Екатерина Бондаренко
Помощь педагогам с эмоциональными трудностями
▼ Скачать + Заказать документы
1 шаг: Определите отношение воспитателя к работе
Выслушайте жалобы воспитателя. Обратите внимание на фразы-маркеры, которые указывают на то, что его негативное эмоциональное состояние отражается на работе или обусловлено ей. Отмечайте в речи педагога фразы: «тяжело», «все время усталость», «устаю все больше», «не хочу», «не могу», «заставляю себя», «надоело», «никому не надо», «не могу отдохнуть», «плохо себя чувствую на работе», «в голове вертятся плохие мысли о работе», «хочу уйти», «я поняла, что это не мое». Распознавайте психологические особенности воспитателя, который утратил позитивное отношение к работе. Такой педагог оценивает свои профессионально важные качества негативно или двойственно: например, «слишком добрая», «защищала себя, но зря». Он видит худшее в детях и коллегах, берет в опыт – то есть осознает, запоминает – недостатки, сложности, провалы. Свой труд в детском саду ему кажется бессмысленным.
Публикация «Помощь педагогам с эмоциональными трудностями» размещена в разделах
2 шаг: Используйте активный расспрос
Используйте жалобы воспитателя как точку входа для работы с ним. С помощью активного расспроса исследуйте их. Задайте вопросы: «Что именно беспокоит?», «Что сложнее всего?», «Когда появилось?», «Бывает ли иначе?», «Бывает легче, когда?», «Что вы делаете, когда это чувствуете?», «Что вы чувствуете, когда так делаете?», «Какую помощь хотели бы получить от меня?» Когда педагог упоминает физиологические симптомы, определяйте их психологический смысл. Так, фоновое чувство усталости отражает сопротивление. Сонливость может свидетельствовать о желании «спрятаться» от реальности, а бессонница – о потребности выделить личное пространство. В изменениях аппетита проявляются желания и власть.
3 шаг: Проанализируйте эмоции педагога
Совместно с воспитателем проанализируйте, о чем могут говорить его эмоциональные трудности. Объясните ему, что эмоции контактны. Это значит, что они всегда «о ком-то или о чем-то», направлены к другому человеку или окружающему миру и настраивают на действия. Расскажите, что эмоции – это энергия, чтобы изменить или сохранить дистанцию с другими людьми и миром, подсказка о том, как будут развиваться взаимоотношения. Одни из них указывают на то, что дистанцию можно сократить, контакты развивать, «дорога открыта», другие – на необходимость усилить личные границы, прервать или изменить контакт, «прикрыть двери» или уйти. Объясните, что эмоции выражают потребности человека: «если вы что-то чувствуете – значит, вам что-то нужно». Подведите итог: «эмоции – это жизненно необходимые сигналы нашего самочувствия».
4 шаг: Определите, какова задача негативных эмоций
Расскажите воспитателю о «посланиях», которые несут в себе негативные эмоции – они свидетельствуют о психологических задачах, которые он может не осознавать, но хочет реализовать. Определите, что это за эмоция, по формулировкам, которые использует воспитатель: гнев – «злюсь», «раздражаюсь», «внутри кипит», «ненавижу»; тревога – «что будет», «а вдруг», «смогу ли»; обида – «вспоминаю и плачу», «за что», «не ожидал (-а) такого»; нежелание – работать, общаться, учиться новому. Обсудите, для чего могут быть нужны воспитателю его эмоции. Например, гнев может быть необходим, чтобы изменить ситуацию: что-то перестроить, сделать иначе, изменить положение дел; тревога – чтобы соблюдать баланс между тем, чего нужно и чего не нужно избегать; обида – чтобы указать на тупик в каком-то аспекте отношений или на незаконченную ситуацию: «что-то не сказано», «не понято», «не завершено».
5 шаг: Найдите способ выразить эмоцию
Когда вы определите, какие потребности скрываются за эмоциональными трудностями, обсудите их совместно с воспитателем и вместе найдите способы их реализовать. Работайте с воспитателем, чтобы он смог рационально осознать значимость умения понять и выразить свои эмоции. Скажите ему: «игнорировать свои негативные состояния – значит, отказывать себе в праве прояснить ситуацию, защититься, сделать собственный выбор, отказаться от непрошеного или неприятного вторжения». Когда человек понимает функции своего эмоционального состояния и позволяет себе искать приемлемые способы, чтобы его выразить, а не подавить, он помогает себе повысить качество жизни и изменить негативное состояние.
6 шаг: Наращивайте эмоциональное благополучие
Работайте над тем, чтобы наращивать эмоциональное благополучие воспитателя. Эмоционально благополучен тот человек, чьи переживания способствуют полноценному контакту с миром, окружающими людьми и самим собой. То есть его чувства помогают лучше понять себя, других, прояснить свои цели. Это относится и к негативным эмоциям – печали, скуке, гневу и раздражению. Хотя переживать их неприятно и тяжело, попытки «спрятаться» от таких чувств, подавить их в себе приводят к худшим последствиям.
7 шаг: Обучите педагога приемам, чтобы работать над собой
Обучите воспитателя приёмам, которые помогут повысить его эмоциональное благополучие. Расскажите ему, как важно заботиться о себе, в том числе на физическом уровне: для этого – отдохнуть, «привести себя в порядок», обустроить квартиру так, как нравится. Объясните, как установить контакт с собой, прислушиваться к своим сигналам. Попросите воспитателя стремиться прямо и ясно выражать свои эмоции, учиться просить о помощи. Порекомендуйте приемы, чтобы «жить от первого лица», здесь и сейчас, а также оздоравливать свой внутренний диалог. Дайте рекомендации.