МААМ-картинки

Портфолио дошкольника

Любовь Николаевна
Портфолио дошкольника

Основной смысл портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, —

«показать все, на что способен ученик» .

Портфолио дошкольника

• Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

• Индивидуальная папка ребёнка. В портфолио фиксируются основные показатели, характеризующие существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития ребёнка.

Публикация «Портфолио дошкольника» размещена в разделах

Зачем нужно портфолио дошкольника?

Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог и др.) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек.

От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к ребенку, который изберут люди, занимающиеся его

воспитанием и развитием.

Технология «Портфолио»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Структура создания портфолио дошкольника.

Четкой структуры создания портфолио не существует.

Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка.

Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

Первый вариант

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы.

Раздел 2 «Я расту». Размещаются антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении) : «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю.». Фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о.», «Я бы хотел быть.», «Я жду, когда.», «Я вижу себя.», «Я хочу видеть себя.», «Мои любимые дела.»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, организаций проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне.». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОО.

Второй вариант

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио :

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Цель портфолио

Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте.

Задачи :

• Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

• Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

• Поощрять его активность и самостоятельность;

• Формировать навыки учебной деятельности;

• Содействовать индивидуализации образования дошкольника;

• Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

• Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.

Условия достижения цели при создании Портфолио

Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишняя нагрузка и для педагога и для детей и для родителей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д. ;

сбор информации о ребенке для презентации дошкольника при переходе в первый класс

Индивидуализация. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Виды портфолио

Электронное портфолио.

Это довольно новый вид систематизации информации. Именно оно больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Печатное портфолио

Одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Портфолио-раскраска.

Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Взаимодействие с семьей

С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, понимают его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать.

Алгоритм работы по составлению портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

• Определение вида портфолио : вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.

• Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.

• Определение структуры портфолио : общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.

Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п.)

• Презентация.

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой дальнейшего успешного школьного обучения;

школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Памятка для педагогов и родителей по созданию портфолио

Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.

Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе, а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.

При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т. д.

Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

Публикации по теме:

Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника В данной работе я рассматриваю такую интересную тему, как «Портфолио – эффективное средство учёта и анализа индивидуально—личностных особенностей.

«Портфолио дошкольника» Совместная деятельность взрослых и детей по созданию «Портфолио дошкольника» Волоскова Т. В., воспитатель МКДОУ детский сад № 17 «Чебурашка».

Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась ее основополагающая цель, содержание, технологии. Изменение.

Из опыта работы «Портфолио дошкольника»Из опыта работы «Портфолио дошкольника» Из опыта работы "Портфолио дошкольника"Составление детского портфолио - очень интересная и увлекательная работа. Я работаю в этом направлении.

Мое портфолио Портфолио воспитателя детского сада (пояснительная записка к электронному портфолио) Шепелевой Марины Николаевны «Для воспитания.

Памятка для педагогов «Рекомендации по составлению портфолио дошкольника» Власова Е. В., зам. зав. по ВМР Филина Л. В, старший воспитатель МДОУ "Детский сад №113" Памятка для педагогов "Рекомендации по составлению.

ПортфолиоПортфолио Жанна Рагимова Портфолио Рагимова Жанна Евгеньевна, инструктор по физической культуре. Родилась в г. Челябинске, 1992 года. Учусь в Челябинском.

Портфолио дошкольника Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.

Портфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Портфолио дошкольника
Опубликовано: 23 марта 2016 в 22:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД