Светлана Логовская
Консультация «Поведение ребенка — результат воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Отец и мать — первые воспитатели своего ребенка. Их влияние на формирование детского поведения, личности в целом неоспоримо. Ребенок верит в то, что его папа и мама самые хорошие, самые справедливые и самые красивые люди. Кому из малышей не хочется быть похожим на отца или мать! Поэтому и положительное и отрицательное в родителях воспринимается детьми как образец для подражания. Если сын привык видеть, как его отец груб с матерью, то и сам приучается грубить ей.
Публикация «Консультация „Поведение ребенка — результат воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Кроме матери и отца, ребенок воспитывается также и под влиянием других членов семьи даже в том случае, если они отстраняются от дела воспи-тания, занимая «нейтральную» позицию. Каждый взрослый член семьи, хочет ли он этого или не хо-чет, воздействует па ребенка своим примером, поведением, отношением к делу, к людям. Поэтому на всех без исключения ложится доля ответственности за воспитание, малыша.
Всегда ли мы отдаем себе в этом отчет, напри-мер, когда разрешаем при детях семейные конфликты? Семейные неурядицы глубоко ранят сердце малыша. Занятые собственными переживаниями, мы порой не замечаем, какой пример подаем ребенку, какие чувства у него вызываем! Случается, что ребенок является свидетелем таких сцен, которых родители не позволили бы себе при посторонних.
В семье, где ребенок постоянно видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он и сам растет неуравновешенным, озлобленным. Даже еще не умея вникнуть в суть семейных раздоров, малыш все равно ощущает эту атмосферу «враждебности», пагубно влияющую на его ха-рактер.
Если дома взрослые всегда спокойны, доброже-лательны, у ребенка будет меньше причин для ка-призов и шалостей. Ровное предупредительное отношение членов семьи друг к другу, занятость, деловитость — хороший пример ребенку для подражания.
Однако бывает и так: в хорошей семье вырас-тают плохие дети.
— В кого они такие? Ведь мы не подавали им дурного примера!
Все дело в том, что если ребенок является лишь пассивным созерцателем положительных примеров, его не «упражняют» в нравственных поступках, он может не приобрести нужных черт характера. Полагаться лишь на силу примера нельзя. Это только один из педагогических приемов, а их множество. Воспитание будет действенным, когда умело используются все методы воздействия, в зависимости от сложившейся ситуации и особенностей ребенка. Это могут быть и пример, и показ, и разъяснение, и убеждение, и поощрение, и порицание, применяемые вовремя и продуманно.
Бывает, что родители не пользуются у детей ни-каким авторитетом. Обычно это случается с теми родителями, которые готовы выполнять все ребячьи прихоти, которые непоследовательны в своих требованиях: сегодня что-то разрешают ребенку, а завтра за это же наказывают.
Добиваются послушания от детей те родители, которые, не поддаваясь минутной слабости («Ну, уступлю один раз!», неуклонно тверды и последовательны в своих требованиях к ребенку. Стоит лишь раз уступить ребячьему «я хочу», как малыш и в дальнейшем будет рассчитывать на уступки взрослых. И тогда родителям уже труднее снова наладить "Правильные взаимоотношения с ребенком.
Настоящий родительский авторитет завоевывается не излишней строгостью, вызывающей у ребенка чувство страха, не чрезмерной снисходительностью, когда дети чувствуют, что им все дозволено, любая шалость будет прощена.
Часто мы, взрослые, при разрешении конфликтов с детьми больше всего озабочены тем, чтобы показать детям нашу власть, нашу непогрешимость. И именно поэтому бываем несправедливы в своих требованиях. А это отнюдь не способствует поднятию нашего авторитета в глазах детей.
Разумная требовательность, интерес и постоян-ное внимание к жизни ребенка — основа подлинного авторитета. При этом очень важно, чтобы дети видели, что их родители заслуженно пользуются уважением окружающих. А. С. Макаренко подчеркивал, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». И еще: «. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение»,
В семьях, где родители пользуются авторитетом у своих детей, дети безоговорочно выполняют их требования, с удовольствием подчиняются их указаниям. В таких семьях не приходится прибегать к наказаниям, так как послушание является само собой разумеющимся делом, становится привычкой для ребенка.