседовали с детьми о птицах, об их пользе. Разучивали стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки о пернатых.
Каждый день в альбоме «Наши славные дела» появляются новые страницы, рассказывающие о том, как дети зимой помогают птицам.
Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями и соснами, снегири с ярко-красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синицы и воробьи, с нетерпением ждущие корма – всё это прекрасный мир зимней природы. Он ждёт от нас внимание и защиты. Но чтобы его защитить – надо его узнать и полюбить.
ПОДКАРМЛИВАТЬ ЗИМОЙ ПТИЦ – РАБОТА НЕ СЛОЖНАЯ, А ПОЛЬЗА БОЛЬШАЯ.