МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Ширинских Надежда
Консультация для педагогов «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Пономарёва Надежда Ивановна, Ширинских Надежда Сергеевна

ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юго-Восточное управление МО и Н СО

СП-детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Алексеевка

м. р. Алексеевский Самарской области

Советская ул., д. 39, Алексеевка, 446640

Тел. / факс: 8 (84671) 2-16-13

aleksdou1@yandex.ru

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная Земля.

Публикация «Консультация для педагогов „Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Б. Толь

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Новизна работы по формированию у детей навыков экологически грамотного и безопасного поведения, эмоционально положительного отношения к окружающему миру, желание сохранить окружающую среду заключается в том, что достигнут эффект очевидного проявления начал экологической культуры у детей через :

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- осуществления систематической работы с детьми в рамках новых технологий, постоянное ее совершенствование;

- экологическая пропаганда среди родителей.

Цель: – воспитание гуманного, осознанно-правильного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

• Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

• Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

• Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

• Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

• Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы являемся личным примером, демонстрируя детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуя в природоохранной деятельности.

У нас имеется природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений в природе.

На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, мы стараемся использовать как можно больше и интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы; муравьиные дорожки и их ходы; небольшая полянка с лекарственными растениями: тысячелистник, ромашка и обитающие на нё м разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной, очень высокой берёзе есть гнездо. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе.

Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. На прогулках используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Также мы используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Зеленая планета глазами детей»,» Лето, лето», «Осень в гости просим», «Подарки Зимушки-зимы», «Весну встречаем», «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и грамоты.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу. В результате, проведенная работа способствовала развитию у дошкольников экологического сознания; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к уголку природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Необходимо разрабатывать и внедрять целые комплексы мероприятий, направленные на развитие экологической культуры, как самих дошкольников (всех периодов дошкольного детства, так и воспитателей и родителей.

Список используемых источников:

1. Балаценко Л., Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80–82.

2. Николаева С. Н., Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.

3. Николаева С., Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. № 7. С. 31–38.

4. Николаева С. Н. ,Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

5. Рыжова Н., «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.

Публикации по теме:

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: • Систематизировать представления детей о многообразии животного мира нашей планеты. • Развивать умения классифицировать животных.

Конспект ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»Конспект ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом» ООД по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста на тему «Земля - наш общий дом» Программное содержание: Формировать бережное.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми раннего возраста Организация работы по экологическому воспитанию с детьми раннего возраста Актуальность темы Ребенок рождается исследователем. Неутолимая.

Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной.

Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста на тему : «Зимующие птицы» Актуальность занятия.

Проект по экологическому воспитанию «Юные друзья природы» для работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Юные друзья природы» Вид проекта: познавательно-коммуникативный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатель,.

Сценарий праздника по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у четырех стихий» Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 365» Сценарий праздника по экологическому воспитанию.

Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Красной книгой природы» Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела воспитатель Охапкина Н. И. Тема: Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 августа 2015 в 23:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД