Получи документы

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС 

Елена Витолина
Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС 
▼ Скачать + Заказать документы

Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС

В настоящее время перед каждой дошкольной образовательной организацией (далее – ДОО) стоит задача проектирования основной образовательной программы (далее ООП ДО). Это непростая задача, так как на сегодняшний день недостаточно научно-теоретическое обоснование проектирования дошкольных образовательных программ, а накопленный практический опыт имеет как ряд достоинств, так и широкий спектр ошибок. Научно-теоретическое обоснование проектирования программы требует обращения к понятию и этапам проектировочной деятельности, которые раскрываются в теории проектирования образовательных систем. Проектирование рассматривается как особый вид педагогической деятельности. Проектирование в образовании связывают с целеполаганием, прогнозированием, планированием и организацией образовательного процесса. Целью проектирования основной образовательной программы дошкольного образования является модернизация образовательного процесса детского сада в свете требований ФГОС дошкольного образования[2].

Публикация «Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС » размещена в разделах

Документация педагога является частью номенклатуры дел и отражает планирование и организацию образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.

Образовательная деятельность – это деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования. Она осуществляется и регламентируется образовательной программой ДОО.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (моделей, иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов [5].

Каждый педагог в свою очередь разрабатывает рабочую программу для своей группы.

Рассмотрим последовательность проектирования документации педагогом. Безрукова В. С. выделяет 3 ступени проектирования педагогической деятельности, которые наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до ее внедрения[1].

I ступень Моделирование

II ступень Проектирование

III ступень Конструирование

Первая ступень – педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Это стадия ознакомления с методическими рекомендациями по составлению рабочих программ.

Заготовленная модель, то есть методические рекомендации, могут многократно использоваться в зависимости от условий каждого конкретного дошкольного учреждения. Это будет «рамка», которая подскажет и направит педагогов на создание индивидуальной трактовки и реализации основной образовательной программы своего ДОО.

Вторая ступень – педагогическое проектирование (создание проекта) – разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

На этой ступени производится работа по созданию рабочей программы, которая преобразуется до уровня использования в педагогической деятельности.

Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы, их число и даже они сами могут меняться. Известно, что многие педагоги некоторые формы проектирования относят к формальному написанию, считая, что они избыточны.

Рабочая программа в ДОО — это документ, отражающий специфику образовательной деятельности на данный возраст детей и/или на данную специфику детей группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-логопеда, музыкального работника, педагога-психолога). Во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочими программами специалистов ДОО.

Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы[3]. И написание соответственно не должно быть формальным.

Много положений во ФГОС ДО рассматривается с точки зрения методологических представлений Л. С. Выготского о развитии ребенка дошкольного возраста.

Одним из наиболее важных положений стал тезис Л. С. Выготского об активности ребенка. Смысл его состоит в том, что ребенок учится самостоятельно. Он в состоянии сам определить зону своего актуального развития. А то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми в сотрудничестве с ними, это и является «зоной его ближайшего развития».

Тезис об активности ребенка и способности к самообучению, сделали важным положение о поддержке детской инициативы. Оно должно стать основным принципом, определяющим содержание и формы работы с детьми.

И еще одним важным методологическим положением служит представление Л. С. Выготского не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе. Периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса.

Данное положение определило новый подход к постановке целей дошкольного образования. Теперь в стандарте планируемые результаты формулируются не как цели, а как целевые ориентиры. Их получение к определенному сроку не может быть проверено. Диагностика развития детей должна производиться индивидуально, а оценки развития детей при реализации Программы должны осуществляться не на основе их сравнения с нормой, а путем выявления особенностей индивидуального развития ребенка и анализа повлиявших на это факторов.

В связи с этими положениями поменялась программная документация педагога, основным документом при проектировании процесса образования и воспитания детей в группе детского сада стала рабочая программа педагога.

В связи с тем, что нет жестко регламентированной структуры рабочих программ педагогов, рабочая программа педагога разрабатывается на основе ООП ДО. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований ФГОС ДО. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

В каждом учреждении учитываются свои нюансы при написании рабочей программы, которые можно посмотреть в ООП ДО данного детского сада.

Третья ступень проектирования - педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [1]. Это написание комплексно-тематического планирования.

Рассмотрим подробнее комплексно-тематический подход, который позволяет реализовать образовательный процесс более структурировано, и образовательные области не изолированно, а комплексно.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Целью комплексно-тематического планирования является создание плана на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности.

Важно подчеркнуть, что деятельностный подход к описанию образовательных областей требует определения значимости каждой из тем с учетом субъектной позиции ребенка в образовательной деятельности.

Таким образом, рабочая программа педагога и комплексно-тематическое планирование – это программная документация педагога, базирующийся на образовательной программе дошкольного учреждения, содержание которого адаптировано к конкретным условиям группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

1. Безрукова В. С. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 1996. – 344с.

2. Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. Проектирование основной образовательной программы как условие реализации ФГОС дошкольного образования: https://opdo-fgosdo.ru/obrazovatielnaia_proghramma

3. Умарова М. А., Пультер С. А. Рабочая программа педагогов детского сада, семинар – Омск: 2016.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия Чернова Ольга Николаевна Заведующий МКДОУ Шубинским детским садом Барабинский район «Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт.

Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС Тема: «Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников» (из опыта работы)». «Человек образованный тот, кто знает, где найти то,.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в современной дошкольной образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 «Детский сад» «Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования.

ФГОС дошкольного образования — инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО Название образовательной области Социально-коммуникативное.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Условия создания информационно-образовательной среды в дошкольной организации Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС 
Опубликовано: 5 июня 2017 в 19:19
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Последовательность проектирования программной документации педагога дошкольной образовательной организации по ФГОС » (включая файлы) размещена пользователем Елена Витолина (УИ 798208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД