МААМ-картинки

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС 

Елена Витолина
Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС 

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС

В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной программы (далее ООП ДО). Это непростая задача, так как на сегодняшний день недостаточно научно-теоретическое обоснование проектирования дошкольных образовательных программ, а накопленный практический опыт имеет как ряд достоинств, так и широкий спектр ошибок. Научно-теоретическое обоснование проектирования программы требует обращения к понятию и этапам проектировочной деятельности, которые раскрываются в теории проектирования образовательных систем. Проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности. Проектирование в образовании связывают с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса. Целью проектирования основной образовательной программы дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования[2].

Публикация «Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС » размещена в разделах

Документация педагога является частью номенклатуры дел и отражает планирование и организацию образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.

Образовательная деятельность – это деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования. Она осуществляется и регламентируется образовательной программой ДОО.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (моделей, иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов [5].

Каждый педагог в свою очередь разрабатывает рабочую программу для своей группы.

Рассмотрим последовательность проектирования документации педагогом. Безрукова В. С. выделяет 3 ступени проектирования педагогической деятельности, которые наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения[1].

I ступень Моделирование

II ступень Проектирование

III ступень Конструирование

Первая ступень – педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Это стадия ознакомления с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ.

Заготовленная модель, то есть методические рекомендации, могут многократно использоваться в зависимости от условий каждого конкретного дошкольного учреждения. Это будет «рамка», которая подскажет и направит педагогов на создание индивидуальной трактовки и реализации основной образовательной программы своего ДОО.

Вторая ступень – педагогическое проектирование (создание проекта) – разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

На этой ступени производится работа по созданию рабочей программы, которая преобразуется до уровня использования в педагогической деятельности.

Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы, их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педагоги некоторые формы проектирования относят к формальному написанию, считая, что они избыточны.

Рабочая программа в ДОО — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности на данный возраст детей и/или на данную специфику детей группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-логопеда, музыкального работника, педагога-психолога). Во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочими программами специалистов ДОО.

Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы[3]. И написание соответственно не должно быть формальным.

Много положений во ФГОС ДО рассматривается с точки зрения методологических представлений Л. С. Выготского о развитии ребенка дошкольного возраста.

Одним из наиболее важных положений стал тезис Л. С. Выготского об активности ребенка. Смысл его состоит в том, что ребенок учится самостоятельно. Он в состоянии сам определить зону своего актуального развития. А то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми в сотрудничестве с ними, это и является «зоной его ближайшего развития».

Тезис об активности ребенка и способности к самообучению, сделали важным положение о поддержке детской инициативы. Оно должно стать основным принципом, определяющим содержание и формы работы с детьми.

И еще одним важным методологическим положением служит представление Л. С. Выготского не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе. Периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса.

Данное положение определило новый подход к постановке целей дошкольного образования. Теперь в стандарте планируемые результаты формулируются не как цели, а как целевые ориентиры. Их получение к определенному сроку не может быть проверено. Диагностика развития детей должна производиться индивидуально, а оценки развития детей при реализации Программы должны осуществляться не на основе их сравнения с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов.

В связи с этими положениями поменялась программная документация педагога, основным документом при проектировании процесса образования и воспитания детей в группе детского сада стала рабочая программа педагога.

В связи с тем, что нет жестко регламентированной структуры рабочих программ педагогов, рабочая программа педагога разрабатывается на основе ООП ДО. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований ФГОС ДО. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

В каждом учреждении учитываются свои нюансы при написании рабочей программы, которые можно посмотреть в ООП ДО данного детского сада.

Третья ступень проектирования - педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [1]. Это написание комплексно-тематического планирования.

Рассмотрим подробнее комплексно-тематический подход, который позволяет реализовать образовательный процесс более структурировано, и образовательные области не изолированно, а комплексно.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Целью комплексно-тематического планирования является создание плана на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности.

Важно подчеркнуть, что деятельностный подход к описанию образовательных областей требует определения значимости каждой из тем с учетом субъектной позиции ребенка в образовательной деятельности.

Таким образом, рабочая программа педагога и комплексно-тематическое планирование – это программная документация педагога, базирующийся на образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

1. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 1996. – 344с.

2. Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. Проектирование основной образовательной программы как условие реализации ФГОС дошкольного образования: https://opdo-fgosdo.ru/obrazovatielnaia_proghramma

3. Умарова М. А., Пультер С. А. Рабочая программа педагогов детского сада, семинар – Омск: 2016.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия Чернова Ольга Николаевна Заведующий МКДОУ Шубинским детским садом Барабинский район «Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт.

Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС Тема: «Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников» (из опыта работы)». «Человек образованный тот, кто знает, где найти то,.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в современной дошкольной образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 «Детский сад» «Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования.

ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО Название образовательной области Социально-коммуникативное.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Условия создания информационно-образовательной среды в дошкольной организации Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС 
Опубликовано: 5 июня 2017 в 19:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД