Елена Губарева
Помощь учителя-дефектолога в процессе формирования познавательного интереса у младших школьников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированность у ученика познавательного интереса – это залог успешного обучения. При поступлении в школу у большинства детей даже с нормой развития этот интерес очень невысокий, но его наличие является пусковым механизмом процесса познания. Присущие младшим школьникам любознательность и любопытство постепенно помогают трансформировать первичные познавательные стремления в стойкую учебную потребность. Этот процесс достаточно длительный, предполагающий поэтапное формирование высшей учебной мотивации, основанный на индивидуальных личностных особенностях каждого ребенка, на появлении у него внимания к результатам собственного учебного труда и к его общественной оценке.
Публикация «Помощь учителя-дефектолога в процессе формирования познавательного интереса у младших школьников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» апрель 2024
Дети, имеющие нарушения интеллекта, могут вообще не испытывать потребности в познании, либо она бывает очень незначительна. Как правило, для таких детей в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра, поэтому их представления об окружающем мире очень узкие, упрощенные, искаженные.
Вся психическая деятельность школьников с умственной отсталостью имеет стойкие нарушения. Наряду с отставанием от нормы имеет место заметное своеобразие личностных характеристик и процесса познания. Развитие таких детей замедлено, зачастую отягощено недоразвитием различных анализаторов (зрения, слуха и т. д.)
Психические процессы у детей с умственной отсталостью инертны, пассивны. Рассмотрим их некоторые особенности.
Интеллектуальная деятельность характеризуется вялостью, равнодушием, безынициативностью. Мышление поверхностно и стереотипно. Снижены функции всех мыслительных операций (анализ, синтез, конкретизация, умение сравнивать, обобщать и т. д.) Дети приступают к выполнению задачи, не понимая цели задания, не имея собственного плана действий, не поняв инструкции. Отсутствует критичность мышления.
Процесс восприятия так же замедлен, отличается малым объемом. Неточность и неспособность дифференциации тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых ощущений вызывает трудности ориентации детей в окружающей действительности. Обобщенность процесса нарушена : умственно отсталые дети всегда испытывают сложности с определением главного, с трудом устанавливают взаимосвязь между второстепенными членами, отстают в понимании времени и пространства.
Слабость памяти заключается не только в низкой точности и прочности сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Чаще всего бывает так, что незначительные, случайные, второстепенные признаки воспринимаются и запоминаются гораздо ярче, чем явные, логически правильные, важные свойства. В работе с умственно отсталыми школьниками часто можно столкнуться с крайней рассеянностью, забывчивостью, вызванными защитным торможением нервной системы при ее переутомлении.
Внимание детей с нарушениями интеллекта тоже имеет ряд выраженных недостатков: оно более замедлено, малоустойчиво, с трудом переключается и распределяется, характеризуется низкой произвольностью. Детям трудно длительное время удерживать внимание на каком-то одном занятии. Они чаще всего бросают незаконченное дело при малейшей потере интереса.
Воображение фрагментарно и схематично, так как базовых возможностей для его формирования крайне мало.
Процесс речи также очень беден. Всем компонентам языковой системы свойственно недоразвитие. Словарный запас скудный, понимание речи затруднено, лексико-грамматические основы усваиваются слабо.
Психологические особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью затрагивают эмоциональную и волевую сферу.
Эмоции частично присутствуют, но они поверхностны, мимолетны и нестабильны. Дети почти полностью лишены специфических волнений, которые порождают интерес к познавательной работе и начальную учебную мотивацию.
Волевая сфера очень слаба. В ней отсутствует инициатива; побуждения и намерения очень слабы. Обучающиеся с нарушениями интеллекта предпочитают легкие пути, не требующие волевых усилий, при наличии трудностей зачастую проявляют упрямство и негативизм.
Поскольку работа по преодолению вышеозначенных дефицитов строится на стимуляции и развитии естественных познавательных интересов, то поле деятельности учителя-дефектолога в этом направлении чрезвычайно широко. Его помощь учащимся и учителям является крайне важной.
Глобальной целью работы учителя-дефектолога по формированию интереса к учебной деятельности у детей с нарушениями интеллекта является благоприятная адаптация и социализация данной категории обучающихся к начальной школе, помощь в усвоении образовательной программы.
Цель определяет несколько основных задач:
1. Коррекция личностных дефицитов, развитие основных психологических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти и т. д.)
2. Формирование положительной мотивации к учебе с помощью разнообразных методов и средств (смена форм проведения занятий, привлекательная наглядность, доступность материала, распределение нагрузки, использование ИКТ и т. д.);
3. Развитие коммуникативных навыков, организация привлекательного общения, обучение сотрудничеству и взаимопомощи, обогащение социального опыта.
Коррекционную работу с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта, необходимо строить, соблюдая следующие условия:
- личностно-ориентированный подход;
-использование активных форм занятийной деятельности;
-профилактика переутомления: использование разнообразной наглядности, чередование разных видов деятельности, соблюдение режимных моментов, подача материала небольшими частями, использование игровых приемов и т. д. ;
-эмоционально-благоприятная атмосфера;
-создание ситуации успешности;
-доброжелательность и педагогический такт.
Формы организации работы могут быть как индивидуальные, так и групповые.
Начинать занятие рекомендуется с организационного момента, который включает в себя приемы привлечения внимания, создание благоприятной эмоциональной обстановки, упражнения для активизации высших психических функций (восприятия, памяти, мышления). Организационный момент помогает настроиться на учебный лад, сосредоточится, сформировать положительную мотивацию.
Речь педагога, ее положительный настрой, невысокий темп, четкость и эмоциональная окрашенность играют немаловажную роль.
Устная подача материала должна сопровождаться необходимой наглядностью (т. к. зрительные образы лучше фиксируются в памяти, включением практических упражнений, заданиями, требующими самостоятельной работы.
Высокие результаты дает опора на личный опыт обучающихся и их чувственные познания, а так же на более сохранные дефициты.
Хорошо зарекомендовали себя такие методы:
-наглядно-действенные;
-демонстрационные;
-опытно-экспериментальные;
-практические;
-игровые;
-здоровьесберегающие;
-моделирование проблемной ситуации;
-задания-поручения.
При подготовке занятий необходимо опираться на ведущие мотивы обучающегося. Это может быть интерес к обстановке кабинета, к личности педагога, вид оценки деятельности, особое поощрение, предварительная подготовка к занятию, сюрпризный или игровой момент, интерес к изучаемой теме и т. д.
Помимо этого, нужно обратить внимание на соблюдение обязательных условий организации занятий по развитию познавательных интересов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью :
- гуманный подход и стимулирующее дружелюбие учителя-дефектолога;
- опора на удовлетворение детских коммуникационных потребностей, организация общения с педагогом и сверстниками;
-насыщение мыслительного процесса приятными эмоциями, новыми чувствами, интригующими ощущениями;
-развитие любознательности с учетом личностных интересов и способностей;
-воспитание веры в свои силы и возможности; развитие умения адекватно оценивать свою работу;
-формирование ответственности за выполнение и результат учебной деятельности;
-обеспечение ситуации успеха, стимуляция и фиксация внимания на положительных чувствах от результата учебного труда;
-применение разнообразных видов педагогической оценки;
-использование при подготовке учебного материала фактора новизны, расстановка акцентов на противоречии новых знаний и житейского опыта обучающихся, обеспечение возможности применить изученное на практике;
-введение игровых элементов на всех этапах занятия;
-использование педагогически привлекательной для обучающихся наглядности (ИКТ, видео, конструкторы, робототехника и т. д.).
Для повышения мотивационной готовности и познавательной активности учитель-дефектолог может использовать на занятиях следующие приемы:
1. Приемы, активирующие учебную потребность:
• создание ситуации творческого поиска, интриги, таинственности для зарождения непроизвольного интереса;
• проецирование собственного эмоционально-положительного состояния на обучающихся;
• применение уже усвоенного опыта для получения нового, проекция предыдущего успеха от учебного достижения на последующее, предвосхищение положительного результата;
• объяснение важности учебной цели, ее значимости для окружающих и самого обучающегося.
2. Приемы, стимулирующие и развивающие волевые усилия, формирующие желание достичь цели:
• обучение способам постановки реальных целей, пониманию соотношения затраченных усилий к сложности поставленного задания;
• применение упражнений, помогающих определить промежуточные цели и адекватно оценивать их значимость по сравнению с целью конечной;
• развитие способности предвосхищать и предупреждать трудности, возможные на пути реализации поставленной задачи;
• переключение внимания обучающегося на более доступное и успешное задание для профилактики потери интереса и негативной реакции при возникновении трудностей;
3. Приемы, помогающие осознать успешность своей деятельности и получить удовлетворение от результата работы:
• демонстрация результатов труда и их публичная положительная оценка, удовлетворяющая потребность в признании, престиже, соревновании;
• похвала даже за небольшую удачу, подкрепление возникшего учебного мотива;
• предвосхищение перспективы положительного результата и помощь в осознании значения деятельности, закрепление удачной мотивационной линии.
Положительная учебная мотивация, познавательная потребность, интерес к школьной деятельности не формируются самопроизвольно, сами по себе. Поэтому учителю-дефектологу необходима основательная предварительная работа по изучению специфики развития и поведения каждого «особого» ребенка, знакомство с его возможностями и интересами, уровнем коммуникативных навыков, зонами «ближайшего развития». Особенности детей с умственной отсталостью требуют от педагога больших энергетических затрат и эмоциональных ресурсов, огромного педагогического такта, терпения и даже актерских способностей. Это взрослый, который должен «заражать» радостью общения и познания, вести за собой, стать образцом для подражания. Именно живая и приятная атмосфера взаимоотношений, построенных педагогом и учеником, является предпосылкой успешной деятельности обоих. Обучающийся с нарушением интеллекта, овладевший психологическими навыками учебного труда в первые годы школьной жизни, в последствие гораздо легче усваивает образовательную программу; он более стрессоустойчив, самостоятелен и социализирован. Воспитать познавательные интересы у большинства таких детей можно (конечно, с учетом их особенностей, причем это будет обусловлено учебной мотивацией широкой социальной значимости, отношением к процессу учебы, как к необходимой, важной и увлекательной деятельности.