Папки-передвижки

Посиделки. Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора. (12 фото)

Эльмира Галиуллина
Посиделки. Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: овладение полоролевым опытом на основе ознакомления с русскими народными традициями.

Задачи:

1. развивать представления о крестьянском быте, мужских и женских обязанностях в семье;

2. способствовать овладению нормами межполового общения;

3. содействовать формированию ценностного отношения к себе как человеку соответствующего пола;

4. развивать музыкальные способности на основе русского фольклора.

Публикация «Посиделки, Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора,» размещена в разделах

Посиделочное время делиться на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, вязали, шили, тихо разговаривали друг с другом, пели протяжные песни. Праздная часть начиналась с появлением парней. Их приход обычно ритуально обставлялся. Парням полагалось входить в избу гурьбой, останавливаться у порога и, сняв шапки, кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их.

Зал оформлен в стиле горницы крестьянской избы с русской печкой, сундуками, лавками, прялкой и т. д. На полу – домотканые половицы. На столе – самовар деревянные расписные и гончарные изделия.

Звучит русская народная мелодия. Гостей встречают хозяин и хозяйка.

Хозяйка: Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую мы готовили для вас.

Хозяин: Хлебосольством и радушием знамени родной наш край:

Здесь для вас и сказки русские, и медовый каравай.

Хозяйка: И места гостям приметные за обеденным столом –

Ведь сегодня радость светлая вместе с вами входит в дом.

Хозяин: Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

Ведь когда-то посиделки были праздником души.

Хозяйка: Ждем ребят сегодня в гости, приглашаем и девчат.

Посиделки начинаем – от души вам каждый рад!

В горницу входят девочки.

Посиделки. Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора.

Хозяйка: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома!

Хозяин: Веселья вам да радости! Проходите в нашу светлицу поработать да повеселиться!

Хозяйка усаживает девушек на лавку, те достают рукоделье - вязанье, вышиванье, входят еще 3 девицы).

Хозяин: Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдется и местечко и словечко.

Девица: Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут.

(Хозяин провожает девушек на лавку, гостьи достают рукоделье).

Хозяйка, (обращаясь к девицам): Редкий гость никогда не в тягость.

(Входят еще 3 девицы.)

Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь.

Девица: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски. Кто пироги любит есть, для того и работа на целый день есть! (Рассаживают гостей)

А изба моя тепла, всеми углами красна, таку избу содержать – не лаптем щи хлебать. Ведь не даром говорят:

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жмить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Хозяин: Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Принимайтесь, вы девицы, за рукоделие, а я соберу ребят, да отправимся мы на ярмарку, товар свой продать, что за зиму своими руками смастерили, да гостинца прикупить. Как говориться себя показать, да на людей посмотреть!

Хозяйка: Езжайте, долго не задерживайтесь. Да не забудь про новый самовар, наш то, совсем старенький стал. Хозяин соберает в корзину утварь, уходит. Звучит спокойная русская народная мелодия. Девочки и хозяйка выбирают себе заняитие – «прядут», «вышивают», «вяжут». При этом ведут разговор.

А у наших посиделок зачин намечается.

У кручины есть причина,

У стихов - завязка слов.

Начинается с зачина

Сказка, песня и любовь.

1-девочка:

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2-девочка:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

3-девочка:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и ныне, мы общались,

Без общенья жизни нет.

4-девочка:

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки,

Были праздником души.

5-девочка:

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Хозяйка:

Отдых - это не безделки –

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Хозяйка: Девочки вы, девочки,

Где берете денежки?

Девочки: Летом ягодки берем,

Зимой куделечку прядем,

А за работой и песню рукодельную поем.

Ресская народная песня «Прялица» Муз. палитра 7 //2009

Девичий танец «Прялица»

Слышится плач ребенка.

Хозяйка: А кто мне поможет дитятко в колыбели покачать? (Выходит девочка)

Вот спасибо тебе Дарьюшка. А я пока своими делами займусь.

Девочка: (Качая колыбель)

Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон, несут Маше сон, сон.

Спи, младенец миленький, голубочек сизенький,

Мой младенец будет спать, а я буду напевать.

Хозяйка: (Подходит к девочке, присаживается)

А купать ребеночка будешь, так скажешь:

С гуся вода – с лебедя вода, а с дитятки моего ася худоба!

На густой лес, на большую воду, под гнилую колоду!

Наряжать будешь – припевать будешь:

Тяни холсты на покроичку, тяни холсты нарубашечьку,

Тяни – потягивай, поперек подкладывай.

Фото №1 Цель овладение полоролевым опытом на основе ознакомления с русскими

Стук в деверь. Входят соседушки (Взрослые).Здороваются.

Хозяйка: Здравствуйте, соседушки дорогие! Куда же вы ходили?

Сеседка: Мы на ярмарку ходили, себе ведра я купила.

Хозяйка: Что дала?

Сеседка: Рубль дала, коромысло – полтора.

Хозяйка: Хороши ведра, поставь наряду.

Русская народная песня в исполнении ансамбля воспитателей «Ведерочки» муз. рук. 3//2008

Фото №2 Народная культура фольклор народными традициями

Соседка: А что, соседушка, наши девчата делают?

Хозяйка: Шьют да поют! Шьют да поют!

Соседка: Да, наши девицы - рукодельницы,

Рукодельницы - не бездельницы!

Хозяйка: Ведь с детства не научишься,

Всю жизнь намучишься.

Соседка: А где же ваши ребята?

Девочка: На ярмарку уехали.

Хозяйка: Да пора бы уже им вернуться.

песня «Страдания» Муз. сл. З. Роот.

Фото №3 развивать представления о крестьянском быте мужских и женских обязанностях в семье

Стук в дверь. Под веселую музыку входят ребята и хозяин. У порога кланяться низким поклоном девушкам, приветствуя их:

1-мальчик: Здравствуйте красные девицы!

2-мальчик: Посиделке Вашей поклон, лебеди белые!

Девицы встают с лавок, отдают поклон:

1-девочка: Здравствуйте, молодцы хорошие!

2 –девочка: Бог на посиделку!

Хозяин: Встречай, хозяйка мы приехали,

С конфетами, с орехами!

Со сладкими леденцами,

С веселыми бубенцами!

С игрушками, побрякушками,

С песнями, частушками!

Хозяйка: Вы на ярмарку ходили

Расскажите, что купили?

Песня «Ярмарка» муз. Гомоновой.

Хозяин: А еще купил я лапоточки

Не себе, любимой дочке,

Вот бараночек вязанка,

Для гостей моих приманка.

Мальчик: Полушалочек цветной!

Это - матушке родной!

Мальчик: Доброй бабушке давно

Обещал веретено.

Фото №4 способствовать овладению нормами межполового общения

Мальчик: Привезли издалека мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки, а цветные чудо-ложки!

Будем с ними танцевать, громко ложками стучать.

«Танец с ложками» дети старшей группы

Фото №5 содействовать формированию ценностного отношения к себе как человеку соответствующего пола

Девочка: Надо ложки собирать

Чтоб хозяюшке отдать. (собирает, отдает)

Гостей почаще приглашайте,

Борщом и щами угощайте.

Хозяйка: Вот спасибо за подарки!

Милые мои, ребятки! (Обращаясь к хозяину.)

Послала я, батюшка, тебя на бараз,

Купить новый самовар.

Дорогих гостей встречать

Сладким чаем угощать.

Где же новый саморар?

Хозяин: Не хватил б жену удар.

Хозяйка: Подавай его сюда!

Хозяин: Ой, случилася беда!

Расскажите, милы дети,

В какую я беду попал,

И как покупку потерял.

Русская народная песня «Поехал наш батюшка на базар» муз. рук. 3//2008

Фото №6 развивать музыкальные способности на основе русского фольклора

Хозяйка: Не стоит, милый, мой тужить,

Со старым самоваром будем жить.

Слава богу, сам живой,

И вернулся, цел домой!

Хозяин: Ох, добра моя жена,

Не ругала, не кляла

Пожалела, приласкала,

Приголубила меня.

Недаром русская мудрость гласит: «Добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать», «С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне».

Хозяйка: Не скучай народ – заводи хоровод.

Дружно за руки берись, в хороводе веселись.

Хоровод: «В хороводе были мы»

Мальчик: Ставлю ногу на носок, а потом на пятку.

Стану русскую плясать, а потом вприсядку.

Мальчик: Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать,

И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать.

Танец мальчиков «Чеботуха»

Фото №7 Публикация Посиделки Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора размещена в разделах Народная культура фольклор Посиделки Социализация

Хозяин: Хорошо плясать умеете, а работу вы разумеете? Выходите все, добры молодцы, Поработать да поразмяться. Не за горами и весна, а за нею лето. Давайте вспомним, какая работа нас ждет. Я буду рассказывать, а вы показывать.

Коваль в кузнеце кует, в наковальню бьет,

Колокольчики звенят, молоточки гремят:

«Тук-тук-тук!»

Дети показывают, как куёт кузнец.

Блестит коса, сверкает, к сырой земле приподает,

Посвистывает, поскакивает,

Добрый молодец подхватывает.

Изображают дижения косаря.

Фото №8 Социально личностное и коммуникативное развитие Старшая группа Фольклор

Молоток стук – постук, торчит в стене сук,

Постучи опят – будет невидать.

Тит на работу вышел – каждый услышал.

Дети изображают забивание гвоздя молотком.

Ай, чук, чук, чук, в сеть поймали сорок щук.

Сеть тяни-потягивай, в короб щук покладывай.

Дети показывают, как тянут сети.

Хозяин:Молодцы мальчики, хорошие хозяева из вас вырастут.

Ведь «Мужик в избе, что матица в избе». «Без наших рук избу поразит недуг».

А какие вы знаете пословицы о хозяине?

Мальчик: «Порядок в доме есть – хозяину честь».

Мальчик: «Без хозяина дом – сирота».

Мальчик: «Птица крыльями сильна – жена мужем красна».

Хозяйка: «Да и муж без жены, что гусь без воды».

А теперь скорей сюда – у нас будет занятная игра.

В хоровод всем становиться – будем вместе веселиться.

Игра подготовительной группы «Пора молодцу жениться»

Сын: Маманя, я тоже жениться хочу!

Мать: Иди, выбирай себе невесту, Заигрыш ведь на дворе.

Сын: Девка, а девка, выходи за меня!

1-я девочка: Если бы, да кабы то во рту росли б грибы,

Сами бы варилися, да и в рот катилися.

Чтож это будет-то,

По утру по холоду посылают по воду!

Мать: Ой, не надо нам таку, не надоть!

Фото №9 Сценарии фольклорных развлечений Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший сценарий праздника февраль

Сын: Девка, а девка, выходи за меня!

2-я девочка: Посылала меня мать загонять гусака,

А я вышла за ворота и давай трепока!

Мать: Ой, не надо нам таку, не надоть!

Сын: Девка, а девка, выходи за меня!

3-я девочка: Подою я, подою белую коровушку,

Молочко – теленочку, а сливочки – миленочку.

Вы пляшите, мои туфли, вам не долго поплясать,

Выйду замуж – стану плакать, вам под лавочкой стоять.

Мать: Вот кто подходит, вот эта в самый раз!

Хозяин: Вот как не просто выбирать подходящую жену

Хозяйка: Какой же должна быть женщина в семье?

1-ребенок: «Женщина – хозяйка своего дома».

2-ребенок: «Счастье женщины - крепкая семья».

3-ребенок: Забота о детях, уважение к старшим, почитание родителей – главная заповедь женщины.

4-роебенок: Доброта, теплота, ласка и трудолюбие – основные черты характера русской женщины.

5-ребенок: Воспитание защитников Отечества – достойная обязанность матери.

Хозяйка: Да, детишек воспитывать – не курочек пересчитывать. Дети в доме – счастье! Без деток и дом сирота.

Мальчик: А теперь, хозяйка, будем петь, плясать, веселиться, и тебе будет счастье валиться.

Русская нар. Песня (игра) «Летели две птички».

Хозяйка: Как известно всем подружки мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте, а девчатам помогайте.

Частушки

Мальчики:

Ой, девчата дорогие! Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье вместе с вами погулять.

Девочки:

Туфли новенькие, крашеные пятки,

Как же с вами не сплясать, милые ребятки!

Все:

Заиграй-ка, балалайка. Начинай гуляние!

Пропаем мы вам частушки для всего собрания!

Мальчики:

Наши девки маленьки, чуть побольше валенка,

Ну, а как заголосят, всех в округе удивят!

Девочки:

Охоньки да аханьки, какие парни махоньки,

Из-за кочек, из-за пней не видать наших парней!

Мальчики:

Нам не надо пуд гороха, нам б одну горошину,

Нам не надо много девок – нам б одну хорошую.

Девочки:

Мы девченки боевые, боевыми станемся.

Плохо бедет тем парням, кому мы достанемся.

Мальчики:

Я мальчишка боевой, ладная фигурочка,

Неужели не полюбит никакая Любочка?

Девочки:

Дайте лён, дайте лён – сорок девять веретен.

Станем прясть попрядывать – на дружков поглядывать!

Мальчики: Девочки-беляночки, где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися.

Все вместе:

Мы частушки вам пропели, дорогая публика.

За карманы не держитесь, не возьмем ни рублика.

Все:

Ох, довольно, мы напелись, дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту за игру веселую!

Мальчик: Что с ногами, не пойму! Вправо-влево носяться,

Не стоят они на месте так в кадриль и просятся!

«Кадриль» дети подготовительной к школе группы

Фото №10 Посиделки Посиделочное время делиться на две части рабочее и праздное

Хозяйка: А теперь сядем рядком да поговорим ладком о России-матушке.

Хозяин: Кто сказку расскажет, кто правду молвит, а кто и песенку споет.

1-й ребенок:

Что может выть лучше России?

Черемух в цвету, да в снегу,

И речки что лентою синей

Лежит на зеленом лугу.

2-й ребенок:

Спросите у рощи весенней

Где ночью не спит соловей,

Что может быть лучше России,

Родимой отчизны моей?

3-й ребенок:

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

Хозяин:

Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом — «Родина».

Хозяйка:

«Родина-мать» — говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любили и любят свою Родину русские люди, о ней сложили они имного песен и сказаний.

Все поют песню «Русская сторонка» муз. Филипповой

Хозяин: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесен,

Как и вся Россия-мать.

Хозяйка: Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски

Благодарствуем мы всех. (Хозяйка с хозяином кланяются в пояс).

Соседка 1: Мы идем, идем, идем, самовар новый несем!

Соседка 2: Наливай, соседка, чай пирогами угощай!

Соседка 3: Не красна изба углами, а красна пирогами!

Хозяйка: Чай горячий на столе, пышки и варенье!

Приглашаем вас отведать наше угощенье!

Ансамбль педагогов и дети поют песню «Пироги»

Фото №11 Рабочее время проходило в девичьем составе

Все идут пить чай с пирогами.

Публикации по теме:

Презентация «Непослушные» слова» Презентация ""Непослушные"" слова" создана с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с несклоняемыми именами существительными.

Творческий проект «Мне посчастливилось родиться на Руси»Творческий проект «Мне посчастливилось родиться на Руси» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Посиделки. Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора.
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 12:05
+127Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Посиделки. Полоролевая социализация детей старшего дошкольного возраста на основе фольклора.» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Галиуллина (УИ 46542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 181.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД