Приложение МААМ

Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе

Лариса Хабитова
Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе

Обучение в начальной школе закладывает фундамент всего дальнейшего обучения личности, поэтому каждый учебный предмет предоставляет особую важность в этот период. Не исключением является и предмет «Литературное чтение». Во время учебных занятий на этом предмете, указывают Г. Н. Кудина и З. Н. Новлянская, происходит воспитание этически развитого читателя, который способен понимать позицию автора читаемого текста и давать на прочитанное произведение собственное суждение.

Публикация «Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Выделяют три основные фазы процесса чтения:

1. Включает в себя целостное восприятие текста, позволяет раскрыть его содержание и смыл. Этот процесс называют «расшифровкой» отдельных фраз и предложение, из которых складывается общее содержание прочитанного текста.

2. Заключается в извлечении смыла прочитанного текста. На данном этапе происходит анализ найденных фактов интерпретация текста. Здесь происходит объяснение, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

3. Происходит создание собственного мнения на прочитанный текст, т. е. в процессе размышления читатель присваивает добытые новые знания как собственные.

В своем исследовании С. А. Аксючиц указывает, на что важным элементом позиции «читателя» является пониманием авторской позиции, которое оказывает влияние на становление собственной позиции понимания текста. В данном случае приоритетным видом работы выступает акцентное вычитывание, которое первоначально предполагает коллективную работу, постепенно переходящую в форму индивидуального письменного сочинения.

Ведущее место в позиции «читателя» является оценивание определенной позиции в художественном тексте, которое находится в зависимости от формы организации учебного занятия. Однако в этот период позиция «читателя» может быть изменена на позицию «автора», если обучающемуся необходимо сформулировать личное мнение о прочитанном тексте.

Позиция «читателя» формируется в процессе образовательной деятельности. Если в начале учебного процесса читающий человек может назвать только героев и основные положения сюжета, то в процессе осмысления прочитанного текста начинает формироваться оценка персонажей, их сравнение.

Становление позиции «читателя» позволяет ставить цели чтения, у человека начинает формироваться умение извлекать ту информацию из прочитанного текста, которая ему необходима, он может разделить ее на основную и второстепенную.

Отличительной чертой позиции «читателя» является то, что собственная позиция к прочитанном художественному тексту может не совпадать с авторской позицией. При этом одни исследователи утверждают, что читатель обладает большим влиянием над автором в процессе понимания художественного произведения, другие настаивают на ведомом образе читателя, который полностью подвержен автору и следует задуманным им мыслей.

Левидов А. замечает, что читатель вступает с писателем в диалог посредством художественного образа: «Автор – образ – читатель – единая система, в центре которой находится художественный образ, важнейшая промежуточная «инстанция» в общении читателя с автором, когда он читает и автора с читателем, когда он творит. Именно здесь – в художественном образе – встречаются их творческие пути.

Навык чтения имеет две стороны – техническую и смысловую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Необходимо работать над обеими сторонами в параллель. Цель приобретения позиции «читателя» – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Как известно, чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности человека, основным средством его обучения, инструментом познания окружающего мира. Сложность процесса чтения обусловлена его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие: оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Недостаточное развитие этих психических функций приводит к тому, что человек не понимает смысла читаемого.

Публикации по теме:

«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой "Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. ".

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя» Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя»Родительское собрание на тему: «Воспитываем будущего читателя» Настоящее время характеризуется изобилием всевозможных обучающих телепередач для дошкольников, детских компьютерных игр, анимационных.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Статья «Современные игрушки и наша позиция»Статья «Современные игрушки и наша позиция» Чем могут помочь в воспитании куклы Монстр Хай? Несколько раз за последнее время натыкалась на попытки педагогов и родителей осмыслить или.

Экран читателя и его наполнение. Мастер-классЭкран читателя и его наполнение. Мастер-класс Здравствуйте, коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер-класс изготовления Экрана читателя. Внедрение новых стандартов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 20 марта 2023 в 11:40
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Хабитова (УИ 3209776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД