Получи документы

Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе

Лариса Хабитова
Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе

Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе

Обучение в начальной школе закладывает фундамент всего дальнейшего обучения личности, поэтому каждый учебный предмет предоставляет особую важность в этот период. Не исключением является и предмет «Литературное чтение». Во время учебных занятий на этом предмете, указывают Г. Н. Кудина и З. Н. Новлянская, происходит воспитание этически развитого читателя, который способен понимать позицию автора читаемого текста и давать на прочитанное произведение собственное суждение.

Публикация «Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Выделяют три основные фазы процесса чтения:

1. Включает в себя целостное восприятие текста, позволяет раскрыть его содержание и смыл. Этот процесс называют «расшифровкой» отдельных фраз и предложение, из которых складывается общее содержание прочитанного текста.

2. Заключается в извлечении смыла прочитанного текста. На данном этапе происходит анализ найденных фактов интерпретация текста. Здесь происходит объяснение, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

3. Происходит создание собственного мнения на прочитанный текст, т. е. в процессе размышления читатель присваивает добытые новые знания как собственные.

В своем исследовании С. А. Аксючиц указывает, на что важным элементом позиции «читателя» является пониманием авторской позиции, которое оказывает влияние на становление собственной позиции понимания текста. В данном случае приоритетным видом работы выступает акцентное вычитывание, которое первоначально предполагает коллективную работу, постепенно переходящую в форму индивидуального письменного сочинения.

Ведущее место в позиции «читателя» является оценивание определенной позиции в художественном тексте, которое находится в зависимости от формы организации учебного занятия. Однако в этот период позиция «читателя» может быть изменена на позицию «автора», если обучающемуся необходимо сформулировать личное мнение о прочитанном тексте.

Позиция «читателя» формируется в процессе образовательной деятельности. Если в начале учебного процесса читающий человек может назвать только героев и основные положения сюжета, то в процессе осмысления прочитанного текста начинает формироваться оценка персонажей, их сравнение.

Становление позиции «читателя» позволяет ставить цели чтения, у человека начинает формироваться умение извлекать ту информацию из прочитанного текста, которая ему необходима, он может разделить ее на основную и второстепенную.

Отличительной чертой позиции «читателя» является то, что собственная позиция к прочитанном художественному тексту может не совпадать с авторской позицией. При этом одни исследователи утверждают, что читатель обладает большим влиянием над автором в процессе понимания художественного произведения, другие настаивают на ведомом образе читателя, который полностью подвержен автору и следует задуманным им мыслей.

Левидов А. замечает, что читатель вступает с писателем в диалог посредством художественного образа: «Автор – образ – читатель – единая система, в центре которой находится художественный образ, важнейшая промежуточная «инстанция» в общении читателя с автором, когда он читает и автора с читателем, когда он творит. Именно здесь – в художественном образе – встречаются их творческие пути.

Навык чтения имеет две стороны – техническую и смысловую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Необходимо работать над обеими сторонами в параллель. Цель приобретения позиции «читателя» – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Как известно, чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности человека, основным средством его обучения, инструментом познания окружающего мира. Сложность процесса чтения обусловлена его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие: оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Недостаточное развитие этих психических функций приводит к тому, что человек не понимает смысла читаемого.

Публикации по теме:

«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой "Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. ".

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя»Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя» Настоящее время характеризуется изобилием всевозможных обучающих телепередач для дошкольников, детских компьютерных игр, анимационных.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Статья «Современные игрушки и наша позиция»Статья «Современные игрушки и наша позиция» Чем могут помочь в воспитании куклы Монстр Хай? Несколько раз за последнее время натыкалась на попытки педагогов и родителей осмыслить или.

Экран читателя и его наполнение. Мастер-классЭкран читателя и его наполнение. Мастер-класс Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс изготовления Экрана читателя. Внедрение новых стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 20 марта 2023 в 11:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД