Получи документы

«Поможем маленьким человечкам» — (ТРИЗ) старший дошкольный возраст

Ольга Сердюк
«Поможем маленьким человечкам» — (ТРИЗ) старший дошкольный возраст

Цель: Познакомить детей с предметами в разных физических состояниях вещества (твёрдые, жидкие, газообразные, используя метод ТРИЗа – метод маленьких человечков.

Задачи: Познакомить детей с маленькими человечками, которые во всех веществах ведут себя по-разному.

Развивать интерес к исследовательской деятельности, к поисковой активности.

Создать условия для развития творческого воображения.

Побуждать детей самостоятельно делать выводы и обобщения.

Упражнять в установлении причинно-следственных связей в явлениях неживой природы.

Публикация «„Поможем маленьким человечкам“ — (ТРИЗ) старший дошкольный возраст» размещена в разделах

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Воспитывать культуру общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную деятельность.

Оборудование:

письмо от Матушки – Земли;

книга сказок; подсказки для детей;

3 стола: на 1-м - камень, стекло, глина, металл; 2 - молоко, вода, сок; 3 - плотно закрытые пузырьки с пахучими жидкостями и веществами;

набор карточек «маленькие человечки» по количеству детей;

мольберт;

картинки: гора, вода, дым, стекло, железо, дерево, духи, песок, проволока и т. д. ;.

Схемы твёрдых, жидких, газообразных предметов;

Игрушки: машина, корабль, ракета

Обручи; смайлики улыбающиеся и грустные.

Ход:

1. Воспитатель обращает внимание на то, что в группу принесли письмо.

- Ребята, посмотрите, принесли письмо. Интересно от кого? (воспитатель и дети рассматривают письмо). Это письмо от Матушки – Земли.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Матушка – Земля. У меня гостили друзья – маленькие человечки. Им надо отправляться домой, но в какой вид транспорта необходимо им сесть, они не знают. Помогите им! Рассадите человечков в нужный транспорт

-Вот какие интересные человечки (достаёт из конверта, и показывает детям).

-В письме ещё, что-то написано, читает:

«Чтобы вам было легче, посылаю книгу и подсказки, по которым вы будете помогать человечкам. Думаю, что вы сможете им помочь. Спасибо! До свидания! Ваша Матушка – Земля».

-Поможем человечкам? (да)

2. -Вот и первое задание: «Прочитать сказку о маленьких человечках»

-Усаживайтесь удобнее и слушайте внимательно. (читает сказку)

«Сказка о маленьких человечках»

Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им стало так обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил «Давайте возьмёмся крепко за руки и пойдём из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали. Но тут вот, что случилось.

Только они взялись за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твёрдый камень, какое прочное стекло, железо и дерево», – говорили все вокруг. «Что это с нами случилось? - удивились человечки, - мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало весело и так хорошо, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали крепко держаться за руки, то превратились в бумагу, ткань, песок, проволоку. И их опять все увидели, так они находились все вместе. Ещё радостнее стало маленьким человечкам, и они стали пританцовывать на месте поставив руки на пояс. Как только это сделали, с гор побежала вода. «Значит, если мы будем крепко держаться за руки или просто быть рядом, не держась друг за друга, то будем твёрдыми веществами, а если, поставим руки на пояс, то будем жидкостями», - сказали человечки. А самые не послушные человечки не хотели держаться за руки, стоять рядом, а пританцовывать тем более не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, ветер, дым, туман и запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки. В твёрдых веществах они крепко держатся за руки или просто стоят рядом друг с другом. В жидкостях они пританцовывают, поставив руки на пояс. В газообразных веществах человечки бегают и прыгают».

- Ребята, вы поняли, что это за человечки?

- Где они живут?

- Я предлагаю вам превратиться в маленьких человечков и поиграть.

3. Проводится игра: «Маленькие человечки».

Воспитатель показывает картинку с изображением предмета. Дети изображают, какие человечки живут в этом предмете (твёрдые, жидкие, газообразные). Твёрдый предмет – дети крепко держатся за руки или соприкасаются тыльными сторонами ладошек. Жидкий предмет – дети держат руки на поясе. Газообразный – дети двигаются.

4. - Вот наша вторая подсказка (нарисован твёрдый человечек)

-Подойдём к столу, где изображён такой же человечек.

Эксперимент «Твёрдые предметы».

-Рассмотрите, какие предметы лежат на столе. (Дети подходят к столу, берут предметы.)

Вопросы к детям:

-Какие предметы лежат на этом столе? (камень, железо, кусочек дерева, пластмассовая коробочка и т. д.)

-Скажите, какие в них живут человечки, как они себя ведут?

-Почему вы решили, что эти человечки крепко держатся за руки?

Дети проводят экспериментальную работу: стараются сломать предметы, отделить от них часть.

Делают вывод, что человечки так крепко держаться за руки, что предметы трудно сломать. (воспитатель показывает схемы твёрдых человечков).

-Есть такие твёрдые предметы, которые можно согнуть, порвать.

-Как вы думаете, что это за предметы? ( дети называют: проволока, ткань, бумага, спичка и т. д.)

В этих предметах тоже живут твёрдые человечки, только они держаться не так крепко и группами (воспитатель показывает и рассматривает с детьми схемы)

5.- На третьей подсказке нарисован жидкий человечек. Давайте подойдём к столу, где изображён такой же человечек.

- Что стоит на этом столе? (сок, молоко, вода, чай)

- Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков?

Проводим экспериментальную работу. Отделяем часть жидкости. Потом снова соединяем. Переливаем из одной ёмкости в другую.

- На этом столе собраны разные жидкости. В них живут человечки, которые не держаться за руки, а стоят рядом друг с другом и держат руки на поясе, поэтому они могут друг от друга отделяться. (воспитатель показывает и рассматривает с детьми схемы).

6. -На следующей подсказке нарисован газообразный человечек.

- К какому столу нам надо подойти? (правильно, к тому столу, где находятся предметы, в которых живут газообразные человечки).

- Что мы видим на этом столе?

Дети: На этом столе стоят коробочки. Коробочки сделаны из пластмассы. Пластмасса - это твёрдое вещество. В нем живут человечки, которые держатся за руки.

- А хотите, я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте. Поставьте перед собой ладошки и помашите ими на себя. Чувствуете, как что-то стучит вам по щёчкам?

-Что это? (воздух, ветерок)

- А вот в этих коробочках тоже живут такие человечки. Откроем коробочку, и вы их почувствуете. (Дети определяют, какие запахи (находятся) живут в коробочках. Воспитатель предлагает рассмотреть схемы газообразных человечков.)

7. Физминутка: Игра «Найди свой домик»

Детям раздают картинки с предметами разного агрегатного состояния. В обручах находятся схемы маленьких человечков (жидкий, твёрдый, газообразный). Дети под музыку прыгают, между обручами. По окончании музыки дети должны занять свой домик.

7. Вот мы с вами рассмотрели и нашли, где живут наши человечки, а теперь человечки предлагают поиграть с ними ещё в одну игру, которая называется «Хорошо-плохо». Давайте сядем на ковёр. Перед вами лежат картинки различных предметов, вы по очереди должны взять картинку и рассказать, что в этом предмете хорошо, а что плохо.

( Камень: тяжёлый – плохо, может пригодиться в строительстве – это хорошо. Вода: можно промокнуть и заболеть – плохо, можно утолить жажду – хорошо.)

8. - Вот и последняя подсказка. Перед вами 3 вида транспорта один - едет в горы, другой - везёт на море, а третий - летит в космос.

- Надо разместить наших человечков в свой транспорт. (дети рассаживают человечков на свои места)

-Молодцы ребята, вот мы и помогли человечкам занять нужный транспорт и отправиться домой. Вы справились.

9. Как нам сообщить Матушке – Земле, что мы помогли человечкам занять свой номер транспорта? ( ответы детей: написать письмо, нарисовать человечков). Вот мы сегодня вечером и напишем письмо Матушке – Земле, где вы расскажите, как помогали человечкам.

10. рефлексия:

- Если вам понравилось помогать человечкам, поместите на доску смеющийся смайлик. Если вам не понравилось помогать, то поместите на доску грустный смайлик.

Публикации по теме:

Макет для игр ПДД. Старший дошкольный возраст.Макет для игр ПДД. Старший дошкольный возраст. Хочу поделиться с Вами опытом по изготовлению макета для игр по ПДД и дорожных знаков из бросового материала. Макет для игр по ПДД. (напольный.

Проблемно-игровая образовательная ситуация «Поможем Буратино» (старший дошкольный возраст) Проблемно-игровая образовательная ситуация «Поможем Буратино» (старший дошкольный возраст) Интеграция образовательных областей «Коммуникация»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Поможем маленьким человечкам» — (ТРИЗ) старший дошкольный возраст
Опубликовано: 16 мая 2015 в 19:01
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД