Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) как психолого-педагогическая проблема.

Юлия Захарова
Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) как психолого-педагогическая проблема.

На основе системного анализа речевых нарушений Р. Левина впервые дала определение «общее недоразвитие речи» и сделала вывод, что ОНР может проявляться не только в ограниченном словарном запасе, аграмматизмах, дефектах звукопроизношения и фонемообразования, но и наблюдаться при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии. Кроме того, в большинстве случаев при этом нарушении имеет место не только недоразвитие, но и системное расстройство речи.

Речевое недоразвитие у детей с ОНР может проявляться по-разному: от полного отсутствия речи к развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В зависимости от степени проявления дефекта, Р. Левина условно выделяет три уровня общего недоразвития речи. У детей с первым уровнем ОНР наблюдается полное или практически полное отсутствие словесных средств в общении, присутствуют звукоподражания и звукокомплексы, которые непонятны окружающим. Дети могут пользоваться отдельными общеупотребительными словами, но, как правило, эти слова имеют искаженную структуру и звуковое оформление. Морфологические элементы языка для выражения грамматических значений отсутствуют, дети почти полностью не понимают значения грамматически измененных слов. Обращенную речь дети понимают ситуативно, пассивный словарь значительно шире, чем активный.

Анализ работ показал, что дети со вторым уровнем ОНР имеют более высокую речевую активность. Наблюдается фонетическое и грамматическое искажение фразовой речи, бедный словарный запас, грубые ошибки по использованию многих грамматических форм, согласований слов, пропуски и замены предлогов, существенно нарушена фонетическая сторона. В лексиконе детей крайне ограниченное количество прилагательных, преобладают существительные и отдельные глаголы.

Характерным для речи детей со вторым уровнем ОНР является нарушение слоговой структуры слова, что обусловлено низким уровнем фонематических (сенсорных) и артикуляционных (моторных) возможностей ребенка.

Дети с третьим уровнем общего недоразвития речи имеют развернутое фразовое вещание с определенными недостатками в усвоении лексико-грамматической и фонетико-фонематической системы. Звуковая и слоговая структуры языка (по сравнению со вторым уровнем) более сформированы, но ошибки все еще случаются. Словарный запас детей пополняется за счет увеличения количества слов, означающих названия предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, действий. Количество слов с абстрактным значением увеличивается медленно и значительно отстает от нормы. Свойственные ошибки словообразования и словоизменения. Недостаточно сформированным является морфологический анализ. Дети испытывают трудности в образовании существительных с помощью суффиксов, глаголов с помощью приставок, не умеют свободно оперировать морфологическими единицами. У детей с уровнем речевого недоразвития наблюдаются устойчивые отклонения в усвоении и применении грамматических средств языка. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций. В экспрессивной речи часто допускают ошибки в грамматических изменениях слов и их согласовании в предложении. Характерными остаются ошибки в использовании простых и сложных предлогов.

В специальной литературе большинство авторов (Р. Лалаева, Р. Левина, Е. Соботович, В. Тарасун, Л. Трофименко, Т. Ушакова, Т. Филичева и др.) выделяют особенности грамматических нарушений при ОНР и уделяют значительное внимание изучению системы словоизменения. Но, к сожалению, несформированность грамматических процессов как операций с языковыми знаками рассматривается лишь в некоторых исследованиях (Е. Соботович, В. Ковшиков и др.).

Специально организованные исследования И. Власенко показывают, что у детей с ОНР наблюдается достаточно низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, диффузность, ограниченность возможности распределения внимания. Смысловая, логическая память у детей указанной категории относительно сохранена, но отмечается снижение вербальной памяти, производительности запоминания.

Е. Соботович отмечает, что у детей с ОНР выявляются нарушения всех мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения на вербальном материале. Ю. Гаркуша, О. Усанова, исследуя особенности внимания детей с ОНР, определяют несформированность у них всех видов контроля.

Итак, у детей с ОНР в той или иной мере не сформированы все познавательные процессы, структура нарушений которых характеризуется неравномерностью, мозаичностью. Особенности мыслительных процессов восприятия, памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, особенности мотивации детей данной категории негативно влияют на успешность усвоения ими словообразовательных умений и навыков.

Публикации по теме:

Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,.

Логопедия и медицина. Точки соприкосновения В наше время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психического анализа получены очень важные данные о механизмах.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) как психолого-педагогическая проблема.
Опубликовано: 15 марта 2015 в 17:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Осеннее развлечение «Происшествие в огороде у козы»
Дети входят в зал по музыку Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы пришли сегодня к нам на праздник Осени. За чудесным, озорным летом пришла...
Фотоотчет «День именинника»
Что такое День Рожденья? Это радость и веселье Это песни, шутки, смех День который лучше всех И не зря наш детский сад Праздник отмечает С Днем рождения...