Харченко Наталия Николаевна
Повышение игровой компетенции родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Задача повышения игровой компетентности родителей детей раннего и дошкольного возраста на сегодняшний день представляется крайне
актуальной в связи с тем, что состояние игровой деятельности современных дошкольников характеризуется негативно: «дети разучились играть». В то же время именно свободная самодеятельная игра представляет собой ведущую деятельность для дошкольника, вне которой у ребенка не формируются те важнейшие ново образования, без которых невозможен ни переход на следующий возрастной этап развития, ни успешное обучение в школе, ни полноценное личностное развитие ребенка. Однако в представлении многих родителей игра — это развлечение, отдых, безделье, которые имеют второстепенное значение на фоне необходимости развития ребенка, подготовки его к школе и к бу дущей жизни. Понимание того, что исчезновение
Публикация «Повышение игровой компетенции родителей» размещена в разделах
игры из жизни дошкольника с неизбежностью приведет к тому, что поставленные задачи под готовки к школе и жизни окажутся не решаемыми в принципе, в корне меняет отношение роди телей к этой «бесполезной» деятельности. Однако изменить отношение — это еще не значит изменить ситуацию. Вторая серьезная проблема связана с тем, что в современном
обществе искажена и подменена идеальная форма детской игры. Даже признавая необходимость игры для развития ребенка, родитель вместо того, чтобы обеспечить ему возможность свободной деятельности в разновозрастном детском коллективе, начинает покупать «полезные», «развивающие» игрушки, включает ребенка в различные дидактические игры и игры с правилами, либо перенимает из детских садов практику организованных игр по иным сюжетам. Подобные игры, в ряде случаев представляющие собой необходимую основу становления самодеятельной игры, не в состоянии ее заменить и обеспечить полноценное развитие ребенка. Однако на практике именно свободные спонтанные детские игры считаются недостаточно правильными, недостаточно хорошими, недостаточно развивающими или недостаточно зрелищными, и поэтому не поддерживаются и игнорируются, а в ряде случаев просто не идентифицируются как игра. Это означает, что необходима работа по «возрождению» как самой идеальной формы игры, так и нарушенной практики посредничества, передачи этого опыта.
Первый вопрос для обсуждений в рамках со браний или специально организованных встреч с родителями : «Зачем ребенку нужна игра?».
Организуя подобные беседы, педагогу следует учитывать установки большинства родителей. И если педагог сделает упор на том, что в игре
дети учатся взаимодействовать, учатся слышать и понимать друг друга, учитывать иное мнение, идти на компромисс, договариваться, быть ак
тивными и инициативными, самостоятельно ставить задачи собственной деятельности и т. п. — то такое изложение материала будет формально
правильным, однако родителей в значимости игры для развития их собственного ребенка не убедит. Большинство родителей транслирует
устойчивую установку: общаться он и так умеет, с активностью тоже проблем нет, без компромиссов проживем, главное — чтобы к школе был
готов! Поэтому раскрывая для родителей значимость игры, важно объяснить то, о чем говорил Л. С. Выготский: «Игра по виду мало похожа на то,
к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ ее дает возможность определить процесс ee движения и ее роль в развитии дошкольника». Родителям нужно дать понять, что именно в «глупой и бессмысленной» игре в кошечек или собачек, в путешествия и приключения
формируется произвольность как способность управлять своими действиями, умение действовать по правилу. А в ситуации отсутствия таких игр эта способность не появляется вовсе, и в этом случае обучение в школе будет для ребенка крайне сложным.