Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики

татьяна федорова
Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики

Из опыта работы:

«Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики» (воспитатель Воротилкина Т. В.)

Добрый день уважаемые коллеги. Разрешите мне поделиться с вами опытом работы по повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики.

Любого ребенка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения – залог успешного развития детей.

В статье 44 Закона об образовании, вступившего в силу 1 сентября 2013 года говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка. Новый закон ориентирует на взаимодействие педагогов с родителями, которые должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Такое положение обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, устанавливать прочное сотрудничество между родителями и детским садом, разъяснять ответственность родителей за воспитание детей, воспитывать чувство взаимного доверия всех участников коррекционного процесса.

Все вышесказанное актуально, как для работы педагогов групп компенсирующей направленности, так и общеразвивающих групп. Очень важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Особенно если он нуждается в коррекционной помощи (а в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями, а нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, формировании личности в целом). Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, логопедами-практиками предлагается логоритмика (это комплекс двигательных упражнений в которых разные движения сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением). А элементы логоритмики используют в своей повседневной работе и воспитатели. Это всем знакомые физкультминутки, пальчиковые игры, элементы артикуляционной и мимической гимнастики, дыхательные упражнения, различные самомассажи и другое.

На мой взгляд, занятия логопедической ритмикой и ее элементами может заинтересовать ребенка в условиях дома, ведь дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Дома дети гораздо охотнее выполняют игры и задания, основанные на движении. А технику выполнения таких упражнений может освоить любая мама

Цель моего выступления: поделиться с вами опытом, как активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, средствами логоритмических игр и упражнений, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;

- познакомить их с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями;

- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься своими детьми;

- воспитать привычку обращаться за помощью к педагогу в вопросах коррекции и воспитания;

Необходимым условием в работе являются:

- целенаправленность, систематичность, плановость;

- индивидуально-дифференцированный подход;

- доброжелательность;

Педагогом могут использоватьсяразличные формы и методы:

- родительские собрания;

- консультации (плановые, неплановые – по мере необходимости);

- индивидуальные беседы;

- обмен опытом;

- стенды, папки-передвижки, буклеты;

- открытые занятия;

- мастер-классы для родителей;

- анкетирование;

- совместные мероприятия;

В самом начале работы родителям необходимо дать понять то, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатель показывает важность данной методики, показывает, что логоритмика направлена на развитие речевых процессов: т. е.

- происходит совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

- происходит регуляция мышечного тонуса,

- активизация всех видов внимания и памяти и слухового восприятия;

- развивается дыхание, голос;

- вырабатывается умеренный темп речи и ее интонационная выразительность;

- развивается артикуляционная и мимическая моторика;

- формируется фонематический слух;

- происходит коррекции речевых нарушений в целом;

В ходе работы педагог знакомит родителей с видами логоритмических упражнений,рекомендуемых для занятий дома:

- пальчиковые игры и массаж пальцев;

- стихотворения, сопровождаемые движениями;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- чистоговорки;

- мимические упражнения;

- музыкальные произведения для релаксации;

- а так же знакомит родителей с литературой, которую можно использовать для занятий дома.

С КАКОГО ВОЗРАСТА НУЖНО ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ ЗАНЯТИЯ?

Чем раньше, тем лучше. Безусловно, для совсем крошек подобные занятия будут скорее пассивные, так как произносить или пропевать текст и выполнять движения вместе с малышом будет мама. А наиболее оптимальный возраст для занятий – 2,5 – 3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.

Так что же необходимо, чтобы организовать занятие по логопедической ритмике дома?

Первым этапом может стать подготовка комнаты, среды в которой будет проходить действие. Необходимо убедиться, что там достаточно места, что ничто не будет отвлекать ребенка от действия. Также следует обратить внимание на опору (пол, она должна быть устойчивой (не скользкой). Желательно перед занятием одеть удобную спортивную форму, чешки, во избежание травматизма и дискомфорта. После подготовки среды, нужно подумать о содержании, т. е. какие игры и упражнения использовать.

После выбора содержания действия следует заинтересовать ребенка на выполнение заданий, придумать то, что будет интересно именно вашему ему. Например, «Космическое путешествие» или «Цирковое выступление». Мотивировать ребенка можно, зная его интересы и возможности.

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической,является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

Итак, что необходимо знать, чтоб заниматься логоритмикой дома:

1.Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению.Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда он будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня.Быстрого эффекта ждать не нужно: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно знать, что заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, следует отказаться от него на некоторое время, но потом обязательно вернуться вновь.

5. Без музыки – никуда. Следует научиться подбирать саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы, а для более подвижной – марши и танцы. Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.

6.Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, следует упростить задание или разбить урок на несколько частей. Если у ребенка трудности с мелкой моторикой и звуками, – необходимо увеличить количество соответствующих упражнений.Не надо бояться экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не следует расстраиваться и сердиться, если у детей что-то не получается. Почувствовав недовольство, они могут замкнуться и отказаться от упражнений. Нужно набраться терпения и не бросать начатое дело.

Подводя итог всему сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогам ДОУ надо познакомить родителей с логоритмикой. Показать ее важность и значимость. Научить их самостоятельно применять данную технологию. Побудить их попробовать дома повторять с детьми такие упражнения, тем самым разнообразить совместный досуг и, самое главное, способствовать развитию своего ребенка.

Донести до них то, что занимаясь логоритмикой еще и дома, ребёнок быстрее начнёт овладевать чистой и правильной речью.

Публикации по теме:

Выстраивание партнерского взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей Добрый день, уважаемые педагоги, коллеги. Теоретическая часть. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших.

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей с использованием коуч-технологий Здравствуйте, уважаемые родители! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования традиционных и нетрадиционных пальчиковых игр» .

Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» Методическая разработка по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Повышение компетенции родителей в вопросах ЗОЖ дошкольников Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны.

Повышение родительской компетентности в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей Повышение родительской компетентности в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей средней группы в игровом проекте «Мой.

Взаимодействие с семьёй в вопросах речевого развития в старшей группе Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени. Эстер Селдсон Невозможно достигнуть.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Конспект занятия «В гостях у мишутки». Стимулирование речевого развития посредством тактильных ощущений В гостях у мишутки Цель: реализация форм взаимодействия «Д-В» «В-Д» Задачи: 1. Стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи,.

Опыт работы «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре родного города» Видео Представление своего опыта на городском круглом столе на тему «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики
Опубликовано: 20 марта 2018 в 10:06
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....