МААМ-картинки

Инновационные технологии в общей и специальной педагогике

Екатерина Качалова
Инновационные технологии в общей и специальной педагогике

Понятие «инновационные технологии» в общей и специальной педагогике.

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии». Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами : В. П. Беспалько, М. В. Клариным, Г. К. Селевко и другими.

Публикация «Инновационные технологии в общей и специальной педагогике» размещена в разделах

Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Об инновациях в образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины “инновации в образовании“ и “ педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности. Также, в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия:

В. П. Беспалько считает, что педагогическая технология - совокупность средств и методов воссоздания, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования.

По определению М. В. Кларина, педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели.

Г. К. Селевко определяет педагогическую технологию следующим образом : «Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов».

Исходя из приведенных выше определений, можно сделать вывод, что, педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, а также их взаимодействия для достижения поставленных целей.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Модернизация системы образования связывается, в первую очередь, с введением в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления.

Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоёмкости.

В. П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогической технологии» пишет: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое мастерство».

Анализируя результативные исследования в области образовательных технологий, В. В. Гузеев выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются:

1) укрупнение дидактических единиц;

2) планирование результатов обучения и дифференциация образования;

3) психологизация образовательного процесса;

4) компьютеризация.

Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиций деятельностного подхода позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать следующим образом:

1. Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (явно или неявно). Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации, последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия.

2. Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения, который предлагает педагогическая технология, состоит в том, что они формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

3. Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе и, исходя из этого, осуществление разноуровневого обучения.

4. Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения;

5. Ориентация учащихся, цель которой - разъяснение основных принципов и способов обучения, контроля и оценки результатов, мотивация учебной деятельности.

6. Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями, где акцент делается на дифференцированную самостоятельную работу учащихся с подготовленным учебным материалом. Здесь характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения. Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, "погружение" и т. п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла УПД). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

7. Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах:

1) входной - для информации об уровне готовности учащихся к работе.

2) текущий или промежуточный - после каждого учебного элемента с целью выявления пробелов усвоения материала и развития учащихся (контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, с последующей коррекцией усвоения).

3) итоговый – (оценки уровня усвоения).

8. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности: наряду с традиционными контрольными работами проводится тестирование, и используются более гибкие рейтинговые шкалы оценки.

Для включения технологий в воспитательно - образовательный процесс образовательного учреждения (ОУ, выделяют следующие условия: - изменения цели образования в ОУ (научить учиться)

- переход на новые стандарты обучения - сокращение в базисном плане количества часов на изучение отдельных предметов - аттестация педагогических кадров (по О. Б. Епишевой) .

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Сегодня использование инновационных технологий находит свое отражение не только в общеобразовательных школах, также, возросшие требования к образованию детей с нарушениями развития в современных социокультурных условиях определяют необходимость модернизации содержания образования в специальных (коррекционных) организациях, обуславливают необходимость поиска новых педагогических технологий их обучения и развития. Возросшие требования к образованию детей с нарушениями развития в современных социокультурных условиях определяют необходимость модернизации содержания образования в специальных (коррекционных) организациях, обуславливают необходимость поиска новых педагогических технологий их обучения и развития.

Основная идея этих технологий состоит в том, чтобы “компенсировать” и “сверхкомпенсировать” имеющийся недостаток развития ребенка, и, таким образом, облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к нормальному образованию и, в конечном итоге, достигнуть социальной полноценности. Включение компьютерных технологий специалистами - дефектологами в различные содержательные области специального образования, начиная с первых лет дошкольного обучения, позволяет использовать их в качестве инструмента учебно - воспитательной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития, этапным задачам коррекционного обучения каждого ребенка.

Компьютерные технологии, по сравнению с другими средствами создают реальную возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях ДОУ, класса, обеспечения каждому ребенку адекватных, лично для него, темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи. Также, не исключается сочетание традиционных методов обучения и современных инновационных технологий.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом, обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать новые инновационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Наличие разнообразных инновационных образовательных технологий, в основе которых лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т. е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную личность.

Инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса, как обучения, так и воспитания, взгляда на ученика как на субъект деятельности. Необходимость в переосмыслении возникает в связи с переходом к новым типам мышления и новым способам преобразования действительности.

Таким образом, под инновационными технологиями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. А эффективность инновационной деятельности педагога, как общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) ОУ во многом зависит от комплекса мер по ее обеспечению — методологическому, программно-методическому, организационно - педагогическому и техническому.

Публикации по теме:

Инновационные технологии в ДОУ Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития.

Инновационные технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Аткарск, Саратовской области. Тема: «Инновационные технологии в ДОУ» Старший воспитатель,.

Фотоотчет «Муниципальный семинар «Инновационные технологии в ДОУ»Фотоотчет «Муниципальный семинар «Инновационные технологии в ДОУ» В нашем детском саду прошел муниципальный семинар «Инновационные технологии в ДОУ». Уважаемые гости и участники семинара! В этот мартовский.

Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Инновационные технологии по социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой Выполнила: воспитатель детского сада №16 Самигуллина Карина Фаритовна.

Инновационные технологии в ДОУ. Танграм — головоломка из картона Инновации — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых,.

Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников Понятие «физическое воспитание дошкольников» включает в себя не только комплекс традиционных упражнений, но и ряд других факторов, влияющих.

Инновационные здоровьесберегающие технологии Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту. Цель: формирование у дошкольников.

Инновационные здоровьесберегающие технологии. Мозжечковая стимуляция Мозжечковая стимуляции. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты.

Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике В настоящее время существует достаточно большое количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвященных проблеме.

Здоровьесбережение, как инновационные педагогические технологииЗдоровьесбережение, как инновационные педагогические технологии К инновационным педагогическим технологиям можно отнести: • здоровьесберегающие; • технологии проектной и исследовательской деятельности;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии в общей и специальной педагогике
Опубликовано: 19 мая 2019 в 19:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД