Папки-передвижки

Повышение ИКТ-компетентности педагогов в ДОУ

Екатерина Серова
Повышение ИКТ-компетентности педагогов в ДОУ

Повышение ИКТ- компетентности у педагогов ДОУ.

Кузьмина Екатерина Борисовна

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 345»

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Тема: Повышение ИКТ- компетентности у педагогов ДОУ.

Участники: администрация ДОУ, педагоги (воспитатели, специалисты, воспитанники, родители

Тип проекта: управленческий

Публикация «Повышение ИКТ-компетентности педагогов в ДОУ» размещена в разделах

Продолжительность проекта: долгосрочный проект

1. Пояснительная записка

Актуальность.

В современном обществе все больше говорят о перспективах использования информационно-коммуникативных технологий для решения воспитательных задач, стоящих перед системой образования. Это, в свою очередь, обуславливает возрастание значимости информационно-коммуникационной компетенции педагогического состава и требует от субъектов образовательного процесса готовности к использованию информационных и коммуникационных технологий при решении профессиональных задач.

Информационно-коммуникационная компетенция дошкольного учреждения предполагает способность применять информационно-коммуникативные технологии при решении практических профессиональных задач с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.

Информатизация системы образования проявляется через комплекс мер по внедрению в воспитательный процесс информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий.

Актуальным и востребованным в образовательной деятельности воспитателя является реализация информационно-коммуникативных технологий.

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Считая данную деятельность актуальной на сегодняшний день, пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения использования ИКТ в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между :

- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИКТ в их практической деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» (статья 29) говорится об информационной открытости образовательного учреждения, а в «Профстандартах педагога» отмечено, что одним из трудовых действий является «. Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)», и формирование необходимых умений «Владеть ИКТ-компетентностями : обще-пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая компетентность; предметно-педагогическая ИКТ компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)»

Средства информатизации необходимы ДОУ прежде всего для более качественной организации всей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведь компьютерные технологии могут быть с успехом использованы в административной, финансово-хозяйственной, методической и образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

П. Основная часть

Основные понятия, необходимые знать педагогам для использования в своей деятельности:

Информация - совокупность каких - либо данных, знаний.

Коммуникация - путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Информационные образовательные технологии - это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Цель: Спроектировать модель управления педагогическим процессом и организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

Задачи:

1. Спроектировать единую информационной среды (ЕИС, включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен.

2. Развивать общие навыки использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.

3. Разработать и апробировать технологии мультимедийного и интерактивного сопровождения в образовательной деятельности с воспитанниками;

4. Осуществлять использования ИКТ во взаимодействии с родителями воспитанников.

5. Разработать системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

6. Повысить ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.

Реализация указанных задач возможна лишь при комплексном подходе к информатизации, когда в образовательном учреждении создана единая информационная среда (ЕИС, включающая материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивающая автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. ЕИС предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Информатизация ДОУ предполагает использование ИКТ в деятельности

• административной,

• финансово-хозяйственной,

педагогической,

• методической.

Участники образовательного процесса:

• воспитанники,

• родители,

педагогические и административные работники.

Использование информационных технологий в административной, финансово-хозяйственной и методической деятельности позволяет эффективно управлять ресурсами, контингентом, образовательным процессом, обеспечивать коммуникацию и предполагает наличие электронных баз данных, архивов, электронного адреса и сайта образовательного учреждения.

Для успешного создания единой информационной среды ДОУ необходимо выполнить следующие условия:

• оснастить компьютерами все блоки информационного пространства;

• обеспечить мотивацию использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке;

• обеспечить повышение квалификации сотрудников в области информационных технологий;

• разделить весь объем информации по исполнителям;

• организовать локальную сеть;

• обеспечить свободный доступ в Интернет;

• организовать обмен опытом внутри образовательного учреждения.

Механизмы реализации проекта

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ.

Классический вариант оснащения ДОУ средствами информатизации.

Кабинет заведующего:

компьютер,

принтер,

ксерокс,

выход в Интернет,

локальная сеть.

Кабинет заместителя по АХЧ:

компьютер,

принтер,

ксерокс,

выход в Интернет,

локальная сеть.

Кабинет старшего воспитателя:

компьютер,

принтер,

ксерокс,

сканер,

цифровой фотоаппарат,

выход в Интернет,

локальная сеть.

Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана.

Использование этого вида оборудования предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Продолжительность занятий может быть увеличена в 2-3 раза по сравнению с работой за персональными компьютерами. Такой вид организации занятий близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы занятия. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т. д.

Использование интерактивной доски.

Интерактивная доска выполняет все те же функции, что и проектор с экраном, только к ним добавляются специфические возможности программного обеспечения, поставляемого в комплекте с устройством. Существует много видов интерактивных досок, и у каждой из них свое собственное программное обеспечение. Тем не менее, у большинства их них есть схожие функции:

«умное перо», которое преобразует объекты, нарисованные от руки, в фигуры правильной формы;

шторка, позволяющая скрыть часть экрана;

функция «фотоэкрана», позволяющая сделать снимок всего экрана или выделенной части при просмотре видео, работе в Интернете;

функция распознавания текста, позволяющая слова, написанные от руки, преобразовать в печатные символы;

коллекции изображений;

возможность перемещать объекты в пространстве интерактивной доски;

Для работы с учебным материалом в интерактивном режиме необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска.

В качестве учебного материала можно использовать презентации, видео - фильмы, флэш-анимацию, прикладные программные средства.

При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза дошкольникам: это может вызвать ожог сетчатки. Рекомендуется потолочное расположение проектора. Доска должна быть закреплена таким образом, чтобы детям не составляло труда достать до ее верхней части.

Интернет-ресурсы для работников ДОУ. Для многих работников образования и по сей день книги, и периодические издания являются основными источниками той или иной информации. Иногда на поиски необходимых сведений педагог тратит большую часть своего времени, перелистывая огромное количество страниц, просматривая стопки литературы.

Чтобы иметь доступ в Интернет с компьютера должны выполняться следующие условия:

-компьютер должен быть соединен линиями связи с сервером. В обычном случае это телефонные линии связи.

-для подключения к линиям связи с данного компьютера необходимо спе-циальное устройство - модем.

-пользователь компьютера должен иметь «разрешение» на доступ в Ин-тернет. Интернет - услуга платная. Оформить подключение к Интернет можно через так называемого провайдера, в ведении которого находится сервер - мощный компьютер для выхода в Интернет.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

-Создание нормативно-правовой базы (подбор правовых документов разного уровня, издание приказа, оформление локальных актов)

-Оформление каталог ресурсов ИКТ, электронных пособий

Сроки: 1 месяц

Ответственные: Заведующий, старший воспитатель

Диагностический этап:

- Проведение сравнительного анализа информационных потребностей и степени готовности к проведению информатизации участников учебно-воспитательного процесса. (анкетирование, тестирование, беседы)

Сроки: в начале проекта и в ходе завершения проекта

Ответственные: Старший воспитатель

Практический этап:

-Повышение квалификации по теме «Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ»

-Создание условий для реализации педагогами образовательной деятельности с использованием ИКТ (оснащение свободным доступом к компьютерной технике, разработка циклограммы деятельности на интерактивной доске и др.)

- Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ

-Разработка методического пособия, рекомендация по использованию ИКТ:

-создание презентаций для образовательной деятельности

-создание библиотеки компьютерных игр

-создание флипчартов для использования интерактивной доски для воспитанников разного возраста и методических рекомендаций к ним

-Проведение мастер-класса о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

- Проведение обучающих семинаров на тему:

«Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей»,

«Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада»,

«Использование ИКТ для повышения качества образования».

-Создание страничек педагогов на сайте ДОУ

-Организация творческих конкурсов среди педагогов и родителей : «Мой компьютерный плакат»; Презентация “Моя группа”; «Методический элек-тронный банк материалов для занятий; Информационный уголок для родителей; «Электронная газета».

-Проведение образовательной деятельности с воспитанниками с использование мультимедийных пособий, интерактивной доски, созданных видеороликов и др. ресурсов.

Сроки: в течение 3 месяцев

Ответственные: Администрация и педагоги

Презентационный этап:

-Презентация созданного клуба информационно-компьютерной компетентности «Современный педагог»

-Выступления на различных уровнях по распространению опыта по использованию ИКТ

- Участие в конкурсных мероприятиях по применению ИКТ

Сроки: за 2 недели до окончания проекта

Ответственные: педагоги

Контрольный этап:

-Обсуждение полученных результатов реализации проекта.

- Проведение оценка качества полученного продукта и действий в ходе реализации проекта.

Сроки: за неделю до окончания проекта

Ответственные: Администрация ДОУ

Ш. Итоговая часть

Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим следует изучить их образовательные потребности с помощью:

- диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;

- индивидуального собеседования;

- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

- систематизации и анализа выявленных проблем - запросов педагогов.

Предполагаемые результаты:

- повысится уровень педагогов в умении создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);

-педагоги овладеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;

-педагоги научаться разрабатывать НОД с использованием информационных технологий;

- педагоги овладеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;

-предполагается рост уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов;

-спроектирована единая информационная среда (ЕИС)

Использованная литература:

1. Заславская О. Ю., Сергеева М. А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. - М., 2012.

2. Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. - 2012.-№4.-с. 32.

3. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2015

Использованная литература:

Заславская О. Ю., Сергеева М. А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. - М., 2012, С. 61 - 77 Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - №6.- с. 32.

Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

Леоненко О. Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. - 2012.-№4.-с. 32.

Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.

Прищепа С. С., Храмцова Н. В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008.-№6.-с. 88. Справочник руководителя дошкольного учреждения. - М, Сфера, 2012 Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2013

Публикации по теме:

Индивидуальный план самообразования «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования» На 2016 - 2017 учебный год Тема: "Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования" Цель - повысить профессиональный.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Повышение качества профессиональной компетентности педагогов посредством активного внедрения в образовательный процесс ИТ 1 слайд. Тема моей работы «Повышение качества профессиональной компетентности педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный.

Повышение ИКТ компетентности педагога. Создание эффективной презентации Астафьева Татьяна Александровна Старший воспитатель МКДОУ «Черемховский детский сад» Повышение Икт компетентности педагога. Создание эффективной.

Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров как условия эффективности реализации ФГОС ДО Период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание.

Повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога Творческий план воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»» г. Мичуринска Котловой Е. Ю. по совершенствованию уровня.

Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование» Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование" Автор: Шиваракова Раиса.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.

Повышение компетентности родителей в области игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас, взрослых - родителей, педагогов. Семья играет главную роль.

Повышение компетентности родителей в области игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Выступление Я Кудрявцева Наталья Анатольевна МБДОУ – д/с №5, 1квалификационная категория, стаж работы 8 лет. Слайд 1 Тема моей работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение ИКТ-компетентности педагогов в ДОУ
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 17:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД