Анна Жбанова
Понятие и педагогическая структура социального опыта
▼ Скачать + Заказать документы
В современной социологической литературе (при всем разбросе позиций отдельных авторов и научных школ) социализация рассматривается как социализирующий механизм общества. Педагогика ищет здесь свой предмет изучения, поскольку должна обосновать образовательную систему, включающую ребенка в процесс социализации в качестве ее субъекта. Принимая, что социализация в ее сущностной характеристике - это овладение социальным опытом, мы выходим на одну из важнейших и "вечных" проблем педагогики - проблему соотношения общественного опыта ("закодированного" в культуре и предназначенного к передаче молодому поколению) и индивидуального социального опыта ребенка. В решении этой проблемы существует два подхода с разными теоретическими интерпретациями природы социального опыта ребенка :
Публикация «Понятие и педагогическая структура социального опыта» размещена в разделах
Социальный опыт ребенка - это результат специально организованного усвоения общественного опыта, то есть всегда "производный продукт" целенаправленного воспитания и обучения.
Содержательный аспект системы социального опыта ребёнка выражается через материальное и когнитивно-аксиологическое содержание его деятельности.
Структуру социальных представлений принято рассматривать как единство когнитивного, эмоционального и действенного компонентов.
Когнитивный компонент содержит информацию, которую ребёнок получает из разных источников, в различной степени осознаёт структурирует, используя для объяснения событий и явлений.
Эмоциональный компонент социальных представлений выражает эмоциональное отношение ребёнка к тем или иным явлениям социальной действительности, к людям или самому себе как члену социума.
Действенный (поведенческий) компонент социальных представлений детей проявляет их мотивационную сущность, желание или нежелание действовать в смысловой «рамке» данного представления Этот компонент опостредует поведение ребёнка указывает на то, что социальные представления – это не столько система знаний об обществе, сколько система смыслов.
Социальный опыт присущ ребенку изначально как некая "априорная" сущность, а в условиях целенаправленного воспитания и обучения (особенно в их жестких, авторитарных формах) она беднеет и даже умирает. Не случайно Л. Н. Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что "знает" он сердцем, душой, а взрослые уже утратили этот "канал" восприятия мира.
Нетрудно заметить поляризацию этих двух подходов: первый абсолютизирует образовательный процесс как источник социального опыта ребенка, второй - спонтанные предпосылки социального поведения.
Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений, навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентации и социальных установок.
Социальный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни в процессе социализации как стихийной, так и социально контролируемой.
Однако содержание социального опыта дошкольников в контексте современного содержания дошкольного образования до настоящего времени не определено. Нами также не обнаружено работ, в которых бы содержалось критериальное описание данного результата образования. Для восполнения указанного недостатка мы проанализировали ряд литературных источников, в которых с позиции разных наук трактуются, раскрываются понятия «опыт» и «социальный опыт», а также характеризуются социально-психологические новообразования личности в дошкольном возрасте. Результаты проведенной работы, их интерпретация и сделанные на этой основе выводы приведены ниже.
Философия, педагогика, социальная педагогика отмечают позитивный настрой, положительные эмоции, возникающие в процессе (либо в результате) какой–либо деятельности, свидетельствуют о сформированности опыта этой деятельности. Кроме того, сущностной характеристикой всякого опыта является эмоциональное переживание и отношение к соответствующей деятельности (познанию, общению, игре и пр.); личностный опыт включает и отношение к миру, и отношение к себе в мире. Так, Н. Ф. Голованова отмечает, что «ребенок дошкольного возраста еще не включен в научное познание действительности, но в его социальном опыте уже сложился на эмоционально-образном уровне некий метафорический “образ мира”», который является важным регулятором социальных отношений. Поэтому, на наш взгляд, к проявлениям социального опыта следует отнести, помимо достижения во взаимодействии поставленных целей, еще и эмоционально позитивное самочувствие ребенка – как показатель того, что освоенные ценности, сформированные паттерны и т. д. помогают учащемуся не только вести себя сообразно социальным нормам, но и выстраивать психологически комфортные отношения с окружающими.
Социальный опыт дошкольника в качестве своего основного содержания включает опыт эффективного взаимодействия с окружающими. Он формируется на основе развития важных личностных качеств (активности, ответственности, самостоятельности, доброжелательности и пр., интериоризации гуманистических ценностей общества, принятия социальных норм и овладения способами конструктивного (адекватного, социально одобряемого) поведения и совместной деятельности. Основными субъектами взаимодействия для дошкольников являются сверстники, педагоги и родители.
Предметом взаимодействия является учебно-познавательная деятельность, совместная творческая деятельность, общественно полезный труд.